Я в мире людей . Модуль "Основы светской этики" ОРКСЭ , 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Коданева Любовь Владимировна

Предварительный просмотр:

Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ
Основы духовно-нравственной культуры народов России

Авторы программы:
 Е.И. Николаева, Е.Н. Петрова

Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Цель курса – воспитание инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на развитие  личностной сферы обучающихся, содержание учебника построено на межпредметных связях.

Содержание учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей», 4 класс, соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 
Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции1, основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- развитие нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
При разработке курса учитывались, прежде всего, возрастные особенности детей. Разговор о нравственности с ребенком 10-11 лет имеет свои особенности. В  данном учебнике активно используются символические, образные и эмоциональные возможности притч, литературных произведений, художественных изображений, формирующие у обучающихся важнейшие представления о ценностях гражданского общества косвенно, опосредованно, вне менторского наказа.


Религия представлена как важнейший компонент культуры. Сведения о религиях даны таким образом, чтобы дети на основе исторических сведений могли сопоставить образы разных людей, принадлежащих к каждой религии, уметь опознавать символы и места отправлений тех или иных религиозных действий и получить некоторые знания о соответствующих праздниках.

Связующим звеном между разными религиями и атеизмом становятся моральные нормы, среди которых важнейшим выступает «золотое правило нравственности».

Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- формирует у младших школьников развитие целостных представлений об окружающем мире: его единстве, уникальности, многообразии и изменчивости, а также своем месте в этом мире;
- объединяет материал на основе принципа исторического развития, единого для всех элементов культуры (природы, человека и общества);
- выстроено на основе изучения познавательных интересов и возрастных особенностей психического развития младших школьников;
- реализует связь теоретического и практического материала; ориентировано на принятие учащимися духовно-нравственных ценностей и освоения нравственных норм поведения как основы для построения собственной жизни; на воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край.

Все содержательные линии курса имеют сквозной характер: каждое из направлений реализуется в разных главах, разделах, представлено разнообразными заданиями, текстами. В целом курс объединяет следующие содержательные линии:

1) патриотизм сквозь призму представлений о малой и большой Родине;
2) культура как основа объединения разных народов, населяющих нашу страну, и база для формирования ценностных представлений личности; происхождение культуры, отличие законов культуры от законов природы;
3) многоаспектность культуры, имеющей в качестве составных частей науку, искусство, религию, этику;
4) развитие нравственных представлений во времени, понятие «поступок», или «этос», моральные законы как основа взаимодействия различных религиозных и нерелигиозных институтов;
5) ответственность каждого за исполнение нравственных законов и личностное развитие;
6) формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, здоровый образ жизни;
7) ответственное и творческое отношение к любому труду, в т.ч. учебному.

Программа предоставляет возможности в каждой теме привлекать краеведческий, этнокультурный, литературный материал, который конкретизирует общие для личности, культуры и страны закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Освоение содержания курса организуется на деятельностной основе: учебник стимулирует активную самостоятельную деятельность учащихся как индивидуальную, так и коллективную, чему способствуют, например, формулировки заданий:

- «Как ты думаешь…», «Приведи пример…», «Объясни…», «Рассмотри…», «Что ты делаешь для того, чтобы…» (индивидуальная работа);
- «Приведите примеры…», «Обсудите с одноклассниками…», «Придумайте…», «Нарисуйте…» (условное обозначение «Работа в группе»).

Большая часть заданий стимулирует учащихся

-к творческому осмыслению знаний,

-позволяет устанавливать связи с личным опытом, с действительностью.

В каждой главе учебника есть рубрика «Темы исследований и проектов», где обучающимся предлагаются для самостоятельной работы на выбор темы, расширяющие содержание курса, стимулирующие развитие у них познавательного интереса, формирующие навыки творческого труда.

Таким образом курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Широта содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» открывает для каждого учащегося возможности пополнить сферу своих интересов, создает условия для формирования универсальных учебных действий, активизирует познавательный интерес, задействует эмоционально-чувственную сферу, направляет морально-нравственное развитие в сторону общечеловеческих ценностей.

 Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм работы (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.

Формы контроля и возможные варианты его проведения: 

 

Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая  творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая;  вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).  

