Конспект урока "Христианская семья"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Карпешина Нелли Анатольевна

Урок помогает детям и их родителям взглянуть изнутри на семейные ценности, которые передаются в семье.Учащиеся дают определение , что такое семья.Способствует выявлению знаний у детей по изученной ранее теме ,учатся давать определение четырем типам любви в семье, обсуждают, как развитие этих типов повлияет на их способность любить людей вне семьи.Сравнивают на уроке  влюбленность и любовь.Развивает творческую активность и речь учащихся,умение работать в группе, вести учебный диалог,   работать с дополнительной литературой. Расширяет кругозор  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk_urok_khristianskaya_semya_podrobnyy_konspekt.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 20»

(МБОУ « СОШ № 20»)

Конспект урока по курсу  Основы православной культуры 

 «Христианская семья»

Автор: Карпешина Нелли Анатольевна

                                                                 учитель начальных классов

                                                                                      nakarpeshina@mail.ru

г. Рязань

2013 год

.


Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Христианская семья.

Предмет

Основы православной культуры

Класс

4  класс

Авторы урока (ФИО, должность)

 Карпешина Нелли Анатольевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» (МБОУ СОШ № 20)

Федеральный округ России

Центральный федеральный  округ России

Город

Рязань

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока

Обобщение знаний о природе семьи как источника  передачи ценностей и нравственности

Задачи урока

Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о форме и характере своей семьи, дать определение, что такое семья; закрепить ценности, которые передаются в семье; дать определение четырем типам любви в семье.

Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы, развивать навык умения работы в коллективе.

Личностные:  умение определять свое отношение к семье  и  уважительное отношение к окружающим; развитие творческой активности и речи учащихся; развитие коммуникативных навыков и общественной активности;  воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь; оценивание  жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

На уроке использованы различные формы  работы, которые  позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества, прослеживаются межпредметные связи.

 В ходе практической работы дети закрепляют знания по теме урока, используют знания, полученные на предыдущих уроках. Ученики работают с разными видами информации – схемы, таблицы, тексты, графические объекты – учатся извлекать из них определённый смысл, формулировать свои суждения.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); интерактивная презентация «Хорошие семьи создают хорошее общество»; карточки  для интервью, фамильное дерево, карточки с вопросами для группового обсуждения, вопросник для беседы с семьей

Дидактическое обеспечение урока

Учебник « Основы  православной культуры» А.В.Кураев

Список учебной и дополнительной литературы

А.В.Кураев Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/М:Просвещение,2010.95с.  , методические рекомендации к курсу ОРКСЭ, рассказ И.С.Тургенева «Воробей», рассказ Л.Н.Толстого « Старый дед и внучек», Т.А.Афанасьева «Семья»,М., Просвещение , 1985 г., З.Матейчик «Родители и дети», М., Просвещение,1985г., « От Я до Мы. Азбука семейной жизни», М., Педагогика,1989 г., « Мир любви, мир семьи», Краснодар,1990 г.

Модуль: « Основы православной культуры»

Урок: 27

Тема:   « Христианская семья»                                                        

Подготовила: Карпешина Н.А.

                                                              Ход и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организационный этап. Мотивация.

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе, взглянуть изнутри на семейные ценности, перечисляют ценности, которые передаются в семье, дают определение , что такое семья.

- Что такое семья?

Семья в обществе - первоисточник основных ценностей. Поэтому так интересно исследовать прошлое семьи, особенно в отношении  того, как убеждения передавались из  поколения в поколение.

- Сегодня мы должны научиться различать хорошие и плохие качества и ценности своих родителей и постараться перенять хорошие , но не умножать плохие так как это важно и для семьи и для общества в целом.


Чтение вслух « Старый дед и внучек» Л.Н. Толстой ( Приложение 1)

- Способны ли  муж и жена по- настоящему любить сына, не научившись любить старого деда?







-Считаете ли Вы , что их отношение к деду повлияло на ребенка?








