Проект урока ОРКСЭ Золотое правило этики
план-конспект урока (4 класс)

Терешкова Ольга Николаевна

Проенкт урока ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Золотое правило этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_zolotoe_pravilo_etiki.docx66.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 36 им. генерала А. М. Городнянского» города Смоленска

Название работы

«Проект урока «Золотое правило этики»  

(модуль  «Основы православной культуры»)»

Терешкова Ольга Николаевна,

учитель

Пояснительная записка

        Проект урока разработан для обучающихся 4 класса по учебному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики» в рамках модуля «Основы православной культуры».  Тема урока «Золотое правило этики». Урок является тринадцатым в  разделе  «Введение в православную духовную традицию». На  изучение данной темы отводится 1 час.

Цели урока:   дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила   этики, способствовать формированию понятий «этика», «неосуждение»; развивать монологическую и диалогическую  устную речь учащихся,   внимание при коллективной, групповой и индивидуальной работе,  коммуникативные навыки: умение слушать и слышать своего товарища,   доказывать свою точку зрения;  стимулировать развитие образного и логического мышления в процессе поиска решения проблемной ситуации; воспитывать милосердие,  культуру речи,  доброжелательное отношение к товарищам в процессе совместной работы.

Планируемые результаты

На  базовом уровне обучающийся  

  • - познакомится с формулировкой золотого  правила  этики, узнает о Евангельском контексте этого правила;
  • - будет формировать в себе  способность слушать и слышать других людей;
  • - осознает важность  любви и милосердия  к ближнему;
  • - научится формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле;
  • - будет учиться  оценивать  собственную деятельность на уроке,  развивать логическое мышление, память, речь.

Планируемые результаты повышенного  уровня

Обучающийся получит возможность

- усвоить золотое правило этики, сделав его условием оценивания собственного поведения,  научиться различать отношение к греху и отношение к   согрешившему человеку, уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах;

-  формировать способность акцентировать внимание на аспектах человеческого поведения;

-  развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и других людей;  

-  научиться  отстаивать  собственное мнение;

- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- осознавать   необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию.

 

Ведущим подходом к организации данного урока  выступает  системно-деятельностный подход,  т.е. применение  активных  форм познания,  создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.  

 При разработке проекта  урока учтены усиление   социальной направленности урока, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры,  направленность на развитие мышления,  практических навыков, расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни.

Реализация проекта урока предполагает  использование технологии проблемного обучения,  ИКТ, технологии развития критического мышления (ТРКМЧП), технологии группового взаимодействия.  Применение наглядного метода, метода проблемного изложения, частично-поискового метода позволяет достичь поставленных целей урока. Познавательная деятельность учащихся  организуется в индивидуальной, групповой и коллективной формах. Виды деятельности, организуемые на уроке: беседа, выборочное  чтение,  работа в группах, самооценивание,  работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. 

Для проведения урока необходимо следующее оборудование: учебник «Основы православной культуры 4-5» (автор А.В. Кураев)  - Москва, издательство «Просвещение», 2012,  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, мультимедийная презентация,  раздаточный материал (листы с таблицей «З-Х-У» - один на парту, информационный лист урока для каждого обучающегося,  листы с кроссвордом для групповой работы).

   

Конспект урока

1. Организационный момент

Учитель

-  Начинаем урок. Ребята, я очень рассчитываю на сотрудничество, на взаимоуважение, ведь главная  цель каждого урока – это овладение знаниями и развитие каждого из нас.

 

2.  Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

Учитель

-  Были ли трудности при выполнении домашнего задания?  (Выслушиваются ответы детей,  при необходимости проводится коррекция знаний)

Учитель

- Откройте с. 45 учебника. Как вы ответили на вопрос  «Что нужно делать, чтобы быть милосердным?»  (Выслушиваются ответы детей,  при необходимости проводится коррекция знаний)

Подготовленный ученик читает стихотворение

Сердце живо милостью

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нём состраданья,

Чуткости и понимания.

