Главные вкладки

    Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте (опыт работы)
    материал на тему

    Долгополова Анна Сергеевна

    Данный материал содержит обобщение опыта работы по  теме"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_opyt_raboty.pptx1.06 МБ
    Файл doklad_dolgopolova_opyt_raboty.docx27.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБОУ «Верх – Обская СОШ» Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как условие развития регулятивных универсальных учебных действий Из опыта работы учителя начальных классов Долгополовой А.С.

    Слайд 2

    Объект исследования – системно-деятельностный подход в процессе обучения Предмет исследования – реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как условие развития регулятивных универсальных учебных действий

    Слайд 3

    Задачи исследования Провести наблюдение за младшими школьниками в контрольной и экспериментальной группе (на уроках и во внеурочной деятельности). Провести анкетирование учителей с целью диагностики уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в контрольной и экспериментальной группе. Сделать выводы.

    Слайд 4

    Уровни сформированности целеполагания(констатирующий этап)

    Слайд 5

    Уровни сформированности контроля (констатирующий этап)

    Слайд 6

    Уровни сформированности оценки (констатирующий этап)

    Слайд 7

    Задачи формирующего этапа эксперимента Разработать комплекс методов и приемов для учащихся первого класса, направленных на развитие регулятивных УУД у младших школьников. Применить разработанный комплекс методов и приемов на уроках по обучению грамоте в первом классе.

    Слайд 8

    Методы и приемы на этапе мотивирования : « Незаконченные предложения », «Лесенка», « Фантазер», « Линия времени», « Верите ли вы, что..» - Игры: «Найди ошибку», « Верю, не верю», « Я – учитель» и др.

    Слайд 9

    Методы и приемы На этапе целеполагания и планирования. Прием составления плана: - система пяти пальцев

    Слайд 12

    Методы и приемы Этап реализации плана: Приемы работы с текстом: прием составления плана; прием составления сводной таблицы; прием комментирования; пересказ в парах с опорой на иллюстрацию . Р абота в группах

    Слайд 13

    Методы и приемы На этапе повторения: - прием «Повторяем с контролем»; - прием «Логическая цепочка». На этапе контроля: - Технология само- и взаимопроверки; На этапе оценивания - « Метод пяти пальцев» Л. Зайверта - технологии само- и взаимооценки ; - прием «выбор задач любой трудности, но доступных для решения»; - написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, письмо по кругу, синквейн .

    Слайд 14

    Задачи контрольного эксперимента Провести повторную диагностику развития регулятивных УУД младших школьников . Проследить динамику развития регулятивных УУД учащихся первых классов . Сделать выводы.

    Слайд 15

    Динамика уровней развития целеполагания экспериментальной группы

    Слайд 16

    Динамика уровней развития контроля экспериментальной группы

    Слайд 17

    Динамика уровней развития оценки экспериментальной группы

    Слайд 18

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Верх - Обская СОШ» им. М. С. Евдокимова

    РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    (презентация опыта работы )

    Выполнила: учитель начальных классов

    Долгополова Анна Сергеевна

    Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

    Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.

    Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

    Конструктивно выполнить задачи образования сегодня помогает деятельностный метод обучения.

    Реализация системно - деятельностного подхода на уроках – тема очень актуальная в настоящее время. С переходом к стандартам второго поколения, учитель все чаще понимает, что деятельностный подход в обучении является приоритетным в его работе.

    Актуальность исследования и его практическая значимость обусловили выбор темы: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как условие развития регулятивных универсальных учебных действий».

    Цель исследования – определить и экспериментально проверить условия реализации системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как фактора развития регулятивных универсальных учебных действий  

    Объект исследования – системно-деятельностный подход в процессе обучения (НА ЭКРАНЕ)

    Предмет исследования – реализация системно-деятельностного подхода на уроках по обучению грамоте как условие развития регулятивных универсальных учебных действий (СЛАЙД 2)

    Гипотеза исследования - использование на уроках по обучению грамоте системно-деятельностного подхода положительно влияет на развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

    Сформулированная цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования.(СЛАЙД 3)

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
    2. Диагностировать уровень развития регулятивных универсальных учебных действий школьников.
    3. Разработать и апробировать систему методов и приемов с целью развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
    4. Оценить эффективность разработанной системы, направленной на развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

     Эксперимент проходил на базе нашей школы, в нем участвовали 2 группы учащихся  - 1-ых классов (контрольная и экспериментальная группа).

    Эксперимент проходил в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный).

