Русская культура как основа патриотического воспитания в начальной школе
статья по теме

Соколова Вера Николаевна

В статье рассматривается важность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, в основе которого- национальнаякультура своего региона.

Автором предлагается многоуровневый подход по приобщению детей к ценностям русской музыкальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соколова В. Н.

г. Арзамас

Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара

Русская культура как основа патриотического воспитания в начальной школе.

Во все времена основой духовного единства российского государства был и остается патриотизм. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы патриотического воспитания. Для многонациональных государств, к числу которых относится Россия, этот вопрос имеет исключительную значимость.

В феврале 2001 года Правительство РФ утвердило программу "Патриотическое воспитание граждан России в 2001 – 2005 году". По нашему мнению это, пожалуй, первая со времен коллективных усилий по поискам национальной идеи концептуальная попытка государства обозначить свои приоритеты в такой, безусловно, деликатной области, как патриотическое воспитание нации. Надо сказать, что в отличие от той же национальной идеи, на изыскание которой были затрачены немалые интеллектуальные усилия, авторы нынешней программы ничего принципиально нового изобретать не стали, предложив действительно хорошо забытое старое. Например, организацию деятельности патриотических, военно-исторических, технических и военно-спортивных клубов и объединений. Предусмотрены также военно-спортивные игры и походы, "вахты памяти" Дня защитника Отечества и тому подобные мероприятия. Не станем спорить, наверное, детям необходимы военно-спортивные игры, всевозможные ритуальные действия. Не зря же поднятие флага в любой стране – волнующая процедура не только для детей, но и для взрослых.

Но дело не только в этом. Нам опять предлагают изучать и уважать в своей истории только "героическое прошлое". Негероическое – жизнь многих поколений людей, тихо и незаметно, но честно и добросовестно трудившихся в тени героев и на обочине Великих событий, – вроде и не заслуживает специального внимания потомков. Нас никогда не учили уважать в истории частную жизнь. Поэтому мы привычно ставим монументы героям и равнодушно взираем, когда разоряют сельское кладбище, исчезают прежде процветающие поселения, забываются те традиции – культурные, бытовые, нравственные, которые, собственно, и предопределили нашу самобытность. Эта привязанность исключительно к "героическому прошлому" буквально обрекает нас на ожидание "героического будущего". Уверенность в завтрашнем дне прямо пропорциональна незыблемости дня вчерашнего. А что мы, собственно, о нем знаем? Удивительно, но попытки людей сохранить историю своего края, культуру своего народа, до сих пор уникальны. Их называют энтузиастами и подвижниками: вероятно, потому, что они никогда не попадают в правительственные программы. И в нынешней, ориентировочная стоимость которой 200 миллионов рублей, сохранение культурных традиций как средство патриотического воспитания тоже не рассматривается.

В рамках школьной программы богатейший материал русской духовной культуры также остается большей частью невостребованным. Важно знать не только ключевые даты родной истории, но не менее важно представить, как жили наши предки, как они чувствовали и осознавали окружающий мир и почему появилась потребность и возможность создания тех бесценных произведений искусства, которыми сегодня восхищается весь мир.

Для этого необходимо, чтобы школа в своей работе опиралась на национальные святыни, на национальные очаги культуры, где сохранились традиции, в которых выкристаллизовался коллективный опыт народа по воспитанию новых поколений, т. е. школа должна стать народной.

О таких школах писали К. Д. Ушинский, И. В. Киреевский, В. В. Розанов, П. Н. Игнатьев, В. Н. Стоюнин, П. Ф. Каптерев и другие деятели отечественного просвещения. Они стремились устроить школу на почве данных народной психологии и истории; согласовать ее деятельность с общественными потребностями; при ее организации принять во внимание характер и уклад русской семьи, экономические, климатические и другие условия народной жизни.

Выдающиеся отечественные педагоги не только определили основные стороны русского национального идеала, принципы построения народной школы, но и назвали средства постановки образования в национальном духе. При этом они признавали народным образованием только то, которое отвечает характеру и потребности нации, ее душевному и физическому складу, ее истории и основным стремлениям.

К главным средствам национального образования, к главным устоям народной школы они относили следующее [3, С. 87 –90]:

  • преподавание родиноведения (русской истории, русского языка, отечественной литературы, народной музыки и т. д.);
  • привитие общехристианского идеала должного и нравственного, облеченного в плоть и кровь национальных свойств, внедрение в сознание общественной нравственности;
  • сообщение сведений учащимся о коренных чертах гражданско-правового и этнического уклада русской жизни;
  • укрепление чувства законности и уважения к личности;
  • пробуждение интереса к научному исследованию и стремлению руководствоваться в жизни научными данными;
  • приучение к труду;
  • общественный почин и энергичная общественная деятельность в делах образования;
  • общая русская обстановка школ в бытовом, эстетическом и всех других отношениях.

Русским философом XX века И. А. Ильиным была разработана концепция национального воспитания, одна из идей которой заключалась в том, что воспитание должно основываться на идеях родины, нации патриотизма. «…Человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом. Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту работу необходимо с детства» [2, С. 200 – 201].