                                            М. Скребцова      [2]

Учитель

- Может ли сердце болеть от чужой беды?  Почему?

- Приведите пример дел милосердия, которые вы совершили в своей жизни. (Выслушиваются ответы детей)

Учитель

- Продолжите предложение:

             Ближний для меня - это … (по записям в тетрадях).  (Учащиеся зачитывают записи в тетрадях, при необходимости сообщения уточняются)

Учитель

- Мне важно услышать ваши мнения о ситуации, описанной в рубрике «Это интересно»

на с. 44    (Выслушиваются ответы детей).

Учитель

-  Учебники закройте и положите на край парты.

3. Сообщение темы, постановка целей урока

Учитель

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
 ((Выслушиваются ответы детей).

Учитель

- Тема нашего сегодняшнего урока «Золотое правило этики» (Слайд 1: название темы урока)1

- Сформулируйте основную цель урока  (Узнать это правило)

- Как вы думаете, каким должен быть результат нашего урока? (Знать и соблюдать это  правило)

- Все ли слова в теме урока  понятны?

- Какова первая задача урока? (Понять,  что такое «этика»)

Учитель

- Заполните первые два столбца таблицы «З-Х-У» (Слайд 2:таблица, работа  в парах по заполнению таблицы)

З  

что мы знаем

Х

что мы хотим узнать

У

что мы узнали,

что нам осталось узнать

  Фронтальная работа.  (Выслушиваются ответы детей – результаты работы с таблицей)

4. Объяснение нового материала

а) Работа над понятием «этика».

Учитель

- Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей)

- На партах у вас лежит информационный лист к сегодняшнему уроку. В нем  материал, который поможет  лучше понять и осмыслить  содержание ключевых понятий урока. Прочитайте определение понятия «этика».   (Слайд 3: определения понятия   «этика». В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей)

Учитель

- Сформулируйте определение понятия «нравственность». 
(Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами)

Учитель

- Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»?     Чем отличаются?  

- Что общего в понятиях «этика» и «этикет»?     Чем отличаются?  

(Выслушиваются ответы детей, в ходе беседы учитель подводит детей к формулировке вывода)

          Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»

         Этика и этикет – родственные слова. Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где- либо, например: школьный этикет, дипломатический этикет.

Учитель

- Различают светскую и религиозную этику.  (Слайд 4: как отвечает на один и тот же вопрос  светская этика и религиозная этика)

Коллективное заполнение таблицы.

Самостоятельная работа учащихся  (Слайд 5: выбор вопросов, на которые отвечает этика)

- Запишите в тетрадях номера правильных на ваш взгляд ответов. Можно поработать в парах. Самопроверка.

б) Выдвижение гипотезы.

Учитель

    - Выскажите гипотезу: каково же  золотое правило этики?

в) Золотое правило этики. Исследовательская работа с текстом учебника.

Учитель

Проведём исследование с целью проверки нашей гипотезы. Откройте учебники на с. 46.  

 «Жужжащее» чтение  1-4 абзацев статьи, выборочный пересказ текста.

- Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (Дети находят в тексте и зачитывают  «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»)

Учитель

- Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Повторим золотое правило этики.  Работа по заданию слайда (Слайд 6: вставить пропущенные слова в формулировку золотого правила этики в Евангельском контексте)

Учитель

- Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

- Хотелось бы вам этого? Хорошо ли осуждать других? Что помогает уберечься от осуждения?

г) Работа с репродукцией картины  В.Д. Поленова «Христос и грешница». Беседа (Слайд 7: изображение картины В. Д. Поленова «Христос и грешница». Учитель задает вопросы, выслушиваются ответы детей)

- Рассмотрите картину.      

- Что вы видите на картине?

- Где происходит действие?

- Как выглядят люди?      

- Что это за собрание?

- Кто в роли преступника на суде?

- Кто в роли судьи?

- Как Христос защитил женщину?    

- Как бы вы назвали эту картину?                                                                                  

 

д) Работа по учебнику. Чтение по очереди  с.  46-47 учебника.  (Слайды 8-9: на основе сведений учебника закончить  и объяснить выражения)

Физкультминутка  (Учитель предлагает детям встать из-за парт и под музыку клипа  «Золотое правило» потанцевать) [5]

е)  Работа с учебником. Врезка «Это интересно». Чтение текста учителем.

           Слова Христа из Евангелия.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Учитель

- Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (Дети находят в тексте и зачитывают «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»)

Учитель

- Что нужно делать,  чтобы не судить других? (Дети находят в тексте и зачитывают «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.  Прощайте, и прощены будете»)  6. Закрепление.   Самостоятельная групповая  работа учащихся

Учитель

- Разделитесь на группы по 6 человек. Разгадайте кроссворд. (Слайд 10: кроссворд)

Самопроверка  (по слайду).

7. Подведение итогов урока

Учитель

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Продолжите предложения (Проводится фронтальная  работа по слайдам 11-12.  

Слайд 11

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

   1.Выбери верный ответ

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

Слайд 12

   2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

● просвещает человека;

● обогащает человека;

● разрушает человека)

Учитель задает вопросы, выслушиваются ответы детей.

- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

- Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке?

Учитель

          Наша страна – Россия является поликонфессиональной страной, на территории России распространены, кроме православия, такие религии как ислам, иудаизм, буддизм, католицизм. Главное правило этики можно назвать «золотым» ещё и потому, что оно звучит примерно одинаково во всех мировых религиях.

Учитель

- Возьмите лист с таблицей «З-Х-У», заполните в парах  последний столбик.

- Прочитайте свои ответы (Выслушиваются ответы детей)

Учитель

- Сдайте таблицы, к работе с ними мы вернемся  в начале следующего урока при проверке домашнего задания.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Как вы считаете, удалось ли нам ее достичь?

- Достаточно ли знать золотое правило этики? (Учитель подводит детей к выводу, что данным правилом нужно руководствоваться в жизни и поступать согласно этому правилу)

8. Домашнее задание  (Слайд 13:  текст обязательного и дополнительного домашнего задания)

Читать стр. 46 – 49, ответить на вопросы.

Дополнительное задание по желанию  (на выбор):

Провести интервью с членами семьи по вопросу:

«Как взрослые понимают  золотое правило этики.

Написать мини – эссе на тему:

«Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки»

Прочитать и  обсудить с родителями рассказ православного священника            А. Авдюгова [4]

(Обязательное домашнее задание учащиеся записывают в дневники, листы с формулировкой дополнительного задания и текстом рассказа раздаются обучающимся)

Учитель

- Урок окончен. Спасибо за работу (Слайд 15: благодарность) 

Дополнительный материал к уроку

( при наличии резервного времени)

(Слайд 14: портрет Серафима Саровского)

Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском.

 Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.  [3]

- Почему так поступил Серафим Саровский?

1 В целях соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку при демонстрации презентации используется функция «Шторка» интерактивной доски или выключается монитор компьютера.

Литература,  интернет-источники

1. Духовно-нравственная культура  в школе. Учебно-методическое пособие  по ОПК для учителей общеобразовательных школ. Сборник 1 под общей редакцией  Киприана (Ященко) – Москва. 2007

2. А. Лопатина, М. Скребцова.  Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. -  Москва,  «Амрита-Русь». 2007 с. 145

3. Методические рекомендации по реализации модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования». – Тамбов. 2010 с. 21-22

4. Протоирей Александр Авдюгин «Батюшкины рассказы». – Москва. 2009       https://azbyka.ru/fiction/batyushkovskie-rasskazy/

5.https://uaclips.com/video/0TfoMAXBVvE/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило этики

Презентация к уроку Православная культура и этика...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Золотое правило этики

Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения. Воспитать чувство любви к ближнему. Развивать логическое мышление, память, речь....

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»

Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...

Проект урока ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе "Золотое правило этики" , СО "Школа России"

Проект урока ОРКСЭ  4 класс по модулю "Основы православной культуры", автор учебника  А.В.Кураев...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...