Урок введения в народоведение
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Витчинова Елена Владимировна

Тема: Священные камни Хакасии.

Цель: знакомство с археологическими памятниками Хакасии

познакомить учащихся с новыми археологическими памятниками Хакасии;

углубить и развить знания учащихся по истории Хакасии, полученные в рамках начального исторического образования;

воспитывать чувство любви к малой родине, гордость и ответственность за нее, заинтересовать детей в изучении родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vedenie_v_narodovedenie.doc401 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок  введения в народоведение

Тема: Священные камни Хакасии.

Цель: знакомство с археологическими памятниками Хакасии

познакомить учащихся с новыми археологическими памятниками Хакасии;

углубить и развить знания учащихся по истории Хакасии, полученные в рамках начального исторического образования;

воспитывать чувство любви к малой родине, гордость и ответственность за нее, заинтересовать детей в изучении родного края.

Оборудование: мультимедийная  презентация, карточки для учащихся

                              ХОД УРОКА.

1. Орг.момент.

    (Звучит хакасская музыка, чтение текста на фоне музыки)

Хакасия моя! Земля моя родная!
Цветущий рай, сердечный мой бальзам,
К тебе одной корнями прирастая,
Любовь свою, как матери, отдам.
(Светлана Ромашина.)

2. Сообщение темы и цели урока

        -Человек, живущий на хакасской земле, должен, нет просто обязан знать о ней все: традиции народа, историю развития, особенности развития животного мира и природы.

-На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить об археологических памятниках Хакасии, вспомним о раннее изученных и познакомимся с новыми, о которых я пока не буду говорить, вы все узнаете чуть позже

Слайды с 1 по 4 – виды  Хакасии

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, давайте вспомним как называется наука, изучающая быт и культуру  древних народов?

- С какими археологическими памятниками мы уже познакомились? ( С Большим Салбыкским курганом)

- Где он находится? ( На территории Усть-Абаканского района в 70 км от Абакана)

Чем он примечателен?  Какова его историческая ценность?

Слайд 5.

Слайд 6. 

 -Что сейчас вы видите на слайде? (писаницы и петроглифы)

- Что это?(наскальная живопись древних людей)

-Чем они похожи? Чем отличаются?

Слайды 7-8. Определения писаниц, и петроглифов.

- Какие писаницы вы знаете?

- На территории какого района они находятся?

- Что чаще всего изображалось на скалах?

Слайды  9-14 – писаницы и петроглифы

(Боярская писаница (село Бородино, Боградского района). Боградская писаница делится на Большую и Малую писаницы. Большая расположена в верхнем логу хребта, справа от дороги д. Копёны. На ней изображено около 130 фигур, в которые входит поселок с бревенчатыми домами и юртами повседневной жизни, котлы, лучники, пастух с собакой, стада коз, оленей, баранов, коров. Малая Боярская находится в 400 метрах от Большой, ниже по седловине. 40 фигур; поселок с бревенчатыми домами и юртами, люди, козы, олени, кони.

        Шедевром изобразительного искусства древней эпохи являются Сулекские писаницы. Расположенная в 18 км от станции Копьево Орджоникидзевского района. В народе эти писаницы называют «Пичиктиг-Таг» (Писаная Гора). Учеными впервые рассмотрена в 1847г. Относится к культуре 2 тысячелетия до н. э. Рукой художника выполнены на скале сцены охоты, рыцарских сражений, борьба животных. Есть сюжеты, связанные с шаманскими обрядами. Рисунки сопровождаются текстами древнехакасского письма, из которого, верхняя надпись гласит: «Вечная скала», т.е. скала с рисунками, оставленная на вечные времена)

4. Работа по теме урока

- Сегодня вам предстоит познакомиться с еще с одним историческим наследием хакасского народа – священными камнями.

Слайд 15.

- Ребята, кто из вас видел такие камни? Где они находятся? (Часто видели в степях)

- Древние хакасы считали, что все боги живут на очень высокой горе, отсюда возникли культ камня и обряд поклонения каменным божествам.

Слайд 16 - Определение менгир.

        Менгиры представляют собой громадные, вертикально установленные плиты из девонского песчаника, высотой до 3 м и более и шириной  до 1,5 м.

