Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме

Новикова Ольга Сергеевна

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор  учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Календарно-тематическое  планирование рабочей программы учителя по учебному курсу

                                                                   «Основы светской этики»

№ урока

Наименование раздела программы и количество часов на раздел

Тема урока

Количество уроков

Тип  урока

Элементы содержания уроков

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Оснащение урока

Дата проведения

1

Введение в предмет

Учебник  «Основы светской этики»

   1

Вводный

Народы России, их духовно-нравственная культура

 Что такое этика? Ее значение в жизни человека. Культура и мораль.

фронтальный

Учебник,

рабочая тетрадь,

презента ция

2

Рос-

сия –

Родина

моя.

Россия – Родина

моя. Природа и

люди.

    1

Комбинированный

Наша Родина Россия, ее географическое положение, природа, население. Наш родной

край: его география

и население.

Знать: основные сведения о населении и географии родной

страны, родного края. Значение Родины в жизни человека,

что такое патриотизм многонационального и многоконфесси-

онального народа России; названия древних городов России,

их основные памятники культуры.

Понимать: смысл понятий Родина, Россия, Российская Федерация.

фронтальный

Учебник,

рабочая тетрадь,

презента ция

3

История

России

1

Комбинированный

От Руси к России.

Древние города

России, их памят-

ники культуры.

Древние предки –

славяне; быт Древ-

ней Руси. Этикет в

России XVI—XVII в.

Знать: основные сведения из истории России, родного края.

Понимать: значение изучения истории для развития человека;

смысл основных понятий урока.

фронтальный

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь

презента ция

4

Основы светской этики

Этика и этикет

1

Комбинированный

Что такое этика,

мораль (нравствен-

ность). Назначение

этики, ее категории.

Сущность этикета,

его происхождение

и назначение. Нор-

мы этикета, их раз-

витие и совершен-

Знать: понятия этики и этикета; назначение этики, ее категории; происхождение и назначение этикета; содержание сов-

ременных правил поведения, что такое манеры поведения.

Понимать: что такое нравственная культура учащихся, культурное и вежливое общение в коллективе; в чем польза добрых

дел.

тестирование

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь

презентация, ресурсы интернет

5

Подарочный

этикет

1

Комбинированный

Цветы – лучший

подарок. Традиции

дарения цветов.

Этикет вручения

букета. Выбор подарка, получение и дарение подарка.

Знать: что такое подарок, подарочный этикет.

Понимать: значимость в жизни людей подарочного этикета,что такое нравственная культура учащихся, значимость этикета для общения людей.

Уметь: пользоваться правилами этикета в повседневной жизни

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь

презентация, ресурсы интернет

6

7

Вежливость

2

Урок

изу-

чения

но-

вого

мате-

риала

Вежливость. Ува-

жение. Происхож-

дение слов здравс-

твуйте, спасибо,

пожалуйста, их

значения. Обычай

рукопожатия, обы-

чай снимать голов-

ной убор. Этикет

приветствия в шко-

ле и дома, на улице.

Отношение к недо-

статкам и слабостям

людей. Обида словом, извинение.

Этикет разговорной

речи. Умение слу-

шать друг друга

Знать: вежливые слова, правила вежливости и этикета; правила изучения терминов и понятий.

Понимать: назначение вежливых слов в различных жизненных ситуациях; необходимость доброжелательного отношения к

окружающим; значение дружеского общения одноклассни-

ков; необходимость соблюдения правил этики и этикета на

улице, в школе, дома.

Уметь: неформально соблюдать правила этики и этикета.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь

презентация, ресурсы интернет

8

9

Добро и

зло

2

Понятие добра и

зла. Слова с корнем

добро. Тема добра и

зла в русских народных сказках, былинах.

Щедрость

Знать: значение понятий: вежливость, уважение, правила веж-

ливости и этикета.

Понимать: назначение вежливых слов в различных жизненных

ситуациях; необходимость доброжелательного отношения к

окружающим; значение дружеского общения одноклассни-

ков; необходимость соблюдения правил этики и этикета на

улице, в школе, дома.

Уметь: неформально соблюдать правила этики и этикета.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь

презентация, ресурсы интернет

10

Дружба

и по-

рядоч-

ность

1

Изу-

чение

ново-

го мате-

риала

Понятие честности

и искренности. Из

истории традиций

по выявлению чест-

ности и лжи

Знать: определение понятий: честность, искренность, репута-

ция, закон.

Понимать: что значит быть нравственным в наше время;

важность в жизни каждого человека искренности и порядочности.

