Программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков ТИМ"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Программа  для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_znatokov.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Славянская средняя общеобразовательная школа »

Филиал «Славянская начальная общеобразовательная школа №2»

                                                      Программа

внеурочной деятельности

младших школьников

по  естественно-научному  направлению

«Клуб юных знатоков: ТИМ (творим – исследуем - мыслим!»

                                                                                                           

                                                                              Разработала:

                                                Ильченко Надежда Дмитриевна,

                                                             учитель начальных классов

                                               с. Славянка

2012год

Пояснительная записка

       

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: ТИМ!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка,  но и на создание продукта,  имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника,  как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности.
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

        Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий

ЛУУД:  

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

РУУД:  

  • Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Работать по предложенному учителем плану.
  • Отличать правильно выполненное задание от неверного.
  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ПУУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор  информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение проблемы с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

КУУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

       Предметными результатами  исследовательско - проектной деятельности являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Виды деятельности:  организационно – деятельностные  игры,  викторины,  выпуск газет, памяток,   исследования,  мини – конференции, групповые проекты.

 Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем ведения исследовательского раздела в портфолио школьника.

 

          Планируемые результаты реализации программы кружка ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов.

          Результаты первого уровня (осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения).

Ученик научится:

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Строить речевые высказывания в устной форме;
  • Адекватно  воспринимать оценку учителя;
  • Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром)  

 

Ученик научится:

Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия,  опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.)

   

 Ученик научится:

  • Применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.

Тематическое планирование

Тема

занятия

Краткое описание деятельности учащихся.  

Форма организации внеурочной деятельности (форма занятия)

 Количество часов  

аудиторных

Вне-

ауди-

торных

теория

практика

               Раздел 1. «Развитие    познавательной сферы» - 26 часов

1

Развиваем внимание

Диагностика внимания.

Игры и упражнения для развития внимания.

1

1

1

2

Развиваем память

Диагностика памяти

Чтение и пересказ небольших рассказов.

Упражнения для развития памяти.

3

1

3

Учимся наблюдать

Экскурсионное (по сезонам) занятие. Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

4

4

Учимся сравнивать

Игра «Найди отличия»

Сравнение пары предметов по разным признакам: форме, цвету, размеру и т. д.

2

5

Развиваем логику

Решение логических задач. Игра «Продолжи рассуждение» (если … - то …)

2

6

Развиваем воображение

Дорисовывание композиций из геометрических тел или линий  до какого-либо изображения. 

Выделение из изображения замаскированного рисунка.

2








7

Развиваем фантазию

Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры»

Сочинение  мини - рассказов на заданную тему.

Конкурс фантазеров

1

2

8

Составляем алгоритмы

Беседа. Составление памяток по составлению гербария, работы с иллюстрациями  птиц и животных.

1

1

9

Учимся изобретать

Я – изобретатель. Выполнение поделок из различных (природный, бросовый, разные виды бумаги) материалов.

4

  Раздел 2. «Формирование исследовательских умений» - 16 часов

10

Кто такой исследователь и что такое эксперимент

Беседа. Проведение простейших опытов с водой.

1

1

11

Как выбрать тему исследования

Учимся задавать вопросы к обыденным явлениям окружающего мира

Игра «Что будет, если …»

1

1

12

Этапы исследования, проекта

Анализ проекта «Устное народное творчество», составление памятки «Этапы проекта»

1

1

13

Источники информации

Поиск информации на заданную тему в книгах, справочниках, коллекциях, Интернете.

1

1

14

Методы исследования - анкетирование

Составление анкет на заданную тему  по группам и анкетирование членов другой группы.

1

1

15

Я - следопыт

Подготовка к игре «Следопыт»

Игра  по изучению окружающего мира

1



1

16

Методы исследования – наблюдение

Экскурсионное занятие по определению деревьев и кустарников по их основным признакам: силуэт, кора, ветки с почками, плоды и семена.