              Менгиры Хакасии, как археологические памятники известны в научном мире начиная с XVIII столетия. Они постоянно привлекают к себе внимание исследователей и путешественников своей таинственностью. В последние годы благодаря проведенным научным исследованиям было установлено, что менгиры расположены в аномальных зонах, на разломах на энергетических разломах земной коры, по которым как по каналам  проникали и проникают из глубин планеты потоки неизвестной еще пока науке энергии, способной оказывать определенное влияние на организм человека.

        Таким образом, установлено, что менгиры использовались древними людьми для
проведения ритуальных обрядов и в качестве лечения от различных недугов. Очень жаль, что много лет назад большое количество менгиров было выдернуто из земли и перевезено  в Абаканский и Минусинский краеведческие музеи, где и находятся до сих пор. Вернуть их обратно не представляется возможным,  поскольку сведения об их историческом месторасположении утрачено.
    
Слайды 17-18. 

         Одним из сохраненных в природе, уникальных памятников древности являются одиноко стоящие на вершине горной гряды 2 менгира "Большие ворота" в Салбыкскую котловину, «Долину царей»  (70 км. на северо-запад от г. Абакана . На  одной  из плит имеются овальные углубления от многочисленных прикосновений рук, приходящих к ним издревле. Установлено, что "менгиры "Большие ворота" расположены в центральной  части аномалии, что позволяет эффективно проводить коррекцию биополя человека и таким образом способствовать его исцелению.

Слайд 19.

        - Ребята, а на что похожи вот эти камни? ( на пики, стелы, копья)

- И действительно, эти менгиры называются чаатасы (по-хакасски — “камни войны”) .

- Эти высокие и узкие каменные плиты, часто напоминающие лезвия мечей, возводили на высоких террасах над долинами больших рек, вокруг курганов, сложенных из камня в форме квадратной или шестиугольной усеченной пирамиды.

Слайд 20

        На территории Аскизкого района в степи стоит двухметровая стела Ах-тас. Стоит она с незапамятных времён, и обладает могучей силой исцеления различных болезней .

        -Стела сделана из белого гранита - материала, которого в здешних местах просто нет. Кто-то когда-то очень давно, около пяти тысяч лет назад, смог доставить сюда тяжеленную стелу и установить её. Бока Ах-тас хранят прикосновения многих тысяч  рук. Местные жители утверждают, что не бывает и дня, что бы не приезжали сюда люди из разных мест поговорить с могучим божеством и попросить у него здоровья себе и своим близким. Говорят, что этот камень, как и много других хакасских менгиров, установлен на тектоническом разломе земной коры. По этим разломам из-под земли поднимается неведомая энергия, которая и наполняет силой эти божества.

Слайд 21

        

        Хакасия изобилует свидетельствами старины: курганы, менгиры с рисунками и без, писаницы и прочие древние чудеса.

        Улуг Хуртуях-Тас – один  из самых могучих менгир. Название с хакасского переводится по-разному - дословно "Большая каменная баба", ближе к сути - "Мать всех матерей", или "Чрево земли".

        - Как вы думаете, судя по названию, кто чаще всего мог рассчитывать на помощь священного камня? (женщины)        

        -Да, даже из названия видно, что на понимание и помощь могут рассчитывать в основном, женщины, однако в старые времена и мужчины пытались испросить у Хуртуях-Тас удачи в делах.
Женщины же почитают её, как женское божество, символ плодородия, помощницу беременных и бездетных. Вот с такими словами женщина, не имеющая детей, обращается к Хуртуях Тас:
"Наша белая каменная мать! Все звери имеют детей, все птицы имеют детей, все рыбы имеют детей, у всех людей есть дети. У меня одной нет ребенка - помоги мне!"
        Эта каменная стела с незапамятных времен стояла на открытом воздухе у берега Абакана, вблизи улуса Анхаков, на территории аскизкого района. В прошлом веке тысячелетнее пребывание Хуртуях-Тас на своём месте было прервано - с 1954 до 2003 года этот археологический памятник был перевезен в   столицу Хакасии - Абакан, в краеведческий музей, чтобы спасти его от разрушения.