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

 Освоение учебного содержания должно обеспечить

  • понимание значения  нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  •   знание основных норм светской  этики,  понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  •    формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;
  •   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, культура  - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  •  укрепление веры в Россию;

Включение  модуля  «Я в мире людей» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


4 класс
 (34 часа)

1. Я живу в России (2 часа)
Отечество - Родина. Малая Родина.
История слова «Русь». Образование государства Российская Федерация. Значение понятия «Российская Федерация». Субъекты Российской Федерации.
Богатства России: территория, географические и культурные объекты, население. Конституция - основной закон государства.
Люди - главное богатство страны. Расовое, национальное и религиозное многообразие населения России. Национальные языки и государственный язык. Многообразие обычаев и традиций народов страны.
Национальные праздники. Граждане России - исторические лица и современники, - составляющие национальную гордость страны.
Экскурсии в краеведческий, исторический и т.п. музеи; Государственную думу или местные органы власти (по возможности).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

2. Зачем человеку культура (2 часа)
Понятие культуры. Отличие культуры от природы. Человек как творец и потребитель культуры. Влияние культуры на человека. Ценность образования. Умение учиться как необходимое качество современного человека.
Понятие духовной и материальной культуры. Духовно-нравственная культура как стремление человека к самосовершенствованию.
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей искусств, Царскосельский лицей, в т.ч. виртуальные экскурсии, и т.п. (по возможности).

3. Я среди других (2 часа)
Целостность мира, взаимосвязь всех его компонентов. «Эффект бабочки».
Понятие поступка. Влияние поступка на окружающих. Ответственность за поступок. Причины поступка.
Понятия этики, нравственности и морали. Их взаимосвязь с поступком.
Взаимосвязь становления нравственности и культуры. Семья и страна как истоки нравственности.
Источники нравственности. Понятие нравственной культуры человека. Права и обязанности человека и гражданина.
Драматизации фрагментов сказок, притч, других источников народного и авторского литературного творчества морально-нравственного содержания.
Ситуационные игры.

4. История – наставница жизни (1 час)
История как часть духовной культуры.
Источники исторических знаний. Первые историки. Нравственные ценности в понимании предков.
Современная история. Изучение опыта других людей как источника формирования нравственности.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи (по возможности).

5. Как мы познаем мир (2 часа)
Стремление человека к познанию мира.
Возникновение религии как способа объяснения мира. Научный и религиозный способы познания мира. Монотеистические и политеистические религии. Мировые религии. Атеизм.
Язычество (на примере религии Древней Руси). Шаманство (на примере древней религии алтайцев).
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (по возможности).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

6. Религия - часть культуры (обзор) (4 часа)
Культура и религия. Религия и нравственность. Золотое правило нравственности. Понятие веротерпимости. Историческая поликонфессиональность России.
Понятие толерантности. Свобода совести как закон государства. Запрещение идей фашизма и национализма.

Происхождение буддизма. Основатель - Сиддхартха Гаутама, первый Будда. Содержание буддизма. Нравственные ценности буддизма: Срединный путь.
Символы буддизма: Трипитака, мандала. Буддийские храмы: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.

Иудаизм как монотеистическая национальная религия. Тора. Ветхий Завет. История Моисея. 10 заповедей. Правило Гиллеля. Шабат. Синагога: символика, убранство, назначение. Правила поведения в синагоге.

Христианство как мировая монотеистическая религия. Происхождение христианства. Иисус Христос. Святая Троица. Историческая связь христианства и иудаизма.
Библия. Новый Завет. Сотворение мира. Первые люди. Понятие греха. Учение Христа.

Разделение церкви на католическую и православную.
Православие. Христианство в Древней Руси. Крещение Руси. Азбука Кирилла и Мефодия. Значение крещения для развития культуры.
Православный храм: символика, убранство, назначение. Правила поведения в храме.
Православные праздники. Пасха.

Ислам как мировая монотеистическая религия. Происхождение ислама. Коран.
Сунна. Коран о нравственности. Религиозные обязанности мусульман: намаз, ураза, закят, хадж. Мусульманские праздники.
Мечеть: символика, убранство, назначение. Правила поведения в мечети.

Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).
Посещение православного, буддийского храмов, синагоги, мечети (по возможности).