2

17

Я - исследователь

Предложение учащимися тем для индивидуальных проектов;

 выбор тем для исследования, предложенных учителем;

формирование рабочих групп

1

1

                   Раздел 3.  «Исследовательская практика» - 16 часов

18

«Жил – был листок»

Групповая работа над первым исследовательским проектом

1

1

19

20

21

«Золотая  

      волшебница

               осень»

Подбор стихов, пословиц, примет.

Составление гербария осенних растений.

1


1



1

22



23



24




«Нескучная


               школа»

Составление памяток для развития памяти, внимания, мышления.

Выпуск книжки – раскладушки с ребусами, кроссвордами, загадками на выбранную тему.

6

25


26


27

Зеленый уголок


классной


комнаты

Определение с помощью различных источников названий комнатных растений, составление картотеки комнатных растений, оформление памятки ухода за растениями.

1

1

1

28

Сколько весит мой портфель

Индивидуальная работа по выяснению соответствия массы портфеля нормативным требованиям.

Сделаем вывод: как добиться необходимого соответствия.

1

1

    Раздел 4.  «Защита проектов исследовательской работы» -  14 часов

29


30


31









32



33

  Этапы выполнения проекта

 

Работа над коллективным проектом.


Работа над групповым проектом.

Защита групповых проектов   по темам, согласованным с учителем.

( Возможно представление проектов, работа над которыми велась по другим направлениям внеурочной деятельности.

Сопровождение защиты презентациями, фотовыставками и другими наглядными материалами.)

Работа над индивидуальным проектом и его представление.


Подведем итоги (оформление выставки лучших работ)

2



4


4









3



1

                             И Т О Г О :   72 часа

14

45

13

Содержание

Раздел 1. «Развитие    познавательной сферы»      Диагностика и способы развития внимания, памяти, мышления.  Фантазия и воображение.  Алгоритм. Составление и работа по алгоритмам. Наблюдение за объектами живой и неживой природы, сравнение. Творческие задания.

Раздел 2. «Формирование исследовательских умений»      Кто такой исследователь и что такое эксперимент. Проведение простейших опытов с водой.  Как выбрать тему исследования. Учимся задавать вопросы к обыденным явлениям окружающего мира  Этапы исследования, проекта. Анализ  готового проекта с целью составления памятки «Этапы проекта».        Источники информации.  Поиск информации на заданную тему в книгах, справочниках, коллекциях, Интернете.        Методы исследования – анкетирование, наблюдение. Составление анкет. Экскурсионное занятие по определению деревьев и кустарников по их основным признакам: силуэт, кора, ветки с почками, плоды и семена.        Выбор тем для исследования, формирование рабочих групп.

Раздел 3.  «Исследовательская практика»      Групповая работа над первым исследовательским проектом «Жил – был листок».

Распределение  заданий в группе для работы над проектом.

Работа по отдельным этапам проекта. Гипотеза (предположение).

Поиск информации. Выводы. Оформление проекта.

Раздел 4.  «Защита проектов исследовательской работы»  Защита групповых проектов  1 раз в четверть по темам, согласованным с учителем.

 Сопровождение защиты презентациями,  рисунками.  

                                                 Литература

  1. Д.В.Григорьев  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2010г.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2010 г.

3.   Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.

     М., Просвещение, 2010 г.

4.  Т.Б.Кропочева Исследовательские экскурсии в начальной школе \\ Начальная школа – 2007г - №11

5.  В.В.Шаповалова  О познавательном интересе и приемах ее активизации \\ Начальная школа  - 2009г. - №7

6.  Л.В.Ляхова Организация научно – исследовательской деятельности учащихся \\  Начальная школа  - 2009г. - №7

7.  Л.В.Усманова Алгоритмы при обучении естествознанию \\ Начальная школа  - 2010г. - №9

8.  Н.Н.Кутявина Организация проектной деятельности в начальной школе\\ Начальная школа  - 2010г. - №10

9.  Е.Ю.Смирнова Развитие  исследовательской активности младших школьников \\ Начальная школа  - 2011г. - №2

10 Т.А.Братанова  Методика организации игр-исследований с младшими школьниками\\ Начальная школа – 2008г - №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"

Программа экологической направленности  предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"

Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"

Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных знатоков»

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.            Понятие...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка(1-4 классы)"

Программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка(1-4 классы)"...