        Дело в том, что изваяние изготовлено из песчаника, а эта горная порода не относится к самым прочными. Но и в музее «бабушку»  навещали поклонники, приносили дары, кормили и поили, смазывая губы маслом и брызгая молоком.
        И только в нынешнем столетии, после четырёхкратного обращения Совета старейшин хакасского народа, было принято решение о возвращении бабушки на прежнее место. Осенью 2003 года состоялся переезд Хуртуях-Тас на старое местожительства, но уже не под открытое небо, а в специально выстроенную стеклянную юрту, в которой летом и зимой поддерживаются постоянные температура и влажность. Юрта поможет сберечь ее от действия окружающей среды и сохранить ее для будущих поколений.        Сейчас к древней святыне приходят молодожёны, паломники со всей республики и из-за её пределов и многочисленные туристы.
Хуртуях-Тас включена ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия, и оценена в 1.5 млн.$.

Слайды 22-23 .

                А на Сафроновских  курганах возле улуса Полтаков  стоят очень большие менгиры. Курганов-то

                уже нет – наверное их  давно раскопали. Зато есть очень высокие менгиры.

                Самый высокий менгир вырастает из-под земли метров на несколько метров.

                Дальше чуть поменьше, но тоже ему под стать. Чувствуется какое- то величие этого места.

                             

                       

                     - Ребята внимательно посмотрите на этот менгир. Что вы на нем видите? (петроглифы)

                       Каждый знак    имеет свое назначение.

                      - Что могло происходить возле такого камня?

                       Раньше  здесь совершались жертвоприношения, но сегодня это необязательно и никто не

                       боится находиться  рядом со священным камнем. Как вы думаете, кто совершал различные

                       обряды? (шаманы)

                      - Кто такой  шаман? (Человек, который лечил  людей, очищал  местность от злых духов с

                      помощью добрых и являлся посредником  между миром живых и миром мертвых и приносил

                      жертвы духам.)

                      - Иногда  возле таких камней шаманы совершали обряд камлания.

                     Камлание – это священный шаманский ритуал, во время которого шаманы совершают вообража-

                     емое путешествие по реке, связывающей мир живых людей и мир духов, то есть общаются

                     с духами.


                      5. Итог урока.

                     - Ну а теперь давайте подведем итог того, что вы сегодня узнали на уроке.

                     - Перед вами листы бумаги. (Приложение)

                     - На них  написаны понятия, с которыми вы познакомились сегодня   и их  определения.

                     - Соотнесите их стрелками.

                      Проверка

                      6. Рефлексия

                       -Что понравилось на сегодняшнем уроке? О чем вы расскажете дома родителям?

                      О каких исторических памятниках Хакасии вам бы хотелось услышать на последующих

                       уроках?

                       Слайды 24-25. Виды Хакасии, прослушивание музыки.

                       6. Домашнее задание: найти материал о  пещерах Хакасии

       

                 

       

     

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Народоведение" (2-3 класс)

Программа разработана мной для занятий в рамках общешкольного направления по этнокультурному русскому компоненту образования....

Презентация к программе "Народоведение"

программа "Народоведение" была создана в 1994 году. За эти годы прошла апробацию, имеет результаты. Работа с данной программой хорошо вписывается в работу по духовно-нравственному направлению, патриот...

Занятие по курсу "Введение в народоведение". Куклы Пеленашка и Столбушка

Урок по курсу "Введение в народоведение", 1 класс или можно использовать как занятие  кружка по народно-прикладному искусству. Урок показывает возможности русской деревянной ложки на примере изго...

Календарно-тематическое планирование по народоведению Новицкая

Курс «Народоведение» посвящен изучению истории, традициям, культуре русского народа. Воспитывать обучающихся на традициях русской культуры необходимо потому, что 97,15 обучающихся русские. Совре...

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Народоведение (обычаи моего народа)"

Программа разработана в рамках введения ФГОС НОО. Она поможет продуктивно заполнить часы внеурочной деятельности, так как даёт возможность работать в различных направлениях. Это и патриотическое воспи...

Народоведение

Тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 классы...

Программа факультатива по окружающему миру "Народоведение"

Данный курс разработан для того; чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию.  Кроме познавательного, факультативный курс имеет огромное воспитательное значение, так как раскр...