Организация эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников - основной механизм повышения качества образовательного процесса.
статья (4 класс) по теме

Как научить детей работать самостоятельно? Это угловой вопрос НОО ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rybinoy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эффективного управления самостоятельной  познавательной деятельностью школьников - основной механизм повышения качества образовательного процесса.

Рыбина О.Ю

В новых социально-экономических условиях кардинально меняется отношение к образованию, к его ценностям и приоритетам.

Основным механизмом повышения продуктивности образовательного процесса в нашей школе является организация эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников.

Известно, что путь личного самостоятельного познавательного опыта - самый тяжелый, но и самый продуктивный. Решающую роль в самостоятельном учении играет книга. Трудно переоценить значение и роль чтения в воспитании и развитии ребенка. Читая текст, ученик вступает в диалог с его автором, сопереживает героям художественных произведений, учится критически относиться к содержанию прочитанного, соотносит полученную информацию со своим опытом. Возможно поэтому, Леонтьев А.А. назвал чтение “формой соучастия человека в мире”, и неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Из вышеизложенного следует, что чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании. Чтение – это сложный многоаспектный процесс. Но в данной статье нам хотелось бы более подробно остановиться на проблеме обучения школьников пониманию текста.

Основными направлениями педагогического поиска для меня стали:

1. Формирование мотивация чтения и познавательной деятельности учащихся в целом.

2.  Исследование психологических основ чтения и понимания.

3.  Анализ логико-лингвистической структуры текстов.

4. Разработка методов обучения учащихся продуктивному чтению и пониманию текста.

Чтение, чтобы быть успешным, прежде всего должно быть мотивированным.

Поэтому первой задачей педагога является воспитание у ребят интереса к чтению, формирование у них широкого круга чтения, индивидуального информационного запроса. (Зачем читать? Что читать?).

Большим мотивационным потенциалом обладают современные образовательные  технологии, используемые на уроках: метод проектов, продуктивное чтение, технология развития критического мышления через чтение и письмо и др.

Решающую роль в воспитании у школьников любви к чтению, уважения к книге играет школьная библиотека. Здесь ребят учат любить книгу, формируют библиографическую и читательскую культуру школьников, проводят читательские конференции, организуют клубы знатоков литературы. Значительно обогащают и расширяют эрудицию учащихся интегративные уроки, проводимые библиотекарем совместно с учителями-предметниками. Читая, сопереживая героям книги, дети учатся добру и любви.

Нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в различных графических схемах, ментальных картах, синквейнах и т.д. Некоторые из них можно использовать еще до чтения. Например, по заголовку спрогнозировать тему и идею всего произведения.

В нашей школе накоплен большой опыт по обучению учащихся работе с текстом. Важнейшим направлением в своей работе считаю словарную работу. Она может проходить как перед чтением, так и в процессе чтения. Например, при первичном знакомстве с текстом ученику в режиме просмотрового чтения предлагается выделять для себя непонятные слова, смысл которых позже уясняется либо через контекст, либо в процессе коллективного обсуждения. Часто понять смысл того или иного слова помогает такой прием, как подбор синонимов. Повышает культуру умственного труда и расширяет словарный запас школьников работа с толковыми и другими словарями.

С работой по развитию речи самым тесным образом связана деятельность по формированию тезауруса учащихся. Она способствует развитию понятийного мышления учащихся и более глубокому пониманию ими текста. Хорошие глубокие знания, богатый словарный запас, начитанность лежат в основе такого явления как смысловая догадка. Недаром тезаурус называют “зеркалом понимания”.

Важнейшим, эффективным направлением в своей деятельности считаю обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Наблюдения показывают, что составление вопросов по содержанию текста положительно влияет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения. Анализ показал, что 45% составленных учащимися вопросов вскрывают причинно-следственные связи, будят мысль школьников. (Л.П. Доблаев, 1970; И.В. Усачева, 1980).

Умение и желание ученика задавать вопросы к тексту свидетельствуют:

  • во-первых, об его активной позиции во время чтения, о том, что он вступил в диалог с автором текста;
  • во-вторых, ставит ученика в позицию исследователя текста;
  • в-третьих, развивает у школьников такие качества как критичность ума и наблюдательность;
  • в-четвертых, формирует прогностические умения учащихся;
  •  в-пятых, постановка проблемных вопросов, выявляющих причинно-следственные связи, является показателем с одной стороны хорошего развития логического мышления учащихся, а с другой, глубокого понимания ими текста.

Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как “чтение с остановками”. Развивает умение выделять логическую и последовательную структуру текста составление вопросного плана. Активизирует учащихся, развивает их коммуникативные способности такая стратегия, как “чтение в кружок”. Повышает результативность чтения метод взаимоопроса учащихся в работе пар сменного состава. Очень полезной, развивающей и организующей работу учащихся является постановка вопросов перед изучением текста, которую предлагает стратегия “ЗХУ” из технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Особое место и огромное развивающее влияние на ребят имеет школьный клуб “Что? Где? Когда?”. Анализ задаваемых учащимися вопросов, показал, что детей интересует очень многое:

-Кто построил первый зоопарк? (1 класс),

-Что общего между слоном и танком? (Oказывается в древности слонов использовали во время войны) (4 класс),

-Каких размеров Вселенная? (3 класс).

Еще большей ценностью обладают те вопросы, которые вскрывают проблемы или побуждают учащихся рассуждать, давать оценку или делать выводы, искать и находить путь решения (И.В. Усачева, И.И. Ильясов, 1986). Такие вопросы побуждают учащихся к самостоятельной творческой исследовательской деятельности, которую они реализуют уже в своих проектах. Например, “Является ли СМИ четвертой властью?”( 4 класс). Более подробно необходимо остановиться на обучении школьников составлению плана текста.

Составляя план текста, ученик выполняет следующие операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и логическое соотнесение частей плана друг с другом. (Выделяет главные мысли или микротемы и вокруг них группирует текст).

Таким образом, в основе составления плана лежат действия по выделению и упорядочиваю главных мыслей текста. И этим операциям школьников необходимо целенаправленно учить. Содержание и структура плана зависят от цели работы. В одном случае план может отражать только фабулу художественного произведения или только фактологический материал, а может и выявлять причинно-следственные связи.

Считаю важным учить ребят не только составлять план, но и раскрывать перед ними его основную роль в качестве опоры для будущего пересказа текста и понимания его содержания. Это повышает мотивацию учащихся, делает их работу более осознанной и целенаправленной. Поэтому план, с одной стороны, является свидетельством качества понимания текста учащимися, а с другой – средством и опорой для будущей работы с текстом.

Приведу  примерные рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся по составлению плана:

1. Внимательно прочитай текст.
2. Выдели главные мысли текста.
3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.
4. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).
5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
6.Сформулируй главные мысли кратко ( запиши их в виде пунктов плана).
7. Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.

Составление плана является прекрасной подготовкой учащихся к последующему пересказу текста.

С целью повышения эффективности работы и формированию у школьников навыков самоконтроля были разработаны следующие критерии оценки краткого пересказа:

1. Отражает ли план основное содержание.
2. Все ли предложения связаны друг с другом.
3. Понятен ли он другому человеку.
4. Содержит ли основной вывод по содержанию текста.

Чтение – один из четырех видов речевой деятельности, которое неразрывно связано со всеми другими ее видами: говорением, слушанием и письмом. Исходя из этого, образовательные ситуации на уроке проектирую так, чтобы, прочитав текст, ученик был бы способен сам задать вопросы по его содержанию, затем на основе анализа текста составить план. Создаю такие условия, чтобы у ребенка возникло желание обсудить содержание прочитанного с товарищами. Формирую у школьников способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, дать оценку той информации, которую он получил, или оценивать героев произведения, о которых прочитал. Речь идет о том, чтобы научить школьника вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научить строить свой, авторизованный текст, свой речевой постулат. С этой целью учу ребят сочинять синквейны, участвовать в дискуссии, составлять характеристики героям, делать аннотацию любимой книги. Мои ученики и сами сочиняют стихи и загадки, пишут необычные сказки, готовят серьезные рефераты и интересные доклады.

В заключение хотелось бы  вернуться к проблеме качества образования. Наблюдения за учащимися на уроках показали, что те педагогические технологии и стратегии обучения чтению, которые используются, дали свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда (качество возросло до 85%). Но, наверное, самым ценным является то, что дети стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.

Все это может дать человеку Чтение.

Список использованной литературы.

1. Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко “Человек читающий”, Москва, 2000.
2. Сметанникова Н.Н. “Подходы и модели обучения чтению и письму (грамотности)”.
3. Доблаев “Логико-психологический анализ текста”.
4. Бородин, Бородина “Учим читать”.
5. И.В. Усачева “Обучение подростков приемам понимания учебного текста с помощью технологии ИНЛОККС”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

. «Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса»

laquo;Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса» Для современного социума характерно пони...

Опыт работы педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса в образовательной организации

В данной статье можно познакомится с интересным опытом работы, использовать данные примеры для повышения качества образовательного процесса...

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА БИБЛИОТЕКИ МЭШ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся при помощи компьютера. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в образование наложило свой отпечат...