Проектная деятельность – 4 часа

Всего в первом полугодии – 17 часов

7. Искусство – часть духовной культуры (1 час)
Искусство как часть духовной культуры. Отличие искусства от науки. Отражение в произведениях искусства действительности и индивидуальности автора. Искусство как отражение прекрасного. Виды искусства. Язык искусства - образы. Автор и зритель, слушатель и читатель.
Развитие и обновление средств искусства. Новые виды искусства. Искусство как путь взаимопонимания народов.
Проектно-исследовательская деятельность (тематика на выбор).
Экскурсии в художественную галерею, музей искусств, знакомство с архитектурными памятниками региона и т.п. (по возможности).

8. Природа и мы (1 час)
Связь человека и природы: законы природы и нравственные законы. Проблема сохранения природы, бережного к ней отношения. Техногенная катастрофа.
Влияние природы на человека. Сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни.
Природа как источник науки и искусства.
Фотопроект «Насекомые (птицы, звери) моего края».
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в планетарий, в краеведческий, исторический музеи (по возможности).

9. Все начинается с семьи (3 часа)
Понятие семьи. Семья как первый учитель нравственности.
Семейные традиции. Воспитание в семье. Связь поколений. Народные промыслы. Семейные династии. Семейные реликвии. Семья как источник любви и добра.
Любовь как нравственное чувство. Любовь как источник духовной силы и добра.
Проявление любви через поступок.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

10. Душа согревается добром (3 часа)
Добро как поступок. Добро и зло. Преодоление зла в себе. Культура против зла.
Добрые мысли как источник добрых дел.
Жизнь как наивысшая ценность. Переплетение культур разных народов как путь обогащения культуры. Взаимопомощь. Совершенствование души - нелегкий труд.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

11. «Волшебные» слова (2 часа)
Вежливость как проявление нравственных отношений. Культура внешняя. Культура внутренняя как потребность в самосовершенствовании.
Понятие этикета. Традиции этикета у разных народов. Значение этикета в прошлом и настоящем.
Вежливость и благодарность как проявление внутренней культуры.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).
Проектно-исследовательская деятельность (на выбор).

12. Я в кругу друзей (2 часа)
Понятие дружбы. Черты дружбы: бескорыстие, приятие другого, доверие, стремление к взаимопомощи, желание добра другому. Дружба и товарищество. Ценность дружбы. Дружба как самовоспитание. Дружба как источник искусства.
Самостоятельное чтение (рубрика «Книжная полка»).

13. В мире с другими и с самим собой (2 часа)
Мир вокруг. Мир в душе. Как человек влияет на мир. Как мир влияет на человека. Ответственность за свои поступки.
Потребность совершать добро. Потребность познавать и совершенствовать мир: себя, свою семью, свою Родину.
Самопроверка (рубрика «Подведем итоги»).

14. Подведем итоги (1 час)

Проектная деятельность – 2 часа

Всего во втором полугодии – 17 часов

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ
34 часа

Я живу в России 2 ч
Зачем человеку культура 2 ч
Я среди других 3 ч
История - наставница жизни 2 ч
Как мы познаем мир 2 ч
Религия - часть культуры 6 ч

    Религии и нравственность
    Буддизм
    Иудаизм
    Христианство
    Православие
    Ислам
Искусство - часть духовной культуры 2 ч
Природа и мы 2 ч
Все начинается с семьи 3 ч
Душа согревается добром 3 ч
«Волшебные» слова 2 ч
Я в кругу друзей 2 ч
В мире с другими и с самим собой 3 ч

ВАРИАНТ ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА

В СООТВЕТСТВИИ С МОДУЛЕМ

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

34 часа

Тема

Час.

Примечания

1-е полугодие

1

Я живу в России

2

2

Зачем человеку культура

2

3

Я среди других

2

4

История – наставница жизни

1

5

Как мы познаем мир

2

6

Религия – часть культуры (обзор)

4

Религии и нравственность

Проектная

деятельность

Целесообразно провести один из уроков в начале изучения курса как установочный для определения тем  исследова-ний и проектов, составления планов, формы представления и т.п. Наметить сроки готовно-сти  проектов и исследований и включать их в планы уроков как средство актуализации пройденного.

Второй и третий часы органи-зовать как знакомство с осно-вными религиями через подго-товленные проекты.