Уметь: быть честным и искренним в школе, дома, с друзьями.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

11

Учиться дру-

жить

1

Комбиниро-ванный

с эле-

мен-

тами

прак-

тики

Проявление друже-

любия в сказках и

в жизни, в произ-

ведениях детской

литературы. Поня-

тия друг, приятель,

товарищ. Правила

дружбы. Отноше-

ния в классном кол-

лективе. Как себя

вести в гостях

Знать: проявления дружбы и порядочности в повседневной

жизни; правила поведения в гостях.

Понимать: важность выполнения правил дружбы, норм морального кодекса школьника, этики.

Уметь: соблюдать правила дружбы; дружески общаться с одноклассниками; проявлять доброжелательность в школе, дома, в гостях. Вести учебные записи в тетради.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет.

12

13

Честность и

искренность

2

Изу-

чение

нового

мате-

риала

Понятие честности

и искренности. Из

истории традиций

по выявлению честности и лжи.

Знать: определение понятий: честность, искренность, репута-

ция, закон.

Понимать: что значит быть нравственным в наше время;

важность в жизни каждого человека искренности и порядочности.

Уметь: быть честным и искренним в школе, дома, с друзьями.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

14

Повторение

и обобщение

1

обоб-

щаю-

щий

Основное содержание первых 13уроков

Знать: базовые понятия по этике и этикету.

Понимать: важность и необходимость соблюдения норм этики и этикета.

Уметь: применять нормы этики и этикета на практике

15

16

Гордость и

гордыня

2

Изучение

нового

мате-

риала

Понятие гордости

и гордыни. Чувство

собственного достоинства человека,

самоуважения

Знать: что такое собственное достоинство, порядочность и

скромность; отличие гордости от гордыни; смысл понятий:

гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность,

тщеславие.

Понимать: важность и необходимость проявления любви

и уважения к человеку; соблюдения морали гражданина

России; важность воспитания положительных качеств личности.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

17

Обычаи и обряды русского

народа

1

Комби-

нированный

Что такое обычай и

обряд. Из истории

обряда бракосочетания на Руси.

Решение вопросов

женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание.

Обычай встречи

молодых хлебом-

солью.

Знать: обычаи и обряды россиян; особенности бракосочетания в современной России; определения понятий: обычай,обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Понимать: необходимость уважительного отношения к обычаям и обрядам многонационального и многоконфессиональ-

ного российского народа.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

18

Царский

этикет

1

Комби-

нированный

Царский обед.

Праздничные блю-

да. Значение соли.

Грановитая палата

Знать: определения понятий: обычай, обряд, царь, боярин,

ключник, стольник, дворецкий.

Понимать: необходимость уважительного отношения к обыча-

ям и обрядам наших далеких предков.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

19

Терпение и

труд

1

Комби-

нированный

Значения слова

терпение. Что такое

труд. Трудовые дела

в школе и дома, их

последовательность

и систематичность.

Постоянные домашние поручения и их выполнение. Свободный и посильный труд.

Повседневные дела

и техника безопасности в работе.

Знать: сущность трудовой морали; основные способы нравственного самосовершенствования; смысл понятий: терпение,труд,прилежание, старание, отдых, лень.

Понимать: необходимость и важность труда для жизни каждого человека.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом, соблюдать

технику безопасности; выполнять порученное дело; бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

20

Роль труда в

жизни  челове-

ка

1

Комби-

нированный

Значение труда в

жизни человека

и общества. По-

требность в труде.

Сочетание труда

умственного и фи-

зического. Учеба –

важнейший труд

школьника. Из ис-

тории становления  и развития российского предпринимательства. Демидовы

Знать: сущность трудовой морали; факты из истории российского предпринимательства.

Понимать: необходимость и важность труда для жизни каждого человека;совершенствование человека в процессе труда, важность предпринимательства в жизни общества.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом, соблюдать

технику безопасности; выполнять порученное дело, практические задания; находить решения в конкретных ситуациях;

бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Учебник,

рабочая тетрадь, словарь, мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

21

22

Семья

2

Изу-

чение

ново-

го

Семья – объедине-

ние людей разного

возраста, основан-

ное на кровнород-

ственных связях.

Из истории семьи.

Семья на Руси. Имя

и фамилия. Проис-

хождение фамилии.

Роль родителей в

современной семье.

Крепость и стабиль-

ность семьи. Родо-

словная семьи

Знать: высшие нравственные ценности семьи; происхождение

имен и фамилий; родословие семьи; смысл понятий: род, родословие, семья, фамилия.

