календарно-тематическое планипрвание 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Гогушкина Светлана Николаевна

календарно-тематическое планипрвание 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planiprvanie_4_klass.rar1.56 МБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

города Бежецка Тверской области

_________________________________________________________________

171980 Российская Федерация, Тверская область,

город Бежецк, пер. Молодежный, д.9

Телефон: 8-(48231) 5-83-04; 8-(48231) 5-83-50

Рассмотрено на МО

учителей начальных

классов

Протокол №_________

от «_____»_________20___г.

Руководитель МО

_С.Н.Гогушкина__________

                   (ФИО)


Согласовано

на Методическом Совете

школы

Протокол №________

от «___»_________20___г.

Руководитель МС

_Е.Н.Малашина_________

                 (ФИО)

Утверждаю

Директор МОУ СОШ№6

_А.Н.Некрасов_________

                           (ФИО)

Приказ №______________

от «____»_________20____г.

Рабочая учебная программа

по

  Основам религиозной культуры и светской __модуль « Основы православной культуры»____________________

(наименование учебного предмета/курса)

______________________I ступень, 4 класс___________________________

(ступень образования/класс)

______________________2013 – 2014 учебный год_____________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе курса «Основы религиозной культуры и светской этики модуль «Основы  Православной культуры» автор Андрей Кураев_____________

(наименование программы)

Программу составил__              учитель начальных классов____________________

С. Н. Гогушкина ( 1квалификационная категория)_______

(ФИО учителя, составившего рабочую учебную п  г. Бежецк

                                                                   2013г.

                             

                   

   Программа курса « Основы православной культуры» является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 4 класса и рассчитана на 34 часа.

Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе учебной программы « Основы религиозных культур и светской этики». А.Я. Данилюк.-М.:«Просвещение», 2010.                                   

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется,  в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

     Цель программы:

  • Разработка, совершенствование духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и  модуля «Основы православной культуры» в условиях МОУСОШ №6, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей.

.Задачи программы:

1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества.

2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями.

3. Оценивание успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий.

4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства.

                              Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению;

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

. На основании приказа Министерства образования №69 от 31 марта 2012года преподавание курса «Основы религиозной культуры и светской этики» осуществляется с первой четверти 4 класса. Курс ведётся 1 час в неделю. (34часа)  

Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса,  определило для изучения модуль ОРКСЭ «Основы православной культуры »

       Описание модуля «Основы православной культуры »

        Россия -  наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального нарда России.

Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь год. Оценивание работы идёт только положительными отметками.

Количество часов в год- 34.

Количество часов в неделю-1

Количество часов в 1 четверть- 8.

          Количество часов  во2 четверть- 7.

         Количество часов в 3 четверть - 10

          Количество часов в 1 четверть - 9.

   

                Тематическое планирование    по модулю    

                   « Основы православной культуры»

                                                  ( 35часов)

№  урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Используемые ресурсы

Дата проведения

Домашнее задание

1

Россия -наша Родина.

Знакомятся  с историей возникновения и распространения православной культуры

Программа комплексного учебного курса

«ОРКСЭ»


С. 4-5, ответить на вопросы

2

Православие и культура

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры

Программа комплексного учебного курса  «ОРКСЭ»


С6-7

 ответить на вопросы.

3.

Человек и Бог в православии

Изучают основы духовной традиции православия

Программа комплексного учебного курса  «ОРКСЭ»


С8-11

ответить на вопросы

4

Православная молитва

Дают определения основных понятий православной  культуры

Учебное пособие «ОПК»

С.12-15

ответить на вопросы

5

Библия и Евангелие

Дают определения основных понятий православной  культуры

Учебное пособие «ОПК»

С.16-19ответить на вопросы

6

Проповедь Христа

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной( православной) культурой и поведением людей

«ОРКСЭ». Книга для учителя

С.20-23


ответить на вопросы

7

Христос и его крест

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

«ОРКСЭ». Книга для учителя

С.24-27

ответить на вопросы

8.

Пасха

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,

«ОРКСЭ». Книга для учителя

С28-31,

ответить на вопросы, составить рассказ о праздновании Пасхи в семье

9.

Православное учение о человеке

Справочные материалы для образовательных учреждений


С.32-35

ответить на вопросы

10

Совесть и раскаяние

книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Справочные материалы для образовательных учреждений

С.36-39


ответить на вопросы

11

Заповеди

С.40-41ответить на вопросы

12

Милосердие и сострадание

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных

«ОРКСЭ». Книга для родителей

С.42-45



ответить на вопросы

13

Золотое правило этики


Книг, описание священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

«ОРКСЭ». Книга для родителей

С.48-51ответить на вопросы,

14

Храм

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры

Электронное пособие «ОРКСЭ» 

С.48-51

ответить на вопросы

15

Икона

Учатся описывать явления православной духовной традиции и культуры

С.52-55


ответить на вопросы

16-17

Творческие работы учащихся. Подведение итогов

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Подготовка к презентации и защита

18

Как христианство пришло на Русь

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России

С.58-61

ответить на вопросы

19

Подвиг

Учатся анализировать

С.6263ответить на вопросы

Сочинение « Что такое подвиг»

20

Заповеди блаженств.

жизненные ситуации,

С.64-67

ответить на вопросы

21

Зачем творить добро?

выбирать нравственные формы

С.68-69

ответить на вопросы

22

Чудо в жизни христианина

поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

С.70-71

ответить на вопросы

23

Православие о Божием суде.

С.72-75

ответить на вопросы

24

Таинство причастия.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений

С.76-79

ответить на


вопросы

25

Монастырь

и культурных традиций

С.80-83

ответить на вопросы

26

Отношение христианина к природе

Учатся приводить примеры явлений

С.84-85

ответить на вопросы

27

Христианская семья

православной традиции и светской

С.86-87

ответить на вопросы

28

Защита Отечества

культуры и сравнивать их.

С.88-91

ответить на вопросы

29

Христианин в труде

Осуществляют поиск необходимой информации для

С.92-93

ответить на вопросы

30

Любовь и уважение к Отечеству

выполнении я задания

С.94-95

ответить на вопросы

31-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

Подготовка к презентации и защита

8.Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010
  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
  3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
  4. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных  культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
  5. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
  6. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
  7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
  8. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

                   

                  Требования к уровню  подготовки оканчивающих

 начальную школу

       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

       знать/понимать:

       основные понятия религиозных культур;

       историю возникновения религиозных культур;

       историю развития различных религиозных культур в истории России;

       особенности и традиции религий;

       описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

       уметь:

       описывать различные явления религиозных традиций и культур;

       устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

       излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

       соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

       строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

       готовить сообщения по выбранным темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование , 2 класс

Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков по обучению грамоте (Горецкий) и литературному чтению (Климанова)+ИКТ...

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков письма и русского языка для 1 класса + ИКТ...

календарно-тематическое планирование 3 класс Школа 2100

развёрнутое календарно- тематическое планирование Школа 2100 3 класс: русский язык, математика, окружающий мир, технология, информатика, литературное чтение...

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа 21 века" 3 класс...