Четвертый час, отведенный на

проектную деятельность, мож-но использовать как итоговый обобщающий урок по рубеж-ным итогам изучения курса, например, в форме конферен-ции.

Буддизм

Иудаизм

Христианство

Православие

Ислам

Всего

13

Проектная деятельность

4

Всего в полугодии

18

2-е полугодие

7

Искусство – часть духовной куль-туры

1

8

Природа и мы

1

9

Все начинается с семьи

3

10

Душа согревается добром

3

11

«Волшебные» слова

2

12

Я в кругу друзей

2

13

В мире с другими и с самим собой

2

14

Подведем итоги

1

Всего

15

Проектная деятельность

2

Целесообразно провести один из уроков в начале изучения второй половины курса как установочный для определе-ния тем исследований и про-ектов, составления планов, формы представления и т.п.

Наметить сроки готовности проектов и исследований и включать их в планы уроков как средство актуализации пройденного.

Второй час использовать на собственно защиту проектов как общее подведение итогов курса, подготовка которого также может быть организо-вана как групповой проект.

Всего в полугодии

17

Общее количество часов

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ 
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды для решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации - область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Освоение категориального аппарата дисциплины

Обучающийся научится:
- понимать и объяснять значение понятий «Конституция», «Российская Федерация», «субъект Федерации», «символы государства»;
- понимать и объяснять значение понятий, имеющих отношение к культуре, и ее составных частей: религиозные и нравственные представления, наука, искусство; выделять их существенные признаки;
- определять базовые национальные ценности: человеческой жизни; семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества;
- определять основные нормы светской и религиозной морали, понимать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- различать законы культуры и природы и формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;
- формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- рассказывать об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учебе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Развитие представлений о нравственном выборе

Обучающийся научится:
- определять значение символов Российской Федерации и субъекта Федерации, где он проживает;
- узнавать символику различных религиозных конфессий, определять по внешнему виду принадлежность культового сооружения определенной религии;
- узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;
- различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;
- использовать в поведении основные правила этикета: в школе, общественных местах, транспорте и т.п.;
- навыкам вежливого, внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, младшим и старшим;
- уважительно относиться к труду и творчеству старших и сверстников;
- ценностно относиться к учению как к виду творческой деятельности;
- определять условия, способствующие поддержанию здоровья и здорового образа жизни;
- отрицательно относиться к лени и небрежности в труде и учебе;
- понимать человеческую жизнь как высшую ценность;
- понимать необходимость здорового образа жизни и укрепления своего здоровья;
- видеть прекрасное в окружающем мире, природе;
- видеть прекрасное в поведении и труде людей.

Обучающийся получит возможность научиться:
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием подручных средств;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природной среде;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся узнает:
- об истории становления Российской Федерации;
- о происхождении различных религий;
- о духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях различных групп религиозных, социальных, этнических) людей в изучаемый период;
- о нравственных законах учения, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека;
- о героических страницах истории России, о поступках и деятельности замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
- об обязанностях и правах гражданина (на доступном для данного возраста уровне);
- об истории и культуре родного края, этнокультурных традициях, особенностях быта народов России;
- первоначальные сведения о базовых ценностях отечественной культуры, традиционные моральные нормы российских народов;
- о нравственных взаимоотношениях в семье, необходимости укрепления семейных отношений, традиций, поддержания связи и преемственности поколений;
- о взаимосвязи и взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), социального;
- об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
- о художественных ценностях культуры России, культур народов России, в т.ч. народов родного края.

Обучающийся получит возможность узнать:
- об истории Российской Федерации;
- о событиях общественной, научной и культурной жизни страны;
- об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края;
- об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях народов России;
- имена выдающихся российских деятелей и связанные с ними события: Петр I, А.В. Суворов, Ю.А. Гагарин и др.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:

 Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. 7-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классах. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.

Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / под ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.

Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.

Интернет-сайты:
- www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
- dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- school.yandex.ru (Школьный Яндекс);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.

  1. Специфическое сопровождение (оборудование)
    Наглядные пособия:
    - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
    - рисунки, слайды, диски.
    Оборудование:
    - интерактивная доска;
    - проектор;
    - компьютер.
     

         

                                          Календарно-тематическое планирование по курсу

               «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей».

