Сколько весит здоровье
методическая разработка по теме

Гогушкина Светлана Николаевна

Рбота о том как влияет вес портфеля на здоровье ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skolko_vesit_zdorove.doc802.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

города Бежецка Тверской области»

Проект на тему:
«Сколько весит здоровье ученика»

Выполнили ученики 1 класса

          Руководитель Гогушкина С.Н.

                                       учитель МОУ «СОШ № 6  г. Бежецка

                                       Тверской области»

г. Бежецк 2013 г.

Актуальность

Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.

(П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.

(И. Брехман -основатель валеологии.)

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:

  1. Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?
  2. Сколько должен весить ранец?
  3. Как правильно выбрать ранец?

 Цель исследования

Выяснить как вес портфеля может влиять на здоровье учащихся.

Задачи

  1. проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
  2. проанализировать данные о состоянии здоровья позвоночника 1  класса, проконсультировавшись у школьного фельдшера;
  3. изучить (с помощью учителя) «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы;
  4. провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;
  5. описать, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
  6. доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
  7. предложить свои способы решения проблемы.

Объект и предметы исследования

Объект исследования: ученики 1 класса.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Предметы исследования: портфели учащихся 1 класса и их школьные принадлежности.

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью, но если правильно подобрать вес своего портфеля, то его ношение не повредит осанке и здоровью.

Методы исследования

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент; работа с мед. картами учащихся; фотографирование.

План исследования

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

– самый правильный ранец (до 0,5 кг);

– самый легкий портфель;

– самый тяжелый ранец;

– самый тяжелый ранец с принадлежностями;

– самый легкий ранец с принадлежностями;

– самый тяжелый учебник;

– самый «тяжелый» учебный день;

– самый «легкий» учебный день.

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Результаты исследования

     1)  Изучение научно-популярной литературы по вопросу эксперимента 

В данной исследовательской работе мы хотим показать, что правильная осанка играет большую роль в здоровье человека. Плакат «Сиди правильно», который учитель демонстрирует нам на каждом уроке, показывает правильную позу ученика за партой во время чтения и письма. Физкультминутки в течение урока дают детям возможность поменять статическую позу ученика, расслабиться.

             Но ещё одним из главнейших факторов, влияющих на здоровье человека, на его правильную осанку является правильный или, как мы его назвали,  «безопасный» вес портфеля. Поэтому итогом нашей исследовательской работы стал плакат, в котором призываем учащихся следить за весом своего портфеля.

              Этот плакат мы разместили в классе, чтобы каждый мог мгновенно прикинуть безопасный вес своего портфеля.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Учёные провели эксперимент и сделали выводы. Чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине. Начиная с 20% от веса тела ребёнка давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое - 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме. А средний вес ранца школьника обычно составляет 22% от веса тела. Перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки. Учёные установили: правильный портфель весит пустым 300 -500г; правильный вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле:

Вес ученика  * 10  : 100 (меньше 10% от веса ученика)

Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.

      «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»

Вес учебного издания для возрастной группы 1-4 классы не должен превышать 300г.

Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака. Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.
           Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.
Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50- 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела. Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

Медики убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша. Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700 граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое.

 И последнее. Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна. Если вы спросите: «Ранец какой фирмы лучше?». То здесь трудно ответить однозначно. Если это европейский производитель, то продукцию аттестовали обязательно с учетом мнения медиков. Как это происходит в Китае или других странах, никто не знает.

На все есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

– 1–4-х классов – 300 г;

– 5–6-x классов – 400 г;

– 7–8-х классов – 500 г;

– 10–11-х классов – 600 г.

Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало  26 человек.

Состояние опорно-двигательной системы учащихся 1 класса.

п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Вес тела

(кг)

Рост

Физическое развитие

Группа здоровья

Парта

Физкультурная группа

Диагноз

1.

Алгунов Данил

2003

21

121

Среднее

2

Основная

Здоров

2.

Вытчиков Владислав

2004

25

120

Среднее

2

Основная

Здоров

3.

Грачева Полина

2003

20

119

Среднее

2

Основная

ДМТ

4.

