Главные вкладки

    Тема: "УМК Гармония и стандарты второго поколения"
    учебно-методический материал по теме

    Демьяненко Оксана Владимировна

    Выступление на кафедре учителей начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_kafedre_uchiteley_nachalnyh_klassov.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на кафедре учителей начальных классов

    ТЕМА:

    УМК «Гармония» и стандарты второго поколения

    Учитель начальных классов МОУ Лицей г.Истры

    Демьяненко О.В.

    2012г.

    Деятельностный подход к обучению русскому языку в учебнике М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

    (УМК «Гармония»)

    Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

    Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов.

    Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок  в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

    Не одно поколение студентов педагогических колледжей и вузов произносит эти слова в своих ответах на экзаменах, но пока в массовой практике увидеть воплощение этой идеи удаётся далеко не всегда.

    Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о  учат)? Конечно, объектом.

    Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д.  В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе…

    Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о  более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.  Что же он означает?

    Деятельностный подход к обучению предполагает:

    • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
    • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
    • выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
    • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
    • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

    Попробуем решить: обеспечивает ли учебник «К тайнам нашего языка» реализацию деятельностного подхода?

    Однако прежде чем отвечать на этот вопрос, зададимся ещё одним: а собственно почему в учебнике, который начал создаваться около десяти лет назад, может быть воплощён подход, заявляемый сегодня?

    Дело в том, что о необходимости и путях реализации деятельностного подхода к обучению младших школьников говорится и пишется с начала семидесятых годов. Поэтому многие методисты, вслед за психологами и известными дидактами, уже десятки лет «исповедуют» этот подход и реализуют его в своей профессиональной деятельности, в том числе и в создаваемых ими учебниках для начальных классов. Это в полной мере относится и к обсуждаемому учебнику.

    В ходе последующих рассуждений каждый учитель, работающий по учебнику или просто анализирующий его, может решить, воплощён ли в нём деятельностный подход.

    Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.

    1. Наличие познавательного мотива и конкретной  учебной цели

     Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей  потребность,  желание узнать эти сведения и научиться  ими пользоваться.    

    В том, что сказано, скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, которым мы непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

    Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное  условие.  Это, как говорят психологи, –  постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации.  Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». /Г.А. Цукерман/

    Выполняет ли учебник «К тайнам нашего языка» первое условие деятельностного подхода к обучению, помогает ли он учителю создавать необходимые для этого проблемные ситуации?

    Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.

    В учебнике «К тайнам нашего языка» этот приём модифицирован: говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик-иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняют то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику,  вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить ему и т. п. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.

    Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования  активной познавательной позиции использованы в учебнике «К тайнам нашего языка»?

    Вот наиболее распространённые:

    • вопросы, суждения, ошибки персонажей;
    • задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
    •  заголовки-вопросы;
    • наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.

    2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний

    Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

    Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. В учебнике «К тайнам нашего языка» ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается  узнать  «решение учёных». Так   авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.

    3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования  осознанных умений)

    Третье условие  деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.

    Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

    Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста  самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике пользования языком), или, как сегодня говорят, языковых или речевых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а  в направлении от общего к частному, от понимания общего подхода, общего способа действия, общего способа решения определённой группы задач к распространению этого способа на частные случаи.

    При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться  на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в  освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

    Помогает ли в такой организации обучения учебник «К тайнам нашего языка»?

    Постепенному накоплению знаний и формированию осознанных умений способствуют сконструированные  в дополнение к учебнику наглядные пособия.

    4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу

    Особую роль в формировании умения проверять написанное и в целом самоконтроля играет приём какографии – упражнение в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.

    5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач   

    Завершая анализ учебника «К тайнам нашего языка» с точки  зрения воплощения в нём деятельностного подхода к обучению, заглянем в концепцию этого курса, созданную  в 2000 году:

    «Реализация всех… особенностей курса осуществляется путём деятельностного подхода к обучению, который проявляется:

    а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями  и правилами  по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний;

    б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.»

    Как видим, по пути реализации деятельностного подхода к обучению авторы учебника «К тайнам нашего языка» пошли около десяти лет назад.

    Помогает ли учебник воплотить  этот подход в жизнь и тем самым способствует ли формированию у младших школьников различных познавательных интересов, желания и умения учиться?  Ответ на этот вопрос может дать только работа по учебнику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УМК Гармония и стандарты второго поколения.

    УМК Гармония и стандарты второго поколения...

    Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"

    Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....

    Доклад на тему: "Эстетическое воспитание во внеурочной работе в условиях стандартов второго поколения".

    Проработав несколько лет воспитателем группы продленного дня, проводя различные беседы и мероприятия, регулярно применяя анкетирования и тестирование учащихся, я пришла к выводу, что больше врем...

    Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах"

    Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах....