Технологическая карта урока по ОРКиСЭ ( Модуль «Основы мировых религиозных культур»). «Праздники и календари (православие, иудаизм)».
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Еремченко Наталья Валерьевна

Тема урока: «Праздники и календари (православие, иудаизм)». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx258.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа  № 253 Приморского района Санкт-Петербурга

имени капитана I ранга П. И. Державина

Технологическая карта урока

Тема урока «Праздники и календари (православие, иудаизм)»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Подготовила

Ерёмченко Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

2018 г.

Технологическая карта урока ОРКиСЭ

Тема

«Праздники и календари (православие, иудаизм)»

Модуль

Основы мировых религиозных культур

Оборудование

УМК «Школа России»: «ОРКиСЭ. Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. «Основы мировых религиозных культур». 4-5 класс

Мультимедийная презентация.

Раздаточный материал

Мультимедийная доска

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход, использование игровых технологий

Цель

Способствовать формированию у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; показать ценность достижений культуры для человечества.

Задачи

1. Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира

2. Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

3. Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.

4. Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.

Планируемые результаты

Познавательные

  • работать с понятиями: «праздник», «традиции», «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Вознесение», «Троица»;  «Песах», «Шавуот», «Суккот», «Ханука», «Пурим»
  • находить информацию в процессе подготовки ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
  • умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные

  • умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций;
  • умение контролировать результаты своей деятельности

Коммуникативные

  • умение воспринимать другое мнение и позицию;
  • умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;
  • умение осуществлять взаимоконтроль;
  • умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные

  • формированию внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий: представление о традициях, уважительное отношение к культуре разных религий (иудаизму, христианству);
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемый результат

Организация деятельности учащихся

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

  • волевое саморегулирование

Актуализация знаний

- Отгадайте загадку: «Сам дней не знает,
А другим указывает» (календарь)

- Что такое «календарь»?

- Чем различаются календари?

- Для какой цели используем календарь?

- Почему для обозначения дней использованы разные цвета?

- Какие дни отмечены красным цветом?

- Что такое праздник? С какими словами у вас ассоциируется слово «праздник»?

П- подарок

Р- радость

А-

З-

Д-

Н-

И-

К-

- Какие бывают праздники? (семейные, профессиональные, государственные, религиозные)

Определение понятий «календарь»

Работа со словарём

По иллюстрациям – рассказывают о том, какие бывают календари (государственный и религиозный)

  • умение работать с понятиями: «календарь», «праздник»

Самоопределение в деятельности

Совместно с учениками определяют тему и задачи урока

- Какой курс мы изучаем?

- О каких праздниках пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте задачи, используя опорные слова.

Настраиваются на учебную деятельность. Определяют тему урока, записывают её на рабочем листе

  • умение определять цели урока,
  • планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками во время урока

Учебно-познавательная деятельность

Информация по теме «Праздники христианства»:

Фронтальная беседа.

- Прочитайте названия праздников.

- Что объединяет их? С чьим  именем они связаны?

ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА

-У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке.  Работа в парах.

Правила работы в паре

  • Работать должны оба
  • Один говорит, другой слушает
  • Свое несогласие высказывай вежливо
  • Если не понял, переспроси

Знакомятся с праздниками, заполняют опорную таблицу на рабочем листе

ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА:

слушают учителя; самостоятельно работают с карточками, читают текст (стр. 64), осмысливают его

Название

праздника

Чему посвящен

Как готовятся

Угощение

Ритуалы

христианство

  • умение работать с понятием –праздников:  ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
  • умение анализировать и отбирать необходимый материал,
  • умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в диалоге, в общей беседе

Фронтальная беседа о христианских праздниках: ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА.

Беседа по статье учебника

слушают о традициях празднования праздника, находят сведения о праздниках в учебнике, заполняют таблицу

  • умение работать с понятием - праздник ПАСХА, ТРОИЦА, РОЖДЕСТВО , ВОЗНЕСЕНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, ТРОИЦА
  • умение анализа и обобщения,
  • умение выразить свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Организует фронтальную беседу. Подводит к сопоставлению смысла праздников в христианстве

-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)

-Что такое пост? (словарная работа)

-Почему пост - Великий? (самый большой)

-Найдите предложение, в котором говорится о том, что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).

-Как вы это понимаете?

-Как называется неделя перед Пасхой?  (Страстная седмица)

-Какие особенности Пасхального богослужения?

-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?

  • Самостоятельное чтение с.63-64.

-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?

-Какой праздник является рождением христианской церкви?  (Троица)

-Назовите особенности празднования Троицы.

Итог: Назовите еще раз христианские праздники.