Блок «Основы светской этики»

Наименование раздела, тем

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и образовательные результаты, практическая часть

1

2

3

4

5

Я живу в России (2ч).

Формирование личностных УУД: 
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей.», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежности.

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

1.

Что такое Российская Федерация?

Россия-самая-самая…

-знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг,

милосердие, миролюбие,

как основы культурных традиций многонационального народа России;

-формировать чувство гордости за свою Родину;

-развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности.

-беседа;

-комментированное чтение;

-устный рассказ на тему;

-самостоятельная работа с источником информации;

-работа с иллюстративным материалом;

 -творческие задания;

-участие в учебном диалоге;

-устные ответы на вопросы;

-словарная работа;

-пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий;

-поиск необходимой информации;

-устные характеристики героев России;

-обсуждение результатов выполнения дом.задания.

Сочинение №1

«Моя малая родина»,

«Россия – самая – самая…»(по выбору).

2.

Какие мы – граждане России.

НРК

Республика Коми-наш родной край.

ТР №1

«Мой любимый праздник», «Обычаи моего народа»,

«История и современная жизнь моей малой родины» (по выбору).

3

Определение тем исследований, проектов  первого полугодия, составление планов, форм представлений.

Зачем человеку культура (2ч).

Формирование личностных УУД:

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Формирование познавательных УУД:

– строить сообщение в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Формирование коммуникативных УУД:

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

4. (1)

Как культура влияет на человека.

-иметь представление о культуре;

-беседа;

-комментированное чтение;

-работа с литературным и фольклорным текстами;

-работа с иллюстративным материалом;

-творческие задания;

-участие в учебном диалоге;

-подготовка творческой беседы с членами семьи;

-обсуждение;

-ответы на вопросы;

-выборочный пересказ текста;

-поиск информации.

5. (2)

Культура внутри нас и вокруг нас.

Что такое духовно- нравственная культура.

НРК

Образцы нравственности в культуре родного края.

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-понимать и сопереживать чувствам других людей;

-осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

-уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.

ТР №2

Придумать и нарисовать свою  бабочку – образ своей души.

Я среди других  (2ч).

Формирование личностных УУД: 

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

-строить понятные для партнера высказывания;

-задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

6. (1)

В мире всё взаимосвязано.

Что значит быть человеком.

Наши поступки.

-уметь осознавать ценности человеческой жизни;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-знать, что значит, быть нравственным в наше время, уметь поступать согласно своей совести;

- беседа;

-комментированное чтение;

-устный рассказ на тему;

-самостоятельная работа с источником информации;

-подготовка творческой беседы с членами семьи;

-составление плана;

-устные ответы на вопросы;

-чтение и пересказ фрагментов статьи;

-обсуждение;

-развёрнутые ответы;

- работа с понятием этикет;

-обсуждение;

-выборочное чтение;

-словарная работа;

7. (2)

Что такое этика.

Как мы становимся нравственными. Почему нужно соблюдать моральные правила.

Нравственная культура человека.

- иметь представление об этике и её роли в истории и современности России; - знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности;

- знакомство с основами светской морали , понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-уметь вести диалог, слушать собеседника;

-развитие коммуникативной речи;

Словарный

диктант №1

 по материалам 1-6 уроков. 

ТР №3

Составить список моральных правил для себя и для своих одноклассников.

                                                                                                                                                                               

                                           История -_наставница жизни (1ч).

Формирование личностных УУД:

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок  учителей и товарищей;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– принимать роль в учебном сотрудничестве.

Формирование познавательных УУД:

– строить сообщение в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

8.

(1)

Первые историки.

Современная история.

НРК

Наши знаменитые земляки - труженики, патриоты, воины, коллективисты.

-дать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

-устные ответы на вопросы;

-чтение и пересказ фрагментов статьи;

-словарная работа;

-обсуждение;

-поиск информации;

Сочинение №2

«Герои войны - мои земляки».

Как мы познаём мир. (2 ч).

Формирование личностных УУД: 

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.                                    

  Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

9.

(1)

Первые шаги в изучении природы.

-иметь представление о неразрывной связи природы и человека;

-дать понятие языческой культуры;

-отметить языческую символику;

-способствовать формированию понимания язычества как духовной первоосновы русской культуры.