- В конце рассказа родители поняли, что плохо обращались со старым дедом. Как они могли исправить положение и выразить деду свою любовь?



- Какими путями выражается в семье любовь?




- Какие поступки показывают чувство теплоты, приятия и любви?










Размышляют  о тех ценностях , которые они унаследовали.

Делают вывод, что люди наследуют или перенимают хорошие и дурные черты родительских характеров, их точки зрения, поведения.



Анализируют текст.

Ответы учащихся.

- Чтобы уметь любить своего ребенка, родители должны сначала  научиться любви в других взаимоотношениях.


- Ребенок научился тому, чему научили его родители, но он был более чуток по отношению к деду, чем его родители.


- Они могли выразить ему любовь, служа ему и обращаясь с ним уважительно.

- В поступках и отношении к членам семьи.

-Мы можем показать

Свою любовь к членам семьи по-разному: готовить обед для родителей, читать младшим  братьям и сестрам, помогать отцу по дому, просто добрым и уважительным отношением…


Слайд 1













II. Этап повторения изученного.

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме , дать определение четырем типам любви в семье, обсудить, как развитие этих типов повлияет на их способность любить людей вне семьи

- Когда люди нескольких поколений живут вместе, они могут помочь друг другу научиться уважать и любить людей разного возраста и различных характеров.

- Вы должны знать, что  существует любовь братьев и сестер, детская любовь, родительская любовь и супружеская любовь.

- Семья- это школа любви. Также в семье мы учимся  тому, что такое любовь и что значит – быть человеком. Любовь родителей друг к другу создает мирную и счастливую атмосферу, в которой ребенок растет.


- Нет человека, который бы появился бы на свет сам по себе, у каждого есть родители. Часто люди не знают своих предков, однако все мы являемся плодами нашего родословия. Важно понять наши корни.

Слушают учителя.














Заранее  изготовлено семейное древо.

Коллаж из ответов родителей на доске.

(вопросник  

Приложение 2)

Слайд 2






Слайд 3








Слайд 4





III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.




Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

Я такой же, как и люди, жившие до меня, и в то же  время я – это я и никто другой.

- Многие ваши интересы , навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех , которых вы никогда не видели.

- Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками и дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

- Мы гордимся членами наших семей , которые при жизни делали добро другим людям.



Ответы учащихся.



- Если мы чувствуем , что нас любят, то нам становится легче любить других людей и заботиться о них.





Работа по учебнику.

(с.86)



Слайд 5




IV. Этап актуализации знаний.

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Семья»; подготовить к восприятию новой темы.

Чтение вслух « Воробей» И.С.Тургенев

( Приложение 3)

- Как вы думаете , почему собака не напала на птицу?

- Как вы понимаете фразу: « Только любовь держится и движется  жизнь»?

- Почему любовь настолько важна?

Анализируют текст.

Ответы учащихся.

- пес  Трезор почувствовал силу любви и отступил.

- Любовь оказалась сильнее смерти и страха смерти.







Слайд 6

V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся.

























Физкультминутка.

Цель – сравнение влюбленности и любви , выявление признаков , сравнение признаков, самостоятельное формулирование вывода и проверка  в парах, развитие творческой активности и речи учащихся.

- Настоящая любовь с течением времени растет ,  становится глубже.

- Любовь- это не просто чувство, а преданность другому человеку.

- Давайте рассмотрим  разницу влюбленности и любви.

Слушают учителя.




Заполняют таблицу.

Влюбленность: думает о себе; неожиданно исчезает; влияет внешность, а не его сердце; плохо с учебой и с близкими; не видите недостатков.

Любовь: направлена на благо другого человека;  

принимаете со всеми проблемами и недостатками; сами меняетесь ; все разногласия преодолеваете вместе:

Слайд 7



















Цель – реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала,   формирование уверенности в себе.


- Давайте для семьи вырежем замечательных ангелочков  и подарим родителям ( звучит музыка).

Самостоятельная работа.

