"Школа будущего первоклассника"
рабочая программа по теме

Демина Екатерина Владимировна

Подготовка ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

           Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к дошкольному образованию. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации дошкольного образования. Появилось много образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием. Очередная насущная задача – введение вариативных  организационных форм дошкольного образования. Одной из таких форм  является школа будущего первоклассника.

          Эта программа  призвана дать детям дошкольного возраста необходимую разнообразную развивающую практику и равный старт в преддверии школы. От того, как подготовлен ребенок к школе, зависит  успешность его адаптации, вхождения в режим  школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.

           Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Такие дети часто мало инициативны, не стремятся к творчеству, у них затруднено общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

            Таким образом можно сделать вывод о том, что ребенок готов к обучению в школе, если он достиг уровня физического, интеллектуального и социального развития, который помогает им  выполнять требования школы и осваивать учебные предметы.

Основными целями создания программы «Школа будущего первоклассника» в нашем учреждении являются:

  1. Удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей;
  2. Создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных задатков детей;
  3. Подготовка детей к обучению на начальных ступенях образования.

Данные цели определяются следующими задачами:

  • Обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу
  • Помочь родителям квалифицированно подготовить ребенка к школе;
  •    Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу;
  • Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  •    Формировать интеллектуальную готовность, которая включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, мыслительную активность ребенка;
  •    Содействовать формированию волевой готовности, т.е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых, умению управлять своим поведением, умственной деятельностью;
  • Личностная, социально – психологическая, эмоциональная готовность к школе.

Принципы организации занятий:

  1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной, самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми
  2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера – участника.
  3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
  • Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
  • Гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа)формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям;
  •      Дифференцированный временный режим для разных видов совместной деятельности.

При организации работы с детьми в нашем учреждении реализуется и программа психологического сопровождения дошкольников.

Основными направлениями деятельности психолога в группе являются:

  • Ритмичные, систематические проведения психологических занятий, ориентированных на раскрытие, понимание и адаптацию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;
  • Информирование, консультирование взрослых по вопросам развития детей, их активности, успешности на психологических занятиях;
  • Вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;
  • Изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности ребенка.

Тематическое планирование по математике и развитию речи

(1 ч в неделю 36 ч в год)

Занятие 1.         Звук и буква А. Знакомство с буквой. Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки об арбузе, автобусе.

Счет предметов.  Числа от 0 до 3. Цифра 0. Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Письмо  цифры 0 (пустое множество).

Занятие 2.         Звук и буква М. Знакомство с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Пишем: М,

МА – МА.

Числа от 0 до 5. Число и цифра 1. Знаки +, -, =. Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному образцу  и  самостоятельно. Знакомство со знаками.

Занятие 3.        Звуки и буквы Р, О. Знакомство с буквами. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по серии  картинок. Логическое упражнение  «Рыбы. Животные». Заучивание стихотворения «Речка». Пишем: Р, О, ар, ра, ро, он.

                Закрепление счета от 0 до 5. Игра (Рыбалка).

Занятие 4.        Звуки и буквы Р, О. Закрепление букв. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа по серии  картинок. Логическое упражнение. Пишем: Р, О, Шар, Рама, Варя, Рома.

                Число и цифра 2. Состав   числа 2. Пишем цифры 1 и 2 по образцу.

Занятие 5.        Звуки и буквы Ш. Знакомство и характеристика звука и буквы   Ш,  написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Пишем:  Ш, Ша, Шо, Шар, Шары, Маша.

                Число и цифра 3. Состав   числа 3.  Игра  «По грибы по ягоды». Повторить состав числа 2. Как получить число 3?

Занятие 6.        Звуки и буквы Ы. Знакомство с буквой и звуком Ы. Заучивание стихотворения. Чтение слияний слогов, слов. Логическое упражнение. Пишем: Ы, вы, ты, мыши, клык, тыква.