Григорчак Сережа

2003

30

128

В/ среднего

2

Основная

ИМТ

5.

Дубинин Кирилл

2003

27

124

Среднее

2

Основная

Здоров

6.

Егерев Саша

2003

28

120

Среднее

2

1-2

Основная

Нар.осан.

7.

Завьялова Лиза

2003

22

124

Среднее

2

Основная

Нар.осан.

8.

Ильин Анатолий

2003

21

114

Среднее

2

Основная

Нар.осан.

9.

Козлова Алена

2003

33

137

В/ среднего

2

Основная

АРТ

10.

Королева Женя

2004

36

125

В/ среднего

2

Основная

ИМТ

11.

Крутиков Олег

2003

25

124

Среднее

2

Основная

Нар.осан.

12.

Ксенофонтов Никита

2004

20

117

Среднее

2

Основная

Нар.осан.

13.

Кузьмина Настя

2004

25

127

Среднее

2

Основная

Нар.осан.

14.

Лядкова Лиза

2004

22

118

Среднее

2

Основная

Плоскост.

15.

Морев Данил

2004

23

118

Среднее

2

Основная

Здоров

16.

Муладжанов Илья

2003

22

118

Среднее

2

1-2

Основная

Нар.осан.

17.

Попов Станислав

2003

37

138

В/ среднего

3

Подготов.

ИМТ

18.

Пушкова Вика

2004

25

126

Среднее

2

Основная

Плоскост.

19.

Рахимова Диана

2003

24

125

Среднее

2

Основная

АРТ

20.

Савенок Егор

2004

27

128

Среднее

2

Основная

Нар.осан.

21.

Савенок Матвей

2004

24

126

Среднее

2

Основная

Здоров

22.

Серова Влада

2003

20

115

Среднее

2

Основная

Здорова

23.

Сидорова Вероника

2003

23

121

Среднее

2

Основная

АРТ

24.

Шаров Иван

2003

27

123

Среднее

2

Основная

Здоров

25.

Шахбанов Артур

2003

18

119

Н/ среднего

2

Основная

ДМВ

26.

Шурыгин Даниил

2004

27

124

Среднее

2

Подготов.

Астма

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:

8 человек с нарушением осанки;

0 человек со сколиозом;

18 человек здоровых.

        Вывод: состояние опорно-двигательной системы у учащихся 1 класса удовлетворительное.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 12% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 12 и разделить на 100.

2) Результаты проведения эксперимента

Взвешивание портфелей со школьными принадлежностями, вес детей:

п/п

Фамилия, имя

Вес тела, кг

Вес пустого ранца, кг

Правильный вес ранца, кг

Реальный вес ранца, кг

Выводы

1.

Алгунов Данил

21

0,6

2,5

2,5

Норма

2.

Вытчиков Владислав

25

1

3,2

2,8

Норма

3.

Грачева Полина

20

0,6

2,5

2,4

Норма

4.

Григорчак Сережа

30

0,9

3,8

3,6

Норма

5.

Дубинин Кирилл

27

0,5

3,5

2,7

Норма

6.

Егерев Саша

28

0,5

3,6

3

Норма

7.

Завьялова Лиза

22

0,25

2,6

2,6

Норма

8.

Ильин Анатолий

21

0,4

2,5

1,8

Норма

9.

Козлова Алена

33

0,5

4

4,2

Выше нормы

10.

Королева Женя

36

0,4

4,4

3,75

Норма

11.

Крутиков Олег

25

0,75

3,2

3,2

Норма

12.

Ксенофонтов Никита

20

0,2

2,5

2

Норма

13.

Кузьмина Настя

25

0,9

3,2

3,2

Норма

14.

Лядкова Лиза

22

0,65

2,6

2,6

Норма

15.

Морев Данил

23

0,4

2,7

2,3

Норма

16.

Муладжанов Илья

22

0,95

2,6

2,6

Норма

17.

Попов Станислав

37

0,4

4,5

2,8

Норма

18.

Пушкова Вика

25

1

3,2

2,7

Норма

19.

