Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Закирова Лариса Фёдоровна

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_zakirova_larisa_fyodorovna.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Закирова Лариса Фёдоровна, учитель начальных классов МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ

Предмет: ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»)   класс - 4

Тема урока

Место урока по теме

Семейные традиции.

27 урок

Тип урока

Формы, приёмы, методы

Усвоение новых знаний

Комментированное чтение, беседа, работа в парах и группах, работа с иллюстративным материалом, притчей, самостоятельная работа с источниками информации, учебный диалог.

Цель урока

Задачи урока

дать представление об отношении к семье традиционных религий

Образовательные: 

- знакомство с понятиями семья, семейные традиции;

-раскрытие отношения к семье в традиционных религиях;

-формировать уважительное отношение к семье, семейным традициям;

-умение объективно оценивать себя и других;

  Развивающие:

 развивать мышление, наблюдательность, терпимость.

Воспитательные:

- формировать уважительное отношение к семье;

- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

традиции россиян, собственные традиции семьи; праздник – одна из форм исторической памяти; определение понятия традиция.

 следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные УУД:  

составить  перспективу развития семейных традиций своей семьи.

Регулятивные УУД:

Принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

выявить различия понятий, дать их определение; выполнение заданий развивающего характера, составление схем, таблиц.

-проблемный диалог

-ИКТ технология,

- игровая,

-актуализации знаний.

Средства наглядности:

Раздаточный текстовый материал,

 -мультимедийный проектор, презентация.

Источники:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2013.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

Мотивация и самоопределение деятельности

Настроить учащихся на учебную деятельность.

Дети входят в класс под «Гимн Семье»

Ребята рассаживаются за 3 стола.

 

Коммуникативные УУД: 

Психологический настрой на совместную работу

Личностные УУД:

Наличие мотивации к работе на результат

фронтальный

Создание доброжелательного отношения на уроке, настроя на активную работу

Актуализация  знаний

 Выявить знания учащихся по данной теме,

Подготовить  к восприятию нового понятия 

Формирование новых знаний и умений

Постановка проблемы

Построение выхода из проблемной ситуации

Открытие новых знаний

Работа с притчей «Как появилась дружная семья»

Формировать умение искать необходимую информацию, отвечать на проблемные вопросы, познакомить с понятием «семейные традиции»

Первичное закрепление

Чтение рубрики «Это интересно»

Познакомить с понятием «семейные традиции»,

развивать умение работать в паре.

Минутка тишины. (видеоролик)

Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа с проверкой

 Работа в парах

Повторить и закрепить знания и умения, полученные на уроке.

Рефлексия

Дать возможность ученикам осознать свою  деятельность на уроке

Домашнее задание

Каждая группа получает конверт с заданием: собери загадку и назови отгадку. (стихи разрезаны по строчкам)

Приложение1

- Назовите основную мысль вашего четверостишья.

- Ребята, возможно ли расположить эти четверостишья так, чтобы получился единый стихотворный текст?

- Постарайтесь определить тему нашего сегодняшнего занятия.

- Давайте определим что же такое «семья»?

- Прочитайте, как определяют семью  С. И. Ожегов и Д.Н. Ушаков?

- На чём основывается счастливая семья? Какие нравственные ценности способны укрепить её?

- Семья –  это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая это семья!

-Подберите имена

прилагательные, характеризующие счастливую, на ваш взгляд, семью.

-Посмотрите мы все разные, но все хотим жить в счастливых семьях!

- Сейчас я вам расскажу притчу, «Как появилась дружная семья».

Давным -давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

- Вы поняли,  почему у вас на столах ромашка?

- Правильно.

-На  лепестках ромашки запишите эти качества.

- Пользуясь учебником, попробуем заполнить таблицу и сравнить основные ценности семейной жизни в различных религиях.

- Именно традиционные религии мира уделяют огромное значение семье, гармоничным отношениям в ней.

- Говорят, когда в семье живёт любовь и дружба у всех, кто в ней живёт, в сердце расцветают цветы.

- Хотите почувствовать, как они расцветают?

 Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо.

Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растёт бутон цветка. От света и тепла  цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…  (включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными  мотивами )

 -А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы  в сердце.

 - Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

Экскурсия.

Слайд 1. Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в музей семьи и семейных традиций. Музей создан ребятами нашего класса, экспозиция его постоянно пополняется, обновляется.

Переход на слайд № 2. Итак, мы в музее. Посмотрите как много в нем интересных залов. Начнем мы нашу экскурсию с зала изобразительного искусства.(слайд 3)

Век семьи долог, как и век человечества. Тема семьи отражалась и на первых наскальных рисунках, и на полотнах крупнейших мастеров мировой живописи. Художники изображали в своих работах семейные сценки, семейные портреты, семейное счастье и драматические моменты в жизни семьи. Важное место во многих работах отведено женщине – хранительнице домашнего очага.  В творчестве русских художников семья, как правило, – это основа всей жизни. Посмотрите на репродукции картин.