Состав числа 3, цифра 3. Рисуем грибочки по точечному образцу. Письмо цифры 3.

Занятие 7.        Звуки и буквы И, У. Знакомство со звуками и буквами. Многозначность слов: игла, нос. Шарады: уточка, удочка. Чтение букв, слогов, слов. Предложение. Анаграммы. Пишем: И, Ни, Ира, Зина, синий, сито.

                Число и цифра 4. Состав   числа 4.  Знакомство с числом и цифрой 4. Загадки о пальчиках. Понятие «столько же». Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же). Письмо цифры 4.

Занятие 8.        Звук и буква Н. Знакомство со звуком и буквой. Чтение букв, слогов, слов. Нахождение звуков в словах. Составление предложений. Пишем: Н, Нина, насос, носок.

                Число и цифра 5. Состав   числа 5.   «Пушистая история» - шарада ( по картинкам  «Кот и мышь» ), мышка – мушка- мишка.

Занятие 9.        Звук и буква К. Развитие речи, «Кот – герой сказок». Загадки. Земля- дом для всего живого. Чтение букв, слогов и предложений. Пишем: К, сок, кот, Катя, крокодил.

                Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Закрепление числа и цифры 5. Состав числа 5. Пишем цифру 5 по образцу. Работа со счётным материалом.

Занятие 10.        Звук и буква: С. Загадки. Чтение букв, слогов и предложений. Составление рассказа с предложенными словами. Пишем: С, СА, ус, сон, носорог, свет.

                Счёт предметов от 0 до 5. Прямой и обратный счёт от 0 до 5. Загадка о еже. Счёт предметов по стихам о еже. Состав чисел 2,3,4,5. Тренировка памяти. Письмо в тетради цифр: 0,1,2,3,4,5.

Занятие 11.        Звук и буква Т. Знакомство с буквой. Чтение букв, слогов и предложений. Нахождение звуков в словах. Составление предложений. Пишем: Т, ток, Тима, Тома.

Счёт в пределах 5. Решение простейших задач на нахождения числа. Работа в тетрадях по образцу.

Занятие 12.        Звук и буква Л – согласные звонкие; буква Е обозначает двойной звук. Загадки о лодке, лыжах, ели, воде. Чтение букв, слогов и предложений. Пишем: Л, Лена, Елена, лодка, лед, лоскуток.

                Число и цифра 6. Состав   числа 6. Счёт предметов ( друзья Петрушки).

Занятие 13.        Звук и буква В – согласные звонкие. Загадки. Чтение букв, слогов и предложений. Логическое упражнение. Пишем: В, ва, во, ву, ров, вода, слава.

Закрепление числа и цифры 6. Состав числа 6. Игра «На лугу» по составу 6. Письмо в тетради цифры 6.

Занятие 14.        Звуки и буквы: Б, П. Закрепление звуков и букв Б, П. Чтение слогов, слов. Нахождение звуков в слове: в начале, в середине и в конце Пишем: Б, П, БА, БО, БУ, ПА, ПО, ПЫ.

Число и цифра 7. Состав   числа 7.  Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 6. Счёт предметов от 0 до 10. Цифра 7. Письмо в тетради цифры 7.

Занятие 15.        Звуки и буквы: Б, П. Знакомство со звуками и буквами Б, П. Чтение слогов, слов, предложений с антонимами. Многозначность слов: шапка, шляпка. Пишем: Б, П, СУП, БУБЛИК, ПАПА, БАБУШКА.

                Число и цифра 8. Состав   числа 8.  Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Работа в тетради (по точечному образцу).

Занятие 16.        Звук и буква З. Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звуков З. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова змей. Пишем: З, за, Зина, Роза, ваза, звезда.

Число и цифра 9. Состав   числа 9. Логическая задача - «Осень». Счёт предметов от 0 до 10. Число и цифра 9. Состав числа 9. Работа в тетради.