Понимать: важность сохранения и укрепления семьи, свой вклад в сохранение добрых отношений в семье; роль родителей и детей в современной семье.

Уметь: соизмерять свои потребности с потребностями членов

семьи.

Учебник,

рабочая тетрадь, с мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

23

Семейные

традиции

1

Изу-

чение

нового

материала

Семейные тради-

ции. Разнообразие

традиций, собст-

венные традиции

семьи, их создание

Знать: традиции россиян, собственные традиции семьи; праз-

дник – одна из форм исторической памяти; определение по-

нятия традиция.

Понимать: значение семейных традиций для укрепления се-

мьи, воспитания детей.

Уметь: следовать традициям своей семьи, уважать традиции

других людей.

Учебник,

рабочая тетрадь, с мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

24

Собственные традиции семьи

1

Комбинированный

Семейные праздники семьи, традиции семьи

Знать: собственные традиции семьи; праз-

дник – одна из форм исторической памяти; определение по-

нятия традиция.

Понимать: значение семейных традиций для укрепления се-

мьи, воспитания детей.

Уметь: следовать традициям своей семьи, уважать традиции

других людей.

мультимедийные

презентации

25

26

Сердце

матери

2

Изучение

нового

материала

Роль матери в се-

мье. День матери в

России. Традиция

празднования Дня

матери у народов

мира

Знать: роль матери в семье; традиции празднования Дня ма-

тери; раскрывать смысл понятий: семья, любовь, счастье, забо-

та, терпение.

Понимать: важность и необходимость уважительного отношения к матери; значение матери как творца человека; важность

помощи детей родителям; необходимость бережного отношения детей к родителям.

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме.

Учебник,

рабочая тетрадь, с мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

27

28

Правила твоей

жизни

2

Изучение нового

материала

Сознательная

дисциплина учащихся в школе.Правила приема пищи в школе.

Этикет школьного

праздника. Са-

мообслуживание

учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и

дома, во дворе дома

и на улице. Помощь

детей родителям.

Распорядок дня

ученика.

Знать: правила этикета школьного праздника; распорядок дня;

правила культуры общения школьников; особенности общения

детей с посторонними людьми; правила личной безопасности.

Понимать: образование — важнейшая ценность каждого человека; необходимость соблюдения дисциплины в школе и

дома; необходимость помощи маленьким детям, престарелым

и больным людям.

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности.

Учебник,

рабочая тетрадь, с мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

29

Духовные традиции многонационального народа России

Праздники

народов России

Изу-

чение

нового

мате-

риала

Что такое празд-

ники и традиции,

обряды разных

народов России.

История возникно-

вения праздников.

Культура поведения

на праздниках

Знать: праздники как одну из форм исторической памяти:

историю возникновения праздников; смысл понятий: празд-

ник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, свобода

совести.

Понимать: роль религии в сохранении исторической памяти,

что такое единство многонационального и многоконфесси-

онального народа России; что значит быть нравственным в

наше время; необходимость соблюдения культуры поведения

на праздниках.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям,к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет;

пользоваться справочниками и словарями

Учебник,

рабочая тетрадь, с мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

30

Русская

Масле-

ница

1

Комбинированный

Семь дней Масленицы. Встреча.Заигрыш. Лакомка.Широкая Масленица. Штурм

снежного городка.

Проводы Маслени-

цы. Прощеное вос-

кресенье. Великий

пост, Чистый поне-

дельник

Знать: праздник Масленицы как одна из форм исторической

памяти; смысл понятий: мораль, праздник, религия, христиан-

ство, Прощеное воскресенье, Великий пост.

Понимать: роль религии и религиозных праздников в жизни

людей.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к верующим, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет

Учебник,

рабочая тетрадь, с мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

31

32

Защитники

Отечества

2

Изу-

чение

нового

мате-

риала

23 февраля – День

защитника Отечес-

тва. Состав Воо-

руженных сил РФ.

Страницы боевой

славы Родины:

Невская битва, сра-

жение на Чудском

озере, Куликовская

битва, борьба с по-

ляками в ХVII в.,

подвиги полковод-

ца А.В. Суворова,

Отечественная вой-

на 1812 г., Великая

Отечественная  война 1941–1945 гг.

Защита Родины –

долг каждого граж-

данина РФ, служба

в Вооруженных си-

лах РФ – почетная

обязанность

Знать: важнейшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали защитника Отечества; основные вехи в защите

нашего Отечества; понятия: Отечество, защитник, патриот,

воин.