-обсуждение;

-ответы на вопросы;

-выборочный пересказ текста;

-словарная работа.

10.

(2)

Язычество.

ТР №4

Создать свою картинную галерею «Языческие божества».

Религия –часть культуры (4 ч).

Проектная деятельность (3 ч)

11.

(1)

Религия и нравственность.

- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

-иметь представление об основных нормах светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

-формировать первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

-формировать уважительное отношение к традиционным религиям и их представителям;

-формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

-знать, понимать и принимать личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-чтение статьи с подчёркиванием важных мест;

-выборочный пересказ;

-ответы детей на вопросы учителя

-обсуждение результатов самостоятельной работы;

-словарная работа.

ТР №5

Фотовыставка «Религия-часть культуры».

12.

(2)

Буддизм. Представление проектов.

13.

(3)

Иудаизм. Представление проектов.

14.

(4)

Христианство. Представление проектов.

15. (5)

Православие. Представление проектов.

16 (6)

Ислам. Представление проектов.

17 (7)

Обобщающий урок по темам первого полугодия

Искусство- часть духовной культуры (1ч). Проектная деятельность (1 ч).

Формирование личностных УУД: 

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

18.

(1)

Определение тем исследования и проектов  второго полугодия, составление планов и форм представления

- показать связь искусства со всеми сторонами жизни;

-знать, что искусство помогает человеку познавать мир и выражать свои чувства;

-познакомить с различными видами искусств.

-чтение статьи с составлением плана;

-нахождение главной мысли;

-устные ответы на вопросы учителя;

-обсуждение по группам;

-работа с энциклопедией;

19.

(2)

Зачем нужно искусство.

Виды искусства. Язык искусства.

Экскурсия в художественный музей №1.

Природа и мы (1ч)

Формирование личностных УУД:

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Формирование регулятивных УУД:

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– принимать роль в учебном сотрудничестве.

Формирование познавательных УУД:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Формирование коммуникативных УУД:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

20.

(1)

Что такое природа.

Природа - наш учитель.

НРК

Природа Коми края.

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-ценное отношение к природе и всем формам жизни;

-элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-бережное отношение к растениям и животным;

-формирование ценностного  отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей и здоровому образу жизни;

-обсуждение: как вы думаете, что означает слово природа?

-творческая самостоятельная работа учащихся – подготовка к сочинению на одну из тем: «Экологическая катастрофа», «Здоровье человека», «Природа - наш учитель».

ТР №7

Фотопроект

(презентация).

Насекомые (птицы, звери моего края).

Сочинение №2

                                                        Всё начинается с семьи (3 ч)

Формирование личностных УУД: 
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– представление о своей этнической принадлежности.

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать ;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Формирование коммуникативных УУД:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

21.

(1)

Семья – первый воспитатель.

-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи , как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших , ответственность за другого человека;

– уметь уважительно относиться к членам семьи, понимать, сопереживать, знать,

что такое родословная;

-формировать чувство гордости за свою семью;

-бережное отношение к жизни человека ;

-забота о продолжении рода;

-иметь представление о семейных, традициях, праздниках.

-беседа;

-комментированное чтение;

-устный рассказ на тему;

-творческие задания;

-участие в учебном диалоге;

-самостоятельная работа с источником информации;

-устные ответы на вопросы;

-пересказ фрагментов текста обозначением ключевых понятий;

-поиск необходимой информации;

-творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему;

-выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждения;

-взаимооценивание.

ТР №8

Творческая работа: образец родового древа, родового герба.

22.

(2)

Семейные традиции.

НРК

Семейные праздники народов Республики Коми.

23.

(3)

Любить всей душой…

ТР №9

Презентация .

Фотографии или

видеоматериалы о семейных праздниках.

                                                         

                                                 

                                              Душа согревается добром   (3 ч)

Формирование личностных УУД: 
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

24.

(1)

Учиться добру.

Различать добро и зло.

-ознакомление учащихся с основными этическими понятиями добра и зла;

-воспитание добрых взаимоотношений;

-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле;

-определение понятий - добро, зло, гуманность.