Рахимова Диана

24

0,45

3,1

2,5

Норма

20.

Савенок Егор

27

1,05

3,4

3,1

Норма

21.

Савенок Матвей

24

1,150

3,2

3,2

Норма

22.

Серова Влада

20

0,15

2,4

3,2

Выше нормы

23.

Сидорова Вероника

23

0,5

2,7

2,7

Норма

24.

Шаров Иван

27

0,4

3,4

2,3

Норма

25.

Шахбанов Артур

18

0,3

2,1

1,65

Норма

26.

Шурыгин Даниил

27

0,5

3,4

2,8

Норма

Результаты эксперимента взвешивания портфеля Серовой Влады

( норма - 2,4 кг):

Дни недели

Вес портфеля с принадлежностями, кг

Отклонение от нормы, кг

Причина

Выводы

Понедельник

3

0,6

Новая книга

Форму оставлять в классе, убрать лишнее из пенала и портфеля

Вторник

4

1,6

Форма для ФЗК

Среда

2,6

0,2

Тяжелый пенал

Четверг

3,7

1,3

Форма для ФЗК

Пятница

2,7

0,3

Лишние тетради

Результаты эксперимента взвешивания  учебников:

Название учебника

Вес учебника, г

Выводы

1

Азбука

460 г

Выше нормы на 160 г

2

Математика

175 г

Соответствует норме

3

Русский язык

170 г

Соответствует норме

4

Окружающий мир

100 г

Соответствует норме

5

Литературное чтение

185 г

Соответствует норме

   

Учебник Азбука превышает весовую норму на 160г, поэтому рекомендуется оставлять его в классе. Остальные учебники, изданные в двух частях, соответствуют весовым критериям.

Норма не выше 300х граммов. Учебник нарушитель азбука.

Выводы: вес «правильного» ранца соответствует реальному весу у 24 человек (92%). Вес «правильного» ранца не соответствует реальному весу у 2х человек (8%). Вес пустого ранца соответствует норме у 15 человек (58%), а выше нормы у 11 человек (42%). Победитель «легковес» - пустой портфель Серовой Влады (150 г). Портфель «тяжеловес» - пустой портфель Савенок Матвея (1,15 кг). Ребятам у которых пустой портфель на много превышает норму (6 чел) советуем при покупке нового портфеля обратить на это внимание (не больше 500 г). Серовой Владе и Козловой Алене необходимо уменьшить вес портфеля до нормы за счет удаления лишних вещей (игрушек, лишних учебников, тетрадей и т.д.). Всем ребятам рекомендовано не носить форму для физкультуры, а оставлять ее в классе или приходить в ней в школу. Также папки для труда и альбомы для рисования оставлять в классе. А детям которые посещают группу продленного дня рекомендуем оставлять азбуку в школе, а остальным взять второй экземпляр для дома.

Мы изготовили плакат «Твой безопасный портфель», где повесили памятки для учащихся нашего класса, указали в таблице вес безопасного портфеля для каждого ученика класса, приобрели весы для взвешивания. Теперь каждый из ребят может самостоятельно следить за весом своего портфеля.

Памятка ученикам

– Не носите лишнего в ранцах.

– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Памятка родителям

– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.

– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.

– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Памятка учителям

Снизить весь школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);

– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

– организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;

– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему:Сколько весит здоровье ученика

Чтобы сохранить хорошую осанку ученика первую очередь, необходимо обратить внимание на школьную сумку. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? ...

Презентация "Сколько "весит" здоровье ученика"

Презентация ученика 1 класса для родителей...

Сколько "весит"здоровье ученика?

Данная презентация содержит информацию по здоровьесбережению  для родителей и учеников, которые идут в первый класс, чтобы при покупке ранца родители обращали внимание на материал из которого изг...

Исследовательская работа "Сколько весит здоровье ученика?"

Работа содержит теоретическую и практическую направленность....

Тема работы: «Сколько весит здоровье ученика?»

Аннотация.Исследовательская  работа  в естественно-научном направлении.Тема: «Сколько весит здоровье ученика?»Актуальность темы....