заполняют опорную таблицу на рабочем листе

Выполняют задание «Соедини название христианского праздника и событие, которому он посвящён

  • умение работать с понятием - праздник
  • умение обобщать, сравнивать и строить логически аргументированные рассуждения

Физкультминутка

Учитель предлагает выполнить упражнение.  Игра «да» - «нет»

Учитель сообщает 5 высказываний:

  1. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — "сытная кутья" (нет)
  2. Вознесение Господне считается последним весенним праздником. (да)
  3. На Троицу обязательно подавали яичницу как символ солнца. (да)
  4. В воскресенье, в Вознесенье, с утра люди всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. (нет). - О каком празднике идёт речь? (Троица)
  5. Кутья обычно варится из зёрен ячменя. (нет). – К каким праздникам готовят кутью?

Выполняют разгрузочные упражнения

Анализируют содержание высказывания, соотносят с темой урока и определяют его истинность. Выполняют соответствующее задание

  • умение анализировать, обобщать

умение отбирать необходимую информацию с опорой на полученные знания

Учебно-познавательная деятельность

Информация по теме «Праздники иудаизма»

Учитель организует работу в группах: предлагает ознакомиться с текстом на стр. 62-63 и заполнить опорные листы

Исследовательская деятельность. Работа в группах.

-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.

Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.

Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.

Памятка-подсказка:

  • Название праздника
  • В чем заключается суть
  • Как готовятся к празднику
  • Традиционное угощение
  • Какие ритуалы, вещи с ним связаны

-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.

Читают текст, осмысливают его содержание. В парах отбирают необходимый материал для заполнения опорных листов.

  • умение работать с понятием - праздник
  • умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения

Закрепление знаний

Учитель показывает предмет или изображение предмета: с опорой на предмет или изображение нужно назвать праздник, определить к какой религиозной культуре он относится

Игра «Узнай праздник»

Объясняют свой выбор, учатся приводить аргументы на основе полученных знаний

  • умение работать с понятиями,
  • умение анализировать и обобщать,
  • умение аргументировать свой ответ

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности

Учитель подводит итог в форме беседы

- С какими праздниками вы сегодня познакомились?

- Что было новым для вас?

- Что вы уже знали?

- Достигли мы поставленной цели?

Предлагает оценить свою работу на уроке «Дерево успеха»

Учащиеся приходят к выводу о том,  что праздники имеют важное значение в жизни людей разных религий.

Оценивают свою работу на уроке, используя листочки (красного, желтого, зелёного цветов)

«Красный» - учебный материал усвоен плохо

«Жёлтый» - знаю учебный материал, но допускаю ошибки

«зелёный» - выполняю задания без ошибок

  • умение соотносить полученный результат с планируемым,
  • умение контролировать результаты своей деятельности.

Приложение

Урок 23. _______Праздники и календари__(христианство, иудаизм)_________

ПРА́ЗДНИК - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-н.

2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.

3. Выходкой, нерабочий день.

4. День радости и торжества по поводу чего-н.

5. День игр, развлечений. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)

Название праздника

Посвящён

Как готовятся к празднику

Традиционное угощение

Какие ритуалы, вещи с ним связаны

Христианство

Рождество

25 декабря

(7 января)

Рождению Иисуса Христа  

Рождественский пост

Рождественские лакомства. В северо – русских губерниях делали особое печенье «козульки» в виде фигурок животных. Их делали детям или выставляли в оконцах. Одаривали не только славильщиков, сладостями делились с бедняками, больными.

 Картинки по запросу подготовка к празднику рождество христово  печенье козульки

В рождественских обрядах различаются кутья бедная и богатая. Бедная (или постная) кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний (в крещение). Кутья обычно варится из зерен пшеницы.

Обязательной частью сочельнической трапезы был "взвар", (компот) из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке.

Рождественский сочельник (24 декабря/6 января), день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, "вифлеемской" звезды, возвестившей рождение Спасителя. 

Праздник Рождества тогда справлялся в домах торжественно. Приготовления елки от младших в семье детей, как правило, скрывались. Украшалась она либо канонично после всенощной, либо (в более либеральных семьях) до всенощной, но доступа к ней не было. Елку обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забав. Обязательными были детские подарки под елкой. Для мужчин в первые дни Рождества были обязательны "визиты" (снизу вверх по родственной и социальной лестнице). "Визит" длился не более 10-15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев.

Впрочем, подарки дарились не только детям. Канун Рождества и Святки считались днями особой благотворительности и участливости по отношению к тем, кто лишен по каким-либо причинам возможности быть причастным к празднеству. 

Крещение

(Богоявление)

6 (19) января

Древнее общее название этих празднеств – Богоявление, так как отмечая рождение Христа и его крещение, христиане празднуют пришествие в мир Бога.

Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно – идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.

Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.


На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.

Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.
Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.
За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — "голодная кутья".

За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством – в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.

Затем всей семьей трапезничали – на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины "квадратные" с тем, "чтобы в доме водились деньги".