-беседа;

-комментированное чтение;

-самостоятельная работа с источниками информации;

-творческие задания;

-участие в учебном диалоге;

-подготовка творческой беседы с членами семьи;

-обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло;

-устные ответы на вопросы;

- словарная работа;

-выборочный пересказ текста;

-пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий;

-самостоятельная работа учащихся.  

ТР №10

Пословицы и поговорки о добре.

25.

(2)

Защитники добра.

Преодолевать зло в себе.

26.

(3)

От добрых мыслей – к доброму делу.

                                                 

                                                     «Волшебные слова» (2 ч)

Формирование личностных УУД: 
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать .

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

27.

(1)

Вежливость и благодарность.

Культура внешняя и внутренняя.

– развитие представлений учащихся о значении понятий-вежливость, благодарность;

-какое значение имеет в жизни человека вежливость и благодарность;

-расширение знаний учащихся о культуре, об особенностях культуры;

-знать, что такое культура;

-уметь различать внешнюю культуру от внутренней;

-устный рассказ на тему;

-самостоятельная работа с источником информации;

-подготовка творческой беседы с членами семьи;

-составление плана;

-работа с иллюстративным материалом;

-участие в учебном диалоге;

28.

(2)

Этикет и национальная культура.

Добрые чувства – в добрых словах.

-познакомить с правилами этикета;

-развитие этических чувств и норм;

-работа с понятием этикет;

-обсуждение;

-выборочное чтение текста;

-словарная работа;

-работа с толковым словарём;

ТР №11

Составить сценарий проведения дня рождения: приглашение гостей, развлечения, поздравления, угощение, сервировка стола и т. п.

                                               

                                                           Я в кругу друзей (2ч).                

Формирование личностных УУД: 
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать .

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

29.

(1)

Как начинается дружба.

-знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба;

-развитие способности учащихся общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения;

-воспитывать уважение и толерантное отношение;

-беседа;

-комментированное чтение;

-устный рассказ на тему;

-самостоятельная работа с источником информации;

-составление плана;

-подготовка творческой беседы с членами семьи;

-подготовка к написанию рассказа;

-подготовка материалов для стенгазеты;

-словарная работа;

-инсценирование сказки на выбор;

-составление плана творческой работы- рассказ о своём друге.

ТР №12

Пословицы и поговорки о дружбе.

30.

(2)

Друг – моё

 второе « я ».

ТР №13

Рассказ о своём друге.

                                                                         

                                          В мире с другими и с самим собой (2ч).

Формирование личностных УУД: 
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей.», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей этнической принадлежности.

Формирование регулятивных УУД:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Формирование познавательных УУД:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать .

Формирование коммуникативных УУД:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

31.

(1)

Что мы носим с собой.

-умение объединяться и работать в группах;

-умение разделять ответственность в процессе коллективного труда;

-уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение;

-устные ответы на вопросы;

-обсуждение самостоятельной работы;

-поиск ответа на вопрос;

-работа с понятиями «мир», «окружающий мир», «жить в мире с другими людьми», «жить в мире с собой»;

-работа со схемой о взаимосвязях человека и мира;

-обсуждение, выбор темы, разработка плана работы над проектом, распределение обязанностей в группе по работе над проектом;

-выбор тем для индивидуальных творческих работ; 

Словарный диктант  №3

32.

(2)

Что влияет на меня и что я хочу изменить.

33.

(3)

Подведем итоги. Я познаю мир.

Творческая работа №14

Выступление учащихся, презентации  творческих работ и их обсуждение.

Взаимооценивание.

34

Обобщение по курсу. Защита проектов.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\фото 4г\S7004749.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции моей семьи Выполнила работу ученица 4г класса сш № 25 Носова Антонина Кл. рук.: Коданева Любовь Владимировна В каждой семье есть свои традиции, обычаи. Вот и в нашей семье есть традиции, а какие именно вы сейчас узнаете!

Слайд 2

Новый год На новый год мы всей семьёй очень любим наряжать ёлку! Сначала мы развесим на ёлочку гирлянды, затем шарики, мишуру и конечно же звезду! Потом мы все вместе сидим за столом в ожидании нового года!

Слайд 3

Горка Когда мы с папой приезжаем к бабушке с дедушкой на лето, то мы обязательно все вместе ходим на ежегодный праздник Усть-Цилемская горка. Мы не пропускаем этот праздник и поэтому он вошёл в нашу традицию. Праздник горка заключается в том что мужчины и женщины любого возраста одевают расписные наряды и идут водить хоровод.