    На первом этапе я провела диагностические исследования для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, контроль, оценка) В результате проведенного анализа наблюдения и анкетирования был сделан вывод:

    Уровень развития целеполагания в обоих группах варьируется от очень низкого до среднего.(СЛАЙД 4)

    КОНТРОЛЬ  (СЛАЙД 5)- на базовом (среднем) уровне процент учащихся обоих групп не превышает 15%. Это говорит о том, что лишь небольшая часть учеников осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; тем не менее исправляют и объясняют свои ошибки.

    Анализ развития оценки  (СЛАЙД 6) в обоих группах показал, что учащиеся могут оценить свои действия и действия учеников, но делают это неуверенно, с помощью учителя. Таким образом, моя задача состояла в том, чтобы повысить полученные результаты в экспериментальной группе до высокого уровня.

    НА ВТОРОМ ЭТАПЕ эксперимента (СЛАЙД 7) я разработала комплекс методов и приемов для учащихся первых классов, направленных на  развитие регулятивных УУД  у младших школьников. Применила этот комплекс на уроках по обучению грамоте в экспериментальной группе. Данные методы и приемы использовались на всех этапах урока (СЛАЙД 8 - 13) (мотивирования, целеполагания и планирования, реализация плана, повторение, контроль, оценивание ) .

    НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ эксперимента (СЛАЙД 14) были проведены повторные диагностические исследования. В результате которых я заметила положительную динамику уровней развития целеполагания, контроля и оценки в обоих группах, но в экспериментальной группе низкий и  очень низкий уровни отсутствовали.  (СЛАЙД 15, 16, 17)

    Это говорит об эффективности разработанного комплекса методов и приемов. Данный комплекс методов и приемов может быть использован учителями в своей практике.

     Спасибо за внимание!

    системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

    Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

    Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    a) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    б) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    в) прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    г) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    д) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    е) оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

    ж) саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

    Пользовалась диагностиками:

    1. Диагностические материалы, позволяющие определить уровень развития регулятивных УУД младших школьников, представленные в методическом пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».

    2.  Практического руководства для учителей начальных классов «Оценка сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО» педагога- психолога Н.В. Мельниковой.

    3. Методика «Образец и правило» (Венгер А.Л.)

    Таблица 1

    Уровни сформированности целеполагания

    Уровни

    Показатели сформированности      

    Поведенческие индикаторы

    сформированности

    1

    2

    3

    1. Отсутствие цели

    Предъявляемое требование осознается лишь частично.

    Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели требования)

    Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал

    2. Принятие практической задачи

    Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

    Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

    3. Переопределение

    познавательной задачи в практическую

    Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

    Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

    4. Принятие познавательной цели

    Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи

    Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения

    5. Переопределение практической

    задачи в теоретическую

    Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует

    познавательную цель и строит

    действие в соответствии с ней

    Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения

    6. Самостоятельная

    постановка учебных целей

    Самостоятельно

    формулирует познавательные цели, выходя за пределы

    требований программы

    Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

    Таблица 2

    Уровни развития контроля

    Уровни

    Показатели

    сформированности

    Поведенческие

    индикаторы

    сформированности

    1. Отсутствие контроля

    Ученик не контролирует учебные

    действия, не замечает допущенных

    ошибок

    Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, не критично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

    2. Контроль на

    уровне непроизвольного внимания

    Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

    Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно,

    в малознакомых действиях ошибки

    допускает чаще, чем в знакомых

    3. Потенциальный

    контроль на уровне

    произвольного

    внимания

    Ученик осознает правило контроля,

    но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки.

    В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не

    допускает

    4. Актуальный

    контроль на

    уровне произвольного внимания

    При выполнении действия ученик

    ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

    Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи

    другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать

    5. Потенциальный

    рефлексивный

    контроль

    Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы

    Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

    6. Актуальный

    рефлексивный

    контроль

    Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

    Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

    Таблица 3

    Уровни развития оценки

    Уровни

    Показатели

    сформированности

    Поведенческие

    индикаторы

    сформированности

    1. Отсутствие

    оценки

    Ученик не умеет, не

    пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно, ни по просьбе учителя

    Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно

    решения поставленной задачи

    2. Адекватная

    ретроспективная

    оценка

    Умеет самостоятельно оценить свои

    действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

    Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается это сделать; может оценить действия других учеников

    3. Неадекватная

    прогностическая

    оценка

    Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт — знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

    Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

    4. Потенциально

    адекватная

    прогностическая

    оценка

    Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий

    Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

    5. Актуально адекватная прогностическая оценка

    Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия

    Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе

    Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...

    Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.

    Отдельные части урока  и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....

    Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

    Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

    Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего  мира» в третьем классе в контексте ФГОС  и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива»....

    Исследовательская работа как средство реализации системно - деятельностного подхода в обучении учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе

    Вашему вниманию   представлены  педагогические разработки по реализации системно-деятельностного подхода в обучении учебного предмета  «Окружающий  мир» по п...