- Фёдор Славянский «Семейный портрет»

- Пабло Пикассо «Семья странствующих комедиантов»

- Марк Шагал «Белый конь»

- Жан Оноре Фрагонар «Счастливое семейство»

- Здесь представлены работы художников разных веков, разных направлений живописи, объединенные одной темой – семья.

(В нашу экспозицию мы включили рисунки, которые были созданы в разное время учениками нашего класса.)

«Сокровища старого сундука» (слайд 7).

-Ребята, что дом делает домом, непохожим на другие дома? Что вас окружает в квартире?  - Человек живёт, пользуется какими –либо вещами ,которые ему дороги, связаны с каким- либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остаётся. Мы продолжаем ее хранить. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов.           Какие же тайны хранятся в  этом сундуке? (Я достаю предмет, кто узнал свою вещь должен кратко  о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.)

-Почему мы храним эти вещи?

- В русском языке существует много пословиц и поговорок о семье и семейных традициях.

Перед вами листы с пословицами. Необходимо соединить их начало и конец и сказать о чем гласит народная мудрость.

Проверьте, правильно ли получилось.

Приложение 3

Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации  родные люди от нас никогда не отвернутся. А теперь  впишите в сердечки тех людей, которые живут в вашем сердце. Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.                                          

- Мы узнали, что такое традиции,  какие они бывают. Дома напишите мини-сочинение на тему «Моя семья» или «Мои семейные традиции»

- Расскажите своим близким (маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке) о том, что узнали на уроке.

Ребята составляют 3 загадки:

2.Все родные, с кем живёте,

Даже дядя или тётя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна семья!

1.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

3..Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

-.Состав семьи и поддержка.

-Ценность семьи;

- Как строится семья.

-Необходимость семьи.

1.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

2.Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тётя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна семья!

3..Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

- Семья, её значение и отношение к ней основных мировых религий.

- Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

- Ушаков Д.Н.:
- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, сплочённые общими интересами. А самое главное – они родные друг другу.

- Учащиеся высказывают свои предположения.

- Дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…

- Внимательно слушают.

- Ромашка-символ семейной любви и верности.

- Каждый стол записывает  качества,  которых должна придерживаться семья.

(Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.)

- На экране заполняется сводная таблица.

- Да.

- Для этого каждому нужно хорошо знать свою семью, изучать её традиции.

-Предметы, вещи.

- Ребята рассказывают о предназначении старых вещей.  

- Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они и дороги нам как память о наших родных.

Работают в паре.

- Учит правильно жить

- Высказываются по поводу материала урока

Коммуникативные

-участвовать в диалоге на уроке;

-принимать совместное решение.

Познавательные УУД:

- логические:

- установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- настрой на работу.

Личностные УУД:

- желание и стремление к познавательной деятельности;

-формирование понятия важности семьи и семейных

традиций.

 

Коммуникативные -участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли; -умение строить взаимодействи

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и

выделять необходимую информацию, обсуждать  проблемные вопросы

Коммуникативные

-участвовать в работе пары, договариваться друг с другом.

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

-овладение навыками смыслового чтения

Коммуникативные

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

- овладение навыками смыслового чтения

Личностные УУД:

-развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

-способность анализировать нравственную сторону поступков

Регулятивные

-осуществлять контроль своей деятельности

- оценивать правильность выполнения своих действий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

- перерабатывать информацию

Коммуникативные: - умение выслушать и принять чужую точку зрения, аргументировать свой ответ

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные УУД:

способность к самооценке  на основе критериев успешной учебной деятельности

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальный

фронтальный

Фронтальный,

Наблюдение за работой в парах

Самооценка

Оцените свою работу по следующим критериям

-самостоятельность выполнения работы (с помощью светофоров  зелёный цвет - выполнил работу сам, красный- обращался за помощью;

- правильность выполнения работы   ( зелёный - уверен, что работу выполнил правильно, потому что хорошо понял тему урока, красный - мог ошибиться, потому что не очень хорошо понял тему урока

Самооценка с помощью представленных предложений

Собранные в группах пословицы

Единый стихотврный текст о семье

Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, сплочённые общими интересами. А самое главное – они родные друг другу

Сформулирован вывод о том, что?

Осознание  и принятие понятия

«семейные традиции»

Каждый проведёт рефлексию своей деятельности на уроке.

Приложение1

1.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

2.Все родные, с кем живёте,

Даже дядя или тётя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна семья!

3..Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

Приложение 2

«Как появилась дружная семья».

Давным  –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

Приложение 3

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В дружной семье и в холод тепло.

Кто родителей почитает, тот век счастливым  проживает.

Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1

Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.

Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.

Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»

Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» -  это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...