Средствами воспитания он называл язык, «вмещающий в себе душу, все прошлое, весь духовный уклад, творческие замыслы народа», песню «помогающую рождению и переживанию чувств», молитву и сказку, дающих ребенку «первое чувство героического», жития святых и героев, «пленяющих воображение ребенка примерами национальной доблести», поэзию, искусство во всех его жанрах – «от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры», историю, территорию и хозяйство[2, С. 202–208].

К возрождению патриотического воспитания необходимо приступать немедленно. Начинать надо с начальной школы, потому что если человеку уже 15–16 и последние лет десять он воспитывался в атмосфере неуважения к Родине, доказать ему что-либо практически невозможно. А малышам еще можно что-то внушить. Регионализация содержания образования, с помощью разработанного нами многоуровневого подхода – это один из практических путей осуществления данной задачи.

В регионализации содержания музыкального образования можно выделить следующие уровни: I уровень — уровень ценностной ориентации школьников на музыкальный фольклор и общего ознакомления с его особенностями в ходе обучения и внеурочных занятий; II уровень – уровень несистематизированного знания музыкальной культуры региона и элементарных навыков практической деятельности; Ш уровень – уровень систематического знания музыкальной региональной культуры и совокупности практических умений и навыков, соответствующих им. На этом уровне в регионально-школьный компонент учебного плана вводится дополнительный учебный курс; IV уровень – уровень интегрированного знания основ музыкальной региональной культуры и комплекса соответствующих практических умений и навыков.

I уровень регионализации музыкального образования в сельской начальной школе реализуется посредством следующих направлений: просветительско-ознакомительным, поисково-собирательским, исполнительско-репродуктивным, креативно-созидательным.

Просветительско-ознакомительньм направлением характеризуются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культуры. Они могут реализовываться через: беседы; слушание – восприятие музыки как звучащего фона при другой деятельности; встречи с исполнителями народных песен, игру на народных инструментах; экскурсии; наглядно-агитационную работу; коллективные просмотры телевизионных и радиопередач.

Поисково-собирательское направление охватывает всевозможные виды деятельности, связанные с собиранием текстов музыкального фольклора с использованием средств массовой информации; с общением с носителями традиционной народной культуры; с постижением музыкального фольклорного наследия с использованием учебников, детской литературы, нотных сборников.

Исполнительско-репродуктивное направление охватывает всевозможные виды деятельности по приобщению школьников к использованию образцов музыкального фольклора, которые могут быть реализованы посредством: развития разнообразных форм художественной самодеятельности; вовлечения детей в музыкальные кружки (студии).

Креативно-созидательное направление предполагает приобщение детей к творческой деятельности. В качестве детской творческой продукции могут служить сказки, песни, импровизации (вокальные и инструментальные, ритмические и мелодические), танцевальные и танцевально-пластические композиции.

Преобладание того или иного направления зависит от первоначально имеющихся у школьников знаний, умений и навыков об элементах народной музыкальной культуры.

Второй уровень регионализации музыкального образования в сельской начальной школе реализуется посредством вкрапления элементов региональной музыкальной культуры в содержание основных предметов, изучаемых в начальной школе с учетом специфики природной и бытовой среды, исторических обстоятельств того или иного элемента детского музыкального фольклора, а также особенностей художественно-образных элементов фольклорного произведения (музыка, слово, мимика, движение). На этом уровне изучаются отдельные элементы детского музыкального фольклора, к которым мы относим: простейшие по жанрам (заклички, веснянки, потешки и т.д.); малообъемные (одно-двухзвучные) по интонационному языку; небольшие по содержанию (1–2 четверостишия); элементарные в звукоизвлечении наигрыши на народных инструментах.

При построении учебной программы предмета, дающего систематические знания основ региональной музыкальной культуры (третий уровень), необходимо учитывать ряд факторов. Сельскохозяйственный фактор – определяет подбор таких фольклорных произведений, которые отражают своеобразие хозяйственной (трудовой) практики и быта сельского населения в том или ином регионе. Учет природного фактора заставляет подбирать в содержание программы календарные песни, связанные с образами природы, природными явлениями, характерными для данной местности. Учет этнографического фактора предполагает отражение в школьной программе особенностей музыкальной культуры (певческих, инструментальных, хореографических традиций), характерных для этнических групп, проживающих в данной местности.

Созданная авторская экспериментальная программа по музыке "Введение в народную музыкальную культуру" отвечает требованиям регионализации содержания образования сельских школьников и соответствует третьему уровню разрабатываемого подхода. Она объединяет музыкальные, этнокультурные, хореографические, краеведческие знания об Арзамасском районе Нижегородской области. В основу первого года обучения поставлена тема единства годового цикла жизни Человека и Природы - "Человек и Природа в традиционной народной музыкальной культуре"; "Человек и Семья" (второй год обучения); "Человек и история" (третий год обучения).

Таким образом, регионализация способствует возрождению и приобщению молодого поколения к культурно-историческому наследию, национальным традициям своего региона и, тем самым, формированию собственно регионального менталитета.

Литература.

  1. Зайкин М. И. Феномены малокомплектных школ. – Горький, 1990.
  2. Ильин И. А. Собр. соч. в 10 томах. – М., 1993, т. 1.
  3. Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. – М., 1982.
  4. Соколова В. Н. Экспериментальная программа "Введение в народную музыкальную культуру" (для 1 – 3 классов). – Арзамас: АГПИ, 1997.
  5. Ушинский К. Д. Пед. соч. – М., 1948, т.2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе

   В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...