Умения учителя-дефектолога.
статья по теме

Луковникова Галина Владимировна

умения учителя-дефектолога применимы, как для дошкольников, так и для учащихся школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umeniya_uchitelya-defektologa.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Умения учителя-дефектолога

  • г н о с т и ч е с к и е;
  • п р о е к т и р о в о ч н ы е;
  • к о н с т р у к т и в н ы е;
  • о р г а н и з а ц и о н н ы е;
  • к о м м у н и к а т и в н ы е.

Гностические умения –

  • изучение учебных возможностей дошкольников педагогическими средствами (анализ работ и устных ответов детей, определение  уровней их обученности, отношения к  различным видам деятельности, видам работы на занятии), выявление степени проявления эмоций, воли, рефлексии, самооценки  в учебно-воспитательном процессе отдельными детьми и группой в целом);
  • изучение  программных и учебно-методических материалов (определение ведущих идей, концепций, научных подходов, глобальных целей и задач изучения конкретного   раздела, темы; умение находить критерии оценки результатов изучения раздела программы, определять основные элементы знаний (понятия, факты и др.) и предметные умения в рамках раздела, темы, определять основные формы учебной информации (тексты, иллюстрации, вопросы, задания, образцы выполнения); анализ  образовательных технологий и определение их реального  использования в конкретных условиях);
  • анализ  и критическое осмысливание  наблюдаемого учебно-воспитательного  процесса в целях усвоения передового педагогического опыта;
  • изучение  и оценивание собственных  педагогических способностей (использование диагностических тестов, рефлексирование, определение положительных и негативных сторон своей педагогической деятельности –  коммуникативных и организаторских способностей, способности к фасилитации, адекватной самооценке);
  • анализ занятия, проведение  самоанализа и анализа занятий своих коллег, использование разных видов анализа;
  • обоснование своего выбора учебной информации, методов и форм обучения, коррекции;
  • оценка ход и результатов  учебной деятельности (умение проанализировать или прокомментировать ответ дошкольника, определить ошибки и недочеты  в учебных действиях и их результатах, применить критерии оценки).  

                       

Проектировочные умения –

  • умения определять и формулировать коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные цели и задачи предстоящей деятельности по отношению к занятию и по отношению к отдельным этапам  и аспектам занятия;
  • умения определять логику и последовательность  работы над новым учебным материалом;
  • умения связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения дошкольников;
  • умения продумать  возможные варианты вопросов к дошкольникам для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на занятии;
  • умения продумать методическую структуру занятия, разные ее варианты;
  • умения предусмотреть  контрольные микроэтапы в занятии.

Конструктивные умения –

  • умения выбрать оптимальное сочетание методов, приемов, форм и специальных средств обучения на занятиях с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей детей;
  • умения находить наиболее  рациональные и эффективные приемы коррекционного воздействия;
  • умения подбирать готовую учебную информацию (тексты, иллюстрации, схемы, таблицы, вопросы и  задания к учебному материалу);
  • умения создавать свои  варианты учебной информации;
  • умения разрабатывать, создавать наглядные и дидактические пособия;
  • умение разработать и оформить конспект занятия;
  • умения разработать  разноуровневые контрольные тесты (сформулировать вопросы,  задания, задачи, примеры, упражнения и т.д.);
  • умение составлять  опорные конспекты.  

Организационные умения –

  • умения предъявлять дошкольникам дисциплинарные требования;
  • умения объявлять детям  цели предстоящей работы, создавать целевые установки, ставить учебные задачи;
  • умения создавать стимулирующие дошкольников ситуации;
  • умения обеспечить и поддерживать внимание детей;
  • умения выбрать и применить  приемы  мнемонической деятельности детей;
  • умения обеспечить условия для успешной учебно-познавательной деятельности дошкольников: Инструментарий, разнообразная по содержанию, форме и объему помощь, чистота и порядок в кабинете, групповой комнате;
  • умения организовать групповую работу на занятии;
  • умения оценить  ответы детей (дать качественную словесную оценку, прокомментировать ответ и т.д.);
  • умения стимулировать дошкольников  к постановке ими вопросов, дополнениям, исправлениям, замечаниям;
  • умения организовать взаимопомощь  среди детей, взаимоконтроль  выполненной работы;
  • умения объединить детей в группы для выполнения заданий;
  • умения своевременно внести коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации;
  • умения организовать и провести учебную экскурсию;
  • умения привлечь родителей для оказания помощи своим детям в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные умения –

  • умения сообщить информацию;
  • умения выслушать ответ ребенка;
  • владение приемами аттракции;
  • предупреждение конфликтов;
  • умения разрешить конфликтную ситуацию;
  • умения определить настроение ребенка, изменить (улучшить) его;
  • умения обеспечить фасилитацию (выразить собственную позицию, уверенность в возможностях ребенка);
  • умения позитивно взаимодействовать с родителями;
  • умения устанавливать  деловые контакты с коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

Нарушенные или несформированныефункции...

Игровые технологии в логопедической работе с детьми после кохлеарной имплантации (семинар для учителей – логопедов и учителей – дефектологов)

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологи...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....