Проект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок по теме "Добро и зло" относится к модулю светской этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_orkse_po_teme_dobro_i_zlo.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Стрига Марина Борисовна

Район

Г. Дзержинск

Место работы

МБОУ СОШ № 20

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5»- М.: Просвещение, 2010.

Тема урока

Добро и зло

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель:

формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи:

  • выработать понимание терминов «добро» и «зло»;
  • развивать умение обобщать, делать выводы;
  • учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире; развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу;
  • развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей.

Необходимое оборудование

Учебное пособие, тетрадь, словари, презентация «Добро и зло», мультимедийное оборудование,

Дидактическое обеспечение

Карточки и раздаточный материал, электронное приложение «Основы светской этики»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • формирование ценности добра, оценивание  различных  ситуации и поступков

 

  • предметные

 усвоение понятий»добро» и «зло»,

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • умение ставить коллективную цель и организовать деятельность,
  • умение анализировать свои действия и действия товарищей
  • умение работать в группе, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

 Тест

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебное пособие «Основы светской этики 4-5», книга для учителя

Дополнительная

  • Словарь Ожегова, рассказ Осеевой «Плохо»,Т.  Кузовлева «Твори добро»

Интернет-ресурсы

  • Pedsovet.org
  •  Pedsovet.su
  • Nsportal.ru
  • Zavuch.info

ЭОРы

Электронное приложение «Основы светской этики»


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1. Организация деятельности учащихся.

(слайд1)






Уч-ся занимают свои места за партами.

















2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

2. Введение в тему урока. (слайд 2)

- Внимание на экран.

Постановка проблемы.


Уч-ся читают слова


Добро. Зло.

















Познавательные ууд

Анализировать и обобщать












3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

3. Сообщение темы урока.

(слайд 3)

4. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

(слайд 4)

Словари Ожегова


2) Работа по карточкам.


3) Работа с текстом учебника.

с. 12-13 и таблицей

(метод «Калька»)


4) Чтение учителем рассказа В.Осеевой «Плохо» (слайд 6)

И беседа:

- А теперь я вам предлагаю придумать такое окончание рассказа, где женщина похвалила бы мальчиков.

Физминутка

Дети отвечают, записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Высказывают свои мнения


Читают определения понятиям добро и зло из словаря.

Заполняют таблицу:


Что я думаю

Что думают другие

Добро


зло



Уч-ся читают сам-но текст и выписывают определения

Дети слушают.

Дети отвечают на вопросы, сочиняют свой вариант окончания рассказа.


Дети радостно хлопают или приседают

Регулятивные ууд

Определять цель

Коммуникативные ууд

Объяснять смысл слов

Познавательные ууд

Извлекать информацию из словарей


Познавательные ууд

Представить информацию в сжатом виде


Познавательные ууд

Извлекать информациюКоммуникативные ууд

Воспринимать информацию на слух


Высказывать свое мнение

Регулятивные ууд

Выдвигать версии

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

5)Чтение древней китайской сказки.

(слайд 7)

Беседа.

Работа с иллюстративным материалом

(слайд 8)

Дети слушают и анализируют


Оценивают свои поступки и поступки товарищей

Коммуникативные ууд

Высказывать свое мнение

Коммуникативные ууд

Воспринимать информацию на слух

Личностные ууд

Умение понимать душевное состояние персонажей текста

Личностные ууд

Оценивать свои поступки

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

6) Самостоятельное чтение притчи о Добре и Зле(раздаточный материал).

Беседа.

Самостоятельная работа.


Фронтальная беседа

Познавательные ууд

Извлекать информацию

Личностные ууд

Умение понимать душевное состояние персонажей текста

Коммуникативные ууд

Высказывать свое мнение

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7) Работа с пословицами по учебнику.  (с.13).

Читают задание.

Объясняют смысл каждой пословицы.

Называют известные им пословицы на данную тему

Коммуникативные ууд

Объяснять смысл пословиц

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


8)Работа в группах.

Решение ситуаций

Группы обсуждают ситуации.

Группы дополняют друг друга, дают свои варианты ответов.

Коммуникативные ууд

Работать в группе и вырабатывать решение


Личностные ууд

Выбирать поступок и оценивать


Познавательные ууд

Умение делать выводы в результате совместной работы с классом

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9) Чтение стихотворения Т.Кузовлевой «Твори добро»

(раздаточный материал)

Метод «Калька»

Беседа

Проверка.(слайд 9)


10) Работа в парах.

Вывод: давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире.

Уч-ся самостоятельно читают, находят в тексте и подчёркивают ключевые слова.





Дети в парах называют добрые слова.


Познавательные ууд

Извлекать информацию

И находить ответы на вопросы



Коммуникативные ууд

Работать в паре

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

11) Проверка знаний. Тест.

 (взаимопроверка ) слайд 10.

12)- В конце урока я хочу рассказать вам притчу о мудреце.

13) Домашнее задание по выбору.

 (слайд 11)

1)создать коллаж, используя картинки о добре и зле;

2) написать истории, сказки, стихи, притчи о добре и зле;

3) нарисовать добро и зло;

4) найти и выучить пословицы о добре и зле;

5) написать сочинение «Добро и зло в русских народных сказках»;

6)найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

14) Итог урока.

-Давайте в конце урока составим цветок добра. Чтобы человека считали добрым, какие качества должны у него быть? (слайд  12)

Отвечают на вопросы теста.


Меняются работами в парах и проверяют по слайду

Слушают притчу


Записывают д/з по выбору













Называют качества: не жадничать, любить родителей, помогать маме, любить природу, выручать товарища в беде, уважать старших и тд.

Регулятивные ууд

Определять степень успешности работы по критериям


Познавательные ууд

Извлекать информацию


Личностные ууд

Умение понимать душевное состояние персонажей текста










Личностные ууд

Осознавать и называть качества и черты характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока ОРКСЭ "Добро и зло" 4 класс

Урок ОРКСЭ на тему "Добро и зло"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе "Золотое правило этики" , СО "Школа России"

Проект урока ОРКСЭ  4 класс по модулю "Основы православной культуры", автор учебника  А.В.Кураев...

Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").

Цель данного урока по ОСЭ -  воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких.  Детьми заранее  была проведе...

Проект урока ОРКСЭ Золотое правило этики

Проенкт урока ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Золотое правило этики"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

Проект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Как христианство пришло на Русь»

Конспект урока по ОРКСЭ млдуль "Православная культура"...