Слайд 4

Беседка Еще у нас есть традиция : Летом расстилать на веранде беседку, Утром в беседке можно было полежать, почитать в прохладе, вечером всем вместе посидеть и поболтать, ну а ночью если совсем тепло то можно было и поспать.

Слайд 5

Каток Мы с папой очень любим кататься на коньках как зимой так и лето. По этому то у нас и появилась традиция каждые каникулы брать коньки и ехать на каток.

Слайд 6

Кировский парк Я очень люблю гулять по кировскому парку. Мы ездим сюда каждое лето и можем гулять по кировскому парку часами. Мне кажется что лучшего места для прогулки нет.

Слайд 7

Книжные каникулы. У моей бабушки и дедушки очень большая библиотека. Когда я приезжаю к ним на лето то мы устраиваем конкурс под названием «книжные каникулы» .Суть этого конкурса в том - кто больше прочитает книг за 3 месяца тот считается самым умным в семье.

Слайд 8

Пиццерия Каждый месяц мы ходим в пиццерию, а если не получается сходить туда,тогда мы заказываем её на дом.



Предварительный просмотр:

                             ТРАДИЦИИ В НАШЕЙ СЕМЬЕ

Описание: D:\ФОТО\Хургада 2010\Хургада 2010\IMG_2148.jpg

        Мой любимый праздник в семье - это Новый год. Я люблю его за то, что он очень веселый и яркий. В новогоднюю ночь мы всей семьей веселимся. Мы поем песни, танцуем, участвуем в конкурсах, устраиваем беспроигрышные лотереи, дарим друг другу подарки. Ко мне всегда приходит Дед Мороз и приносит подарки. У нас в семье есть традиция - 1 января встречаться с друзьями на природе и кушать шашлыки.

        Летом мы с мамой и папай ходили на рыбалку, на реку Сысолу. Поймали 2 рыбки, но это мелочь, просто нам очень нравится быть вместе, а результат это неважно.

Описание: D:\ФОТО\С телефона мамин\Camera\20130809_193346.jpg

        В нашей семье у всех есть любимые занятия. Мама любит читать книги, разгадывать кроссворды. Мой папа любит заниматься автомобилем. Вместе мы любим ходить в лес по грибы, да по ягоды, встречать там разных лесных жителей. В этом году я увидел, как растет клюква, её на болоте было видимо не видимо.

        Во время летнего отпуска мы любим путешествовать на автомобиле. Мы часто ездим в г. Кинешму, Ивановскую область и г. Глубокое, Республика Беларусь, потому что там живут мои бабушки и дедушки.

        С папой я играю в футбол, с мамой - в бадминтон, а с дедушкой я люблю играть в шашки и шахматы. Вместе с папой и мамой мы ходим в бассейн и на каток. Наша семья очень дружная! Я очень люблю свою семью!

                                                           Выполнил работу ученик 4г класса сш №25

                                                                              Сухих Вадим

                                                                             Учитель: Коданева Любовь Владимировна



Предварительный просмотр:

C:\Users\Админ\Desktop\фото 4г\S7004750.JPGC:\Users\Админ\Desktop\фото 4г\S7004752.JPG



Предварительный просмотр:

                                Дружба.                                                                                          Жила-была девочка Аня. Была солнечная погода. Аня пошла гулять, но ей было одной скучно. Видит она, что ребята играют в догонялки. Аня попросилась с ними поиграть.  Ребята согласились. Началась игра. Аня побежала и толкнула Свету. Мальчики помогли Свете   встать. Ребята сказали Ане: «Уходи. Ты с нами больше играть не будешь». Тут Аня расплакалась и убежала. Сидела Аня на скамеечке и горько плакала. Мимо проходила девочка. Девочка спросила: «Почему ты такая грустная?» Аня рассказала свою беду и опять расплакалась. Девочка сказала: «Не плачь, я научу тебя хорошо и правильно дружить». Аня согласилась.  Аня поняла свою ошибку. Она побежала к ребятам и попросила прощение. Ребята согласились и всегда играли хорошо и дружно!!!

                                                                                      Работу выполнила Куйда Ксения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."

Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...