«Системно-деятельностный» подход в обучении детей
материал по теме

Бахтиярова Нагима Нагаметжановна

подход в обучении детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemnyy_podhod.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Системно-деятельностный»  подход в обучении детей.                                                                                                                                             Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом  развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должно стать умение находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на  деятельностный, при котором становится ученик активным субъектом учебного процесса.

Задача школы – не дать объем знание, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.

Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча глоссит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить научиться, научиться «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

В структуре урока должны элементы деятельностного метода отражаться  в качестве основного элемента. Структура учебной деятельности включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. То есть, чтобы ученик включился в «деятельность» в рамках урока он должен осознать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания есть надежный способ – отразить их в структуре урока. Самый простой способ – это выделить соответствующие структурные элементы деятельности в качестве этапов урока. В этом случае вариант обозначения этапов урока может быть следующим:

подведение учеников к цели урока (цель)

освоение нового материала (процесс, средство, результат)

применение освоенного в практической деятельности (формирование          умений использования полученного результата)

оценивание планируемых действий.

Деятельностный метод может быть реализован не только через специальную организацию урока. В некоторых случаях цепочка «учебная цель – действия по достижению цели – работа с полученным результатом, оценка» может охватывать несколько уроков.

Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно - деятельностный подход в УМК «Школа 2100». Одна из особенностей нашего комплекта – решение учебных задач на каждом уроке. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Этот процесс увлекает моих учеников. Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. И выступаю в роли «дирижера». Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и «подсказки», предусмотренные в учебнике, и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой.

Учу ребят находить  доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения. Если кто-то из учеников бывает не прав в выборе решения, всегда ищем причину ошибки, все вместе ее объясняем и исправляем, при этом никогда не ругаю детей за ошибки, а наоборот хвалю за умение высказывать свою точку зрения. Ведь они пришли учиться!

Ежедневно на уроках у детей есть возможность работать в парах. Задания для работы в парах варьируются, поэтому ученикам предоставляется  возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же  объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга или умение общаться. После приобретенных навыков работы в паре, детям легко было перейти на работу в группе. Эта работа учит каждого планировать единый общий результат, нести за него ответственность. Учителю всегда важно  понять: все ли ученики, работающие в одной группе, заинтересованы в общем результате? Достаточно ли четко была поставлена задача? все ли поняли и приняли ее? Удалось ли замотивировать детей на ее выполнение? Если педагог находится вне процесса, то ему это хорошо заметно, если же он сам ведет урок, то что-то можно и не уловить. Учителя хорошо понимают, что самое сложное – это создать такие условия и предложить такие задания, которые учитывали бы интересы и индивидуальные возможность каждого участника группы.

 Оценка учителя служит главным средством воздействия на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Нужно помнить, что оценка учителя играет большую роль и в формировании самооценки ученика.  Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики второго класса оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

 Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Одна из важных задач учителя, помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Необходимо приучать ребенка все время, и в процессе работы, и по ее окончанию, сравнивать свою работу с каким-то образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников. Чем раньше поймет младший школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

Большое значение, на мой взгляд, имеет педагогическая диагностика, которой полностью сопровождается данный комплект. Все диагностические задания для одного класса сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Анализируя работу учеников, можно отслеживать динамику их «роста»,сделать выводы как относительно отдельного учащегося, так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы. На основе данных результатов педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении детей с гиперактивным поведением в начальной школе

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Долгова Е.Н....

Технология системно-деятельностного подхода в обучении детей младшего школьного возраста.

В нашем современном мире для успешного решения жизненных проблем недостаточно определенного объема знаний. Действительность предполагает наличие у каждого человека умения действовать в определен...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте (опыт работы)

Данный материал содержит обобщение опыта работы по  теме"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте"....

Системно-деятельностный подход в обучении детей с ОВЗ

Проблемы реализации ФГОС второго поколения в обучении слепых и слабовидящих детей,  альтернативное обучение....

Системно - деятельностный подход в обучении детей с ОВЗ.

Данный материал представлен в виде презентации. Вы можете ознакомиться с активными методами и формами организации учебно-воспитательного и коррекционного процесса с детьми с ОВЗ,...

"Системно-деятельностный» подход в обучении детей"

Сообщение «Системно-деятельностный»  подход в обучении детей.                                   ...