Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Лебедева Елена Вадимовна

Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» -  это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей составляющей мировой культуры; воспитание толерантности; формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Материалы данной методической разработки рассчитаны на два часа. Учитель может сам планировать время работы детей на уроках. Целесообразно на первом уроке рассмотреть и выслушать про праздники двух –трех религий, а на втором уроке оставшиеся праздники и провести мастер-класс по изготовлению праздничных открыток.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_orkse_1.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 378  Кировского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

 по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

блок: «Основы мировых религиозных культур»

по теме «Праздники и календари»

Лебедева Елена Вадимовна

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2020г

Пояснительная записка

Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» -  это формирование у школьников представления о религии,  как о важнейшей составляющей мировой культуры;  воспитание толерантности;  формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению,  основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России,   развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Материалы данной методической разработки рассчитаны на два часа. Учитель может сам планировать время работы детей на уроках. Целесообразно на первом уроке рассмотреть и выслушать про праздники двух –трех религий, а на втором уроке оставшиеся праздники и провести мастер-класс по изготовлению праздничных открыток.

Технологическая карта урока

Тема урока: Праздники и календари (уроки 23-24)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: Знакомство с праздниками традиционных религий России.

Задачи: 

- расширение знаний о религиозных праздниках;

- развитие коммуникативных способностей, учить аргументировано отстаивать свою точку зрения;

 -  воспитание уважительного отношения к праздникам других религий.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомить с традициями праздников в религиях мира;

-формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Метапредметные:

Познавательные: навык работы с информацией, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.

Личностные:

- толерантность как социальная и личностная ценность;

- проводить самооценку на основе критерия успешности; - не бояться собственных ошибок и прислушиваться к мнению одноклассников.

Ресурсы урока:

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

 

Ученики перед входом в класс выбирают один из четырех жетонов (желтый, красный, синий, зеленый) и садятся за столы в соответствии с выбранным цветом жетона

Актуализация необходимых знаний

1.На экране кроссворд.

- Ребята, давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему сегодняшнего урока.

- О чем же мы сегодня будем говорить?

- Это будут религиозные праздники. А какие праздники и каких религий вы знаете? Может быть как какие-то праздники отмечают в вашей семье?

2.На доске слова:

Ханука, Пасха, Курбан-байрам, Крещение, Рождество Христово, Ураза-байрам, Сагаалган, Шавуот.

- Что это, как вы думаете?

-Какие из этих праздников вы знаете?

Дети разгадывают кроссворд, вспоминая пройденный материал.

Организация познавательной деятельности

1. - По одному представителю от группы подойдите и выберите себе конверт. На конверте написано о праздниках какой религии вы будете сегодня нам рассказывать.

- Ваша задача:

      -заполнить таблицу в строке, соответствующей выбранной религии;

     -подготовить рассказ о любом одном празднике подробно (по вашему выбору)

- Работаем.

2. Слушаем выступления групп.

(Во время выступления групп, учитель дополняет их рассказы своим выступлением о еще одном празднике. Для этого надо подготовить сообщение о двух праздниках каждой религии.

Христианство – Пасха и Рождество.

Иудаизм –Ханука и Пурим.

Ислам – Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Буддизм – Дончод и Сагаалган.)

(см. приложение 4)

3. Изготовление поделок к религиозным праздникам.

- Вы знаете, ребята, что к каждому этому празднику изготавливают различные поделки. Сейчас подойдите ко мне и возьмите коробки, в соответствии той религии, о праздниках которой вы рассказывали. В коробке вы найдете образец  изделия, инструкцию и материалы для работы.

(см. приложение 5)

Работа в группах

Ученики выбирают себе конверт, на котором написано (Христианство, Иудаизм, Ислам, Буддизм). Внутри конвертов дополнительный материал (см. приложение 1)

Работа детей в группах. Дети используют материал учебника и дополнительный материал (см. приложение 2). Заполняют таблицу

(см. приложение 3).

Во время выступления групп учащиеся заполняют оставшиеся графы в таблице так, чтобы таблица выглядела полностью завершенной.

Ученики подробно рассказывают о любом одном празднике.

Дети выбирают коробки с необходимыми материалами. Занимаются изготовление поделок.

Рефлексия деятельности

- Вспомните тему урока.