Занятие 17.        Звуки и буквы З-С. Закрепление характеристика звуков З, С. Сравнение звуков по глухости и звонкости. Чтение слогов с буквами, слов и предложений.  Пишем: З-С, зонт, слон, Лиза, киска, маска.

                Число  10. Состав   числа 10. Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение  «Чей это хлеб?»,  

Занятие 18.        Звук и буква Д. Характеристика звука Д. Чтение слогов с буквами, слов и предложений. Многозначность слова. Чтение слогов. Пишем: Д, до, дочь, дуб, Дима,  Даша.

Счёт предметов: «Огород». Число 10. Состав числа 10. Работа в тетради по образцу. Решение простейших задач на нахождения числа.

Занятие 19.        Звуки и буквы: Г, Я. Загадки о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: « Почему землянику, чернику, малину так называют?». Читаем буквы, слоги, слова и рассказ « В саду». Пишем: Я, Г, Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси.

                Сравнение чисел, знакомство с математическими знаками. Решение простейших задач на нахождение чисел.

Занятие 20.        Звуки и буквы: Г, К. Загадки. Сравнение звуков по глухости и звонкости. Читаем буквы, слоги, слова. Составление рассказа по картинкам. Пишем: К, Г, каша, крот, год, погода, коготь.

Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2.  Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа «Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Работа в тетради:

а) письмо цифр от 0 до 10.

б) задачи, где прибавляем и отнимаем 2.

Занятие 21.        Звук и буква Ч, буква Ь. Логическое упражнение «Животные». Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Пишем: Ч, Ь, ЧН, ЧК,  КОНЬ, ЛЬЮ.

Счёт предметов. Прибавить и отнять 3. Беседа «Почему весной люди радуются?». Счёт предметов в пределах 10. Учимся прибавлять и отнимать 3. Работа в тетради по образцу. Запись примеров по точечному образцу; ответ дети записывают самостоятельно.

Занятие 22.        Звук и буква: Ч, буква Ь. Логическое упражнение. Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов и предложений. Пишем: Ч, Ь, ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ.

Числа от 0 до 10. Прибавить и вычесть 4. Прямой и обратный счёт до 10. Понятие и способы, как прибавить и отнять 4. Закрепляются понятия: «больше», «меньше», «столько же». Даётся понятие  «рыболовецкий флот». Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.

Решение задач с числом  4.

Занятие 23.        Звук и буква Ж. Знакомство и характеристика звука и буквы   Ж,  написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Пишем:  Ж, МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ.

                Деление целого на части. Решение логических задач.        

Занятие 24.        Звуки и буквы Ш, Ж. Знакомство Сравнение звуков по глухости и звонкости,  написание ЖИ, ШИ. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказов, используя данные слова. Пишем:  Ш, Ж, жи-ши, шина, жёлудь, шорты, шофёр, жаба.

                Деление на группы по несколько предметов. Закрепление порядкового и обратного счёта. Работа в тетрадях.

Занятие 25.        Звук и буква Е. Закрепление и характеристика звука и буквы Е. Буква Е обозначает двойной звук. Чтение букв, слогов и предложений. Составление рассказа по серии картинок. Пишем: Л, В, Е, Лена, Вова, Елена.

                Ознакомление детей с понятиями «предыдущее число», «последующее число». Работа в тетрадях.

Занятие 26.        Звуки и буквы: Ж, Е. Закрепление и характеристика звука и буквы   Ж, Е. Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по серии картинок «За грибами». Чтение слов, слогов, предложений. Пишем:  Ж, Е, ЖУК, ЖИЛ, ЕЛЬ, ВЕТКА, ШИРЕ.

                Сравнение. Результат сравнения.        

Занятие 27.        Звуки и буквы: Й, Х. Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х, чтение слогов, слов и стихотворения. Звук и буква Й, чтение и предложений. Пишем: Й, Х, хлеб, буханка, зайка.

                Закрепление математических понятий «меньше», «больше» или «равно».