VI. Этап применения  изученного материала. Практическая работа учащихся.

Цель –  умение работать в группе, вести учебный диалог,   работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

Чтобы создать счастливую семью, вначале необходимо научиться быть любящим человеком.

- После прочтения  дома повести А.Грина

« Алые паруса» скажите:

- Почему Грей считал, что Ассоль знает, что такое любовь? Согласны ли вы с ним?


Работа по учебнику. (с.86)



Ответы учащихся.

Все люди мечтают о том , чтобы в их жизни произошло что-то прекрасное- так же , как это случилось с Ассоль.

Все зависит от самих людей.














VII. Этап контроля и самоконтроля.

Цель – проверить усвоение материала, усваивают некоторые способы подготовки к вступлению в брак.

- С чего начинаются семьи?

Семья начинается, когда два человека решают вступить в брак. Но вначале необходимо себя подготовить , чтобы стать хорошим мужем и отцом, хорошей женой и матерью. Человек, достигший моральной и духовной зрелости, - это тот, кто способен понимать и прощать других; кто готов всегда прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием и удобством, научился выполнять свои обещания, оставаться честным, обладать  мужеством и терпением. Выбор мужа или жены – очень ответственное дело.

Брак – это союз двух людей на всю жизнь, чтобы делить вместе и радости, и горе.

Кто умеет быть хорошим другом, сумеет стать в будущем хорошим мужем или отцом.

Слушают учителя.


Слайд 8













VIII. Этап коррекции

Цель – характеризуют взгляды православия на брак,  определяют  цели брака в православной традиции, анализируют различные аспекты супружества с точки зрения православия.

Учиться любить - значит учиться жить ради других людей.

- В мире существует много традиций, в соответствии с которыми люди вступают в брак.

- Во время православного  венчания священник также произносит много молитв  и благословений. Во время службы жених и невеста обмениваются кольцами в знак взаимной верности. Им на голову надевают венцы  и они отпивают вина из общей чаши, что символизирует единство их жизни, судьбы и ответственности. Затем священник соединяет руки жениха и невесты и трижды ведет их вокруг аналоя в знак вечности их брака.

Слушают учителя.













Чтение  в учебнике с. 86-87












IX. Этап подведения итогов занятия.




X. Этап сопоставления знаний до и после урока.

Цель – подведение итогов, формулирование вывода.

Давайте подведём итог нашей работы.

- Как русская православная церковь рассматривает брак?

- На чем основывается представление о святости брака?

Ответы учащихся.




Цель –  сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Интервью у соседа по парте.

- Каковы причины вступления в брак?

- Какое отношение к браку  ожидается от супругов?

- Каковы супружеские клятвы?

- Должны ли оба супруга носить кольцо?


Работают в парах.






XI. Этап рефлексии.

Цель  – вспомнить, проанализировать и оценить  свою работу на уроке.

Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?


Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.


Слайд 9




Домашнее задание  

Цель – закрепить знания, поделиться с родными  новой  информацией.

С. 87 ответить с семьей на вопросы учебника. Подготовиться к экскурсии в православную церковь, чтобы обсудить эту православную традицию, ее историю и обряды.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. План-конспект занятия "Семья и родной дом"

Конспект занятия для средней группы ДОУТема  образовательной деятельности «Семья и родной дом».Программное содержание:Создание условий для формирования правильного представления детей о семье, ро...

Конспект урока «Семья. Родословная».

Развивающая программа Л.В. Занкова...

Конспект урока "Семья, родословная"

Программа Л.В. Занкова...

Конспект "Моя семья -моя Родина"

Знакомство детей с историей города....

Конспект занятия "Семья и семейные традиции"

Беседа о семье и семейных традициях...

Конспект урока Семьи и семейных ценностей

Урок Семьи и семейных ценностей был проведен 1 сентября в 4 классе, ставил целью: показать значимость и ценность семьи в жизни каждого человека, необходимость выработки личной ответственности за ее на...

Конспект занятия "Семья.Семейные ценности"

Конспект внеурочного занятия "Семья.Семейные ценности"...