- Что вы сегодня узнали нового для себя на уроке?

- Интересны ли традиции людей разных вероисповеданий?

- Как вы думаете, а как нужно относиться к религиозным  праздникам?

- Выразите одним предложением самое главное для каждого из вас на сегодняшнем уроке.

- Как вы думаете, а чтобы я хотела задать вам в качестве домашнего задания? (Рассказать дома родителям, о том, что сегодня узнали)

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что он хорошо работал в группе, много нового узнал, что-то рассказал и другим, то поаплодируйте себе за прекрасную работу.

- Спасибо за урок

В конце урока из поделок организуют выставку.

Приложение 1

Кроссворд

П

а

л

о

м

н

и

ч

е

с

т

в

о

И

е

Р

у

с

а

л

и

м

п

л

А

ч

а

З

а

п

р

е

т

н

а

я

х

а

Д

ж

И

к

о

Н

ы

В

И

ф

л

и

е

м

М

е

к

К

а

р

е

л

И

к

в

и

я

1.Путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

2.Город священный для христиан, для мусульман и для иудеев.

3.Название фрагмента храма иудеев в Иерусалиме. Стена…

4.Мечеть вокруг храма Каабы.

5.Паломничество мусульманина, которое он должен совершить хотя бы раз в жизни.

6.К чему еще могут совершаться паломничества христиан.

7.Город, где родился Иисус.

8.Город, куда совершается хадж.

9.Особо хранимая и почитаемая верующими святыня.

Приложение 2

Приложение 3

Религия

Праздники

Мне это интересно

Христианство

Иудаизм

Ислам

Буддизм

Религия

Праздники

Мне это интересно

Христианство

Рождество

Крещение

Воскресение Христово (Пасха)

Троица

Дни памяти святых

Все праздники связаны с событиями жизни Иисуса Христа.

Иудаизм

Песах

Шавуот

Суккот

Ханука

Пурим

Ислам

Курбан-байрам

Ураза-байрам

Мавлид

Буддизм

Дончог (день рождения, день просветления, день ухода из земного мира Будды)

Сагаалган

Праздники часто изменяются в зависимости от страны, в которой празднуются.

Приложение 4

Презентация

Приложение 5

1-ая коробка – Христианство

Праздник Пасха

Сделайте пасхальную открытку.

Инструкция:

  1. Рассмотрите образец.
  2.  Выберите материалы.
  3. Найдите шаблоны:

- яйца;

- цыпленка

      4. Соберите открытку.

      5. Украсьте.

2-ая коробка – Иудаизм

Праздник Ханука

Сделайте открытку.

Инструкция:

  1. Рассмотрите образец.
  2.  Выберите материалы.
  3. Найдите шаблоны:

- свечи (сделайте 8 штук и одну подлиннее на 2 см)

- подсвечника

      4. Соберите открытку.

     

3-ая коробка – Ислам

Праздник Ураза-байрам

Сделайте открытку.

Инструкция:

  1. Рассмотрите образец.
  2.  Выберите материалы.
  3. Найдите шаблоны:

- основы - кольца

- полумесяца

- звезды

      4. Соберите открытку.

4-ая коробка – Буддизм

Праздник Сагаалган

Сделайте символ года 2020 мышку

(любую поделку  - символ грядущего года)

Инструкция:

  1. Рассмотрите образец.
  2.  Выберите материалы.
  3. Найдите шаблоны:

- больших сердечек (это подставка и тело мышки) – 2 штуки

- средних сердечек (это ушки мышки)

- маленьких сердечек (это украшения ушек мышки) – 2 штуки

      4. Соберите открытку.

      5. Дорисуйте глазки. Сделайте хвостик.

Список литературы:

«Основы религиозных культур и светской этики»: учебник / Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. - М.: Просвещение, 2015.

 «Основы религиозных культур и светской этики»: книга для родителей./Под ред. Тишкова В. А., Шапошниковой Т. Д.; Данилюк А. Я., Мурманск, 2015.

«Основы религиозных культур и светской этики»: книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.. - М.: "Просвещение", 2015.

«Поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» : методические разработки/ Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А.), - М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Урок ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Данная методическая разработка урока поможет училелям 4 классов провести урок ОРКСЭ....

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.

Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....