Занятие 28.        Звуки и буквы: Ц, Ю. Беседа «Улица  Помогай». Составление рассказа по серии картинок «На семейной ферме». Знакомство с буквами и их характеристика. Чтение слогов, слов с этими буквами. Анаграммы: Л В Ю К - (клюв),  А Ю Л – (юла). Пишем: Ю, Ц, Юля, Юра, месяц.

                Ознакомление детей с отрезком и лучом. Повторение времени суток.

Занятие 29.        Звуки и буквы: Э, Щ. Загадки о цветах. Звук и буква Э (из слова это). Беседа «Изменения в живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ. Пишем: Э, Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка зовут Эхо.

                Повторение видов геометрических фигур. Знакомство с углом: прямой, острый, тупой.

Занятие 30.        Звук и буква  Ф. Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк, штурман, доблестный. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений. Характеристика звука. Пишем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ.

                Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5. Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами: «первый», «второй» и т.д. Решение простых задач на сложение и вычитание. Работа в тетради по образцу.

Занятие 31.         Звуки и буквы В, Ф. Сравнение звуков по глухости и звонкости. Чтение слогов, слов и предложений. Логические упражнения. Пишем: Ф, В, кофта, варежки, вид, фарфор.

                Прибавить и вычесть 6. Беседа «Надо уметь прощать и уступать друг другу». Стихотворение  В.Орлова  «Кто кого обидел?».

Занятие 32.        Ъ и Ь – разделительные знаки. Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям «Семья обедает». Наблюдение над словами на слух: Коля – колья. Чтение слов и предложений. Игра «Хахания». Семя села обедать. Пишем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ.

                Счёт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч. Решение задач на сложение и вычитание 6.        

Занятие 33.        Развитие навыка слогового чтения. Стихи о солнце, обращение к оживающей природе. Хоровое чтение текста с доски по слогам. Штриховка: поезд из Ромашкова, снеговик. Экскурсия в школьную библиотеку.

                Счёт предметов в пределах 10.  Понятия: «столько же», «слева», «справа».                       Игра « Груши и яблоки» (счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах 10). Работа в тетради:

а) нарисуй столько же;

б) нарисуй слева, справа;

в) посчитай, запиши.

Занятие 34.        Развитие навыков слогового чтения. Появление Буратино изображающего шофёра. Он приглашает детей в  автомагазин. Анаграммы. Дети читают слово и соотносят с предметом. Игра «Найдите мою маму». Штриховка по образцу.

        Счёт предметов. Ответы на вопросы: «Сколько?». Закрепление навыков счёта. Дети считают и записывают цифровой ответ. Игра «Дорисуй по образцу». Повторяется написание цифр от 0 до 9.

Занятие 35. Конкурс сказок. Хоровое чтение стихотворения Г.Успенского «Маленький кролик» и «рассказывание» его руками. Заучивание стихотворения «Все мы крепко подружились…». Штриховка по образцу.

Дни недели. Времена года. Год. Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10. Задачи о днях недели. Работа в тетради по заданию учителя. Решение задач и примеров.

Занятие 36. Закрепление изученного материала. Логические упражнения, Чтение слоговых таблиц. Повторение алфавита. Штриховка по образцу. Пишем: букварь, застава, шина, сладкоежка.

                Закрепление соотношения количества с цифрой. Решение логических задач, примеров в приделах 10.

Основные требования к уровню подготовки дошкольников

К концу курса дошкольник должен

уметь:

1. Отчётливо и ясно произносить слова:

  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
  • ориентироваться на странице тетради;
  • писать основные элементы букв;
  • рисовать узоры и различные элементы.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

  • соотносить цифру с числом предметов;
  • пользоваться арифметическими знаками действий;
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
  • называть основные признаки времён года.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен знать:

  • русский алфавит;
  • состав чисел первого десятка;
  • как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
  • цифры 0-9, знаки +, -. =;
  • название текущего месяца, последовательность дней недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"

Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...