Программа факультатива "Эрудит"
материал (3 класс) по теме

Юферова Татьяна Вениаминовна

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников  «Моя математика» 3 класс (авт.Демидова Т.Е., Козлова С.А, Тонких, А.П, М., Баласс,2010г), пособия «Занимательная математика» Т.В. Семёнова, олимпиадные задания 2-4 класс А.М.Ситникова; олимпиадные задания 2-3 классы (автор-составитель Е.А.Чурас)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 11»

Согласовано:

Председатель МС______________

протокол № _______ от_________

Утверждена приказом

директора  МБОУ НОШ №11

№ _______ от_________

_________________О.Р.Явкина

Рабочая программа

учебного курса  

Эрудит

во   __3 б__   классе

Количество часов   16

Учителя  Юферовой Татьяны Вениаминовны

Рабочая программа составлена в соответствии с программой

«Школа 2100» 

(название, автор программы)

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников  «Моя математика» 3 класс (авт.Демидова Т.Е., Козлова С.А, Тонких, А.П, М., Баласс,2010г), пособия «Занимательная математика» Т.В. Семёнова, олимпиадные задания 2-4 класс А.М.Ситникова; олимпиадные задания 2-3 классы (автор-составитель Е.А.Чурас)

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Программа рассчитана на 16 занятий. Занятия проводятся 1 раз в  неделю, в течение первого полугодия.

Раздел 1 «Занимательная математика»

Актуальность  работы факультатива : необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

Цели программы :  создание условий для формирования интеллектуальной активности

Задачи программы :  

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать и развивать логическое мышление
  • развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу

Особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей  математики. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, решение нестандартных задач.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, содержащая в себе познавательный материал. Играя, дети  лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают «новые знания», разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение.

   Основные виды деятельности:

  • решение логических задач
  • математические игры на листе бумаги
  • решение нестандартных задач, задач  на взвешивание, на переливание
  • ребусы, шарады, содержащие числа

   Предполагаемые результаты:  

-  повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

-   развитие коммуникативной компетентности детей  

   Формы проверки результативности занятий:

  • выпуск математических газет «Кенгурёнок» с логическими  заданиями, ребусами
  • подготовка и проведение детьми « Математического марафона» во время декадника по математике
  • участие в интеллектуальных играх

Раздел 2 «Занимательный русский язык»

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Раздел “Занимательный русский язык” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Программа данного раздела позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Изучение раздела «Занимательный русский язык» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • формирование учебно-познавательной и информационной компетенций

Раздел изучения “Занимательный русский язык” для учащихся 3 - х классов ставит следующие задачи:

  • Работать над совершенствованием общего языкового развития младших школьников;
  • Расширить представления учащихся по темам «Части речи», «Морфология», «Грамматика»;
  • Углубить знания учащихся об истории развития литературного языка; о закономерностях развития языка; о тесной связи его истории с историей развития народа.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку”.

В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения  словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательный русский язык” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого занятия обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, раздел “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательный русский язык” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Требования к знаниям и умениям

В ходе проведения занятий факультатива учащиеся должны овладеть умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных заданий из различных разделов курса, в том числе заданий требующих творческого  поиска  путей решения;
  • исследовательской деятельности по истории русского языка, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
  • творчески мыслить при составлении задач для занимательного русского языка, кроссвордов, загадок, шарад;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Формы контроля:

- списывание;

- тесты;

- практические работы.

Работа с одаренными детьми.

             Сегодня открываются новые возможности для развития личности учащихся, и, одаренной личности, в частности. Программа развития способностей в начальной школе предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися. При обучении одарённых детей применяются два способа: обогащение и ускорение. В современной школе доминирует метод поддержки в обучении и развитии этих детей – обогащение через формы дополнительных занятий в разнообразных кружках. Именно там есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, позволяющим развивать способности и навыки обучаемого, формировать самостоятельность мышления. В процессе классно-урочных занятий обогащение происходит в двух направлениях: ознакомление с темами, выходящими за рамки школьного учебника, и поиск интересующих областей занятий. Эти направления касаются всех учащихся.
У одарённых детей появляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний и стремление к открытиям.

Список рекомендованной литературы. 

  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
  3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1996.
  5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике во2,3 классах. – М.: Илекса, 2002.
  6. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2003.
  7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1999.
  8. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2001.
  9. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  10. Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Дата планируемая

Дата фактическая

Количество часов

Наименование разделов и тем

Планируемый результат

Вид контроля. Измерители

С применением:

ЭОР (указать)

Учебно-лабораторного и наглядного оборудования (указать)

1

1.09

1

Логические цепочки

Знакомство с логическими цепочками, поиск закономерностей их составления

текущий

2

8

1

Нестандартные задачи на переливание жидкости

Познакомить с различием между стандартными и нестандартными задачами. Решение задач на переливание жидкостей, используя различные сосуды

текущий

Сосуды, жидкость

3

15

1

Головоломки

Знакомство с математическими головоломками и способами их решения

текущий

презентация

4

22

1

Задачи повышенной сложности

Знакомство с задачами повышенной сложности

текущий

карточки

5

29

1

Задания на логическое мышление

Решение задач на логическое мышление путём составления таблицы

текущий

карточки

6

6.10

1

Задания олимпиадного характера

Подготовка к олимпиаде

текущий

7

13

1

Решение нестандартных задач на взвешивание предметов

Знакомство с  решением нестандартных задач на взвешивание предметов

текущий

весы

8

20

1

Составление нестандартных задач-головоломок из спичек

Познакомить с принципом, закономерностями нестандартных задач

текущий

9

27

1

Буквы понятные, потерянные, редкие буквы когда-то страшные.

Знакомство с разными значениями букв в разных словах и понятиях

текущий

карточки

10

10.11

1

Увлекательное около нас (история  географических названий). Исследовательская работа

Провести исследование географических названий, определить от каких слов или признаков они образовались

текущий

11

17

1

Бывают ли у слов родственники?

Знакомство с родственными словами

текущий

карточки

12

24

1

«Тёзки наоборот».

Знакомство со словами, которые читаются наоборот

текущий

карточки

13

1.12

1

О словах разных, одинаковых, но разных.

Знакомство с толкованием слов, произносимых одинаково, имеющих разное значение

текущий

карточки

14

8

1

Новые слова

Знакомство с заимствованными словами

текущий

карточки

15

15

1

Устаревшие слова

Знакомство с устаревшими словами

текущий

карточки

16

22

1

Головоломки

Знакомство с математическими головоломками и способами их решения

текущий

карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...