После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась "отпускать" рождественские праздники – выпускали белого голубя из клетки.

Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.

На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.

Пасха

Великий пост, Страстная седмица

Кулич, пасха, крашеные яйца

Богослужение совершается ночью открывается торжественным крестным ходом, 40 дней вспоминают о пасхальных событиях

Вознесение

Христос взошёл на небо и сел по правую сторону Бога Отца

имеет 1 день предпразднства

В домах на Вознесение пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья - "лесенки", или "лествицы", на которых обязательно делали семь "перекладин", символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.Картинки по запросу кушанья к празднику вознесение печенье лествицы

Считалось особым грехом в период с Пасхи до Вознесения в чем-то отказывать странникам, верующие старались больше помогать нуждающимся, подавать милостыню просящим.  Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения.Вознесение Господне считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»

Троица- день рождения Христианской церкви

начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова

украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами.

Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой. К празднику  хозяйки традиционно мыли и убирали дом и двор, отцы семейств и сыновья косили траву в полях.

пекли пироги, медовые коврижки. Обязательно подавали яичницу как символ солнца, много овощей, фруктов. Также обязательно были блины (их носили и на кладбище в Родительскую субботу) и блюда из яиц.

В воскресенье, в Троицын день, с утра люди всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. Троицкие гулянья знаменовали переход от весны к лету. К Троице, как правило, заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.

Пекли пироги и караваи, завивали венки из березы и цветов, ходили в гости. Парни и девушки гуляли в лесах и на лугах, причем девушки специально шили к празднику наряды. Головы украшали венками из цветов или головными уборами, вышитыми золотыми нитями.

Иудаизм

Название праздника

Посвящен

Как готовятся к празднику

Традиционное угощение

Какие ритуалы, вещи с ним связаны

Песах(Пасха)

вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство в Землю Обетованную.

едят мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей.

Все блюда на столе имеют символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тёртых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминают глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов.

Праздник начинается с застолья, проводимого в соответствии со строгим ритуалом

В течение праздника запрещено есть квасной хлеб,

Шавуот

праздник в память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.

Синагоги украшают цветами и зелёными ветками

принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. По традиции к праздничному столу подаются блюдо из молока и мёда и творожные ватрушки.

Праздник связан с дарованием Торы и поэтому обучение детей иудейским традициям обычно начинается именно в Шавуот.

Суккот- праздник кущей

вспоминанием о блуждании евреев по Синайской пустыне. Согласно другому толкованию, смысл этого обычая в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

устраиваются базары, где продают лулавы, пальмовые ветви для кровли.

следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще).

ритуал "вознесение лулава". Лулавом называют как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. В течении 8 дней зажигают свечи, вначале 1, потом 2…

Ханука

Переводится с иврита как обновление или освящение

Маккавеи все же решили зажечь Менору, чтобы освятить Храм. И произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней - на время, которое требовалось для приготовления нового масла.

устраиваются базары, где продают ханукии, волчки и пончики.

Пончики делаются на основе Фото: Пончики с вареньем для праздникадрожжевого теста в большом количестве масла. Другое популярное блюдо на Хануку – латкес (в Израиле используется название левиот), или обычные драники, приготовленные их тертого картофеля и поджаренные на растительном масле.

Ханукальные светильники зажигают после появления первых звезд. Однако если это время было по каким-то причинам пропущено, их можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят

В первый день зажигают одну свечу, во второй – две, а в восьмой день – все восемь. Детей ожидает масса приятных сюрпризов, когда наступает Ханука – поздравления, специальные книжки с описанием ханукальных чудес, игры, сладости, орехи и т.д. Именно поэтому Хануку, как и Пурим, в народе называют «детскими» праздниками. На Хануку принято дарить подарки, устраивать обильные застолья, веселиться и гулять.Ханукальные символы это ханукия, волчок и пончик.

Пурим

с воспоминанием о чудесном избавлении евреев от истребления, задуманного злодеем Аманом.

Пурим начинается вечером с чтения Книги Эстер в синагоге. Содержание ее напоминает о происшедшем чуде, и есть заповедь публично читать в синагоге ее текст по свитку.

Накануне праздника принято воздерживаться от еды и питья, то есть, поститься. С давних времен существует обычай наряжаться в Пурим в карнавальные костюмы, изображающие различные персонажи Книги Эстер

особое треугольное печенье, которое называют «ушами Амана».

Во время празднования Пурима при упоминании имени Амана все присутствующие начинают шуметь, трещать специальными трещотками

Источники:

  1. http://www.nexplorer.ru/news__12727.htm.
  2. https://sputnik-georgia.ru/spravka/2018
  3. http://www.calend.ru/holidays/0/0/598/
  4. http://www.calend.ru/holidays/0/0/642/         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....

Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.

данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»

Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» -  это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...