Понимать: значение патриотизма в сохранении и укреплении

государства; что значит быть нравственным в наше время.

Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества,

ветеранам Великой Отечественной войны; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря.

Учебник,

рабочая тетрадь, с мультимедийная

презентация, ресурсы интернет

33

34

Итоговые

уроки

2

Пов-

торе-

ние и

обоб-

ще-

ние

Основные знания и

умения по этике и

этикету всего курса

Знать: основное содержание учебника, важнейшие понятия;

нормы морали; этика, этикет, их назначение.

Понимать: необходимость, важность и полезность выполне-

ния правил этики и этикета.

Уметь: понимать содержание вопроса и задания; ответить на

вопросы и выполнить задание, соотнеся определения с поня-

тиями; выполнить тестовые задания; применять полученные

знания и умения на практике

Защита проектов

выполнение

тестовых заданий

мультимедийные

презентации



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                    ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                 «Согласовано»                                 «Рассмотрено и одобрено»

Директор школы                    Заместитель директора по УВР                     Руководитель МО

_______О.Б. Григорьева            ________О.Н. Иваненко                            ___________    Пр.№ __

«___»  _________2013г.             «___» __________2013г.                       «___» __________2013г.

                     

Рабочая программа  учебного курса  по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)                          

учителя  начальных классов

Новиковой Ольги Сергеевны

 

                             2013-2014 учебный год

                                       Пояснительная записка

Об учебной программе

С 1 сентября 2012 года Приказом Министерства образования и науки  модульный курс  «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в Федеральный базисный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской  Федерации.

Приказом Министерства образования и науки  № 69 от 31.01. 2012 г. были внесены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули.

Его изучение направлено на достижение следующих целей:

Модуль «Основы светской этики» будут изучать ученики 4 «А» и 4 «Б» классов. Комплектация  класса проводилась по сделанному собственному выбору  учащихся и  их родителей.

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван  ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит  дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

• развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Цели  и задачи исследовательской и проектной деятельности

В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала могут проводиться на обобщающих уроках в конце четверти или после пройденной темы. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться всем классом совместно с родителями.

Количество учебных часов  на изучение нового предмета отводится 34 учебных часа (1 час в неделю) в 4 классе.

 Количество часов для проведения проектной деятельности:  6 ч

«Россия-Родина моя»

«Обычаи и обряды русского народа»

«Моя семья»

«Семейные традиции»

«Праздники народов России»

«Защитники Отечества»

Используемый учебно-методический комплект  и дополнительная  литература:

Издательство «Русское слово» в рамках  комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Содержание учебника соответствует ФК ГОС 2004 г. и ФГОС 2009 г.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Студеникин.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.

Программа курса: к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс /авт.-сост. М.Т.Студеникин.-2-е изд.,испр. И доп.-М.;ООО «Русское слово-учебник»,2012.

"Рабочая тетрадь к учебнику М. Т. Студеникина "Основы светской этики" 4 класс. ФГОС" /М.Т.Студеникин- М.;ООО «Русское слово-учебник»,2013.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

Интернет ресурсы:

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы,

аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации,

тематически связанные с содержанием курса;

 http://abccba.ru/ Этика ; http://simple-etiquette.ru/ - Этикет

http://www.orkce.ru/ -  Основы религиозных культур и светской этики

http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/ -Сообщество педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

http://www.openclass.ru/node/328210 -Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://kolesnikova-zvr.narod.ru/index/0-14 -Персональный сайт- ОРКСЭ.

http://www.koiro.edu.ru – Калининградский институт развития образования. Курс ОРКСЭ.

Результаты  изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

                            Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Формирование семейных ценностей;
  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

                                 Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни.

                     Метапредметные  результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий
  • Эвристические беседы
  • Исследовательский метод
  • Проектирование
  • Уроки – экскурсии
  • Деловые и ролевые игры
  • Различные викторины и другие конкурсные события
  • Творческие мастерские
  • Использование информационно- коммуникационных технологий

     Формы работы:

  • коллективная
  • групповая
  • индивидуальная

Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс/ М.Т.Студеникин - М.:ООО «Русское слово - учебник»,2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник издательства "Просвещение"

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс учебник "Светская этика" издательство "Просвещение" соответствует требованиям ФГОС...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс.

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс....

Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с  Федеральным государстве...

Рабочая программа и КТП по ОРКСЭ. Основы светской этики. 4 класс

    Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;     Обобщение знаний, понятий и пр...