Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова
материал по теме

Панкова Татьяна Сергеевна

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации  по проблеме «Особенности обучения детей младшего и  среднего школьного возраста по системе общего развития Л.В. Занкова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_zankov.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки        работников образования Тульской области»

Кафедра дошкольного и начального общего образования

Формирование универсальных учебных действий

средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

                                                                                                      Зачетная работа

                                                                              слушателя курсов повышения квалификации

                                                                                                         по проблеме

                                                                               «Особенности обучения детей младшего и  

                                                                                 среднего школьного возраста по системе

                                                                                        общего развития Л.В. Занкова»

                                                                               

                                                                                ПАНКОВОЙ ТАТЬЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ,

                                                                                   

учителя начальных классов

                                                                                         МБОУ «СОШ №5» г. Алексина

                                                                                                     Тульской области    

                                                                                  Куратор: методист кафедры Д и НОО

                                                                                                            Задкова О.В.

                                                                   Тула

                                                                   2013


Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи

Федеральный государственный стандарт начального общего образования и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского. Понятие "зона ближайшего развития", введенное в психологический лексикон ученым, позволило сформулировать положение о том, что именно обучение ведет за собой развитие. А это, в свою очередь, дало возможность Л.В. Занкову более 50 лет назад выстроить систему развивающего обучения, цель которой - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОС, где говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности». 

Совпадение целеполагания и психологических основ системы Л.В. Занкова и ФГОС НОО означает, что средствами развивающей системы Л.В. Занкова могут быть выполнены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. 

Потенциал учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова для формирования универсальных учебных действий (УУД).

В Стандарте принципиально новыми являются Требования к трём группам результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим освоение обучающимися УУД (личностных, метапредметных результатов образовательной деятельности). 

Из содержания схемы вытекает, что УУД (личностные и метапредметные) формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном (интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки в неразрывном единстве с ними; развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что невозможно изолированно друг от друга формировать разные виды УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные). 

Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывную взаимосвязь.

При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознание ребенком процесса учения. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют комплекс ЛИЧНОСТНЫХ УУД. 

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. 
Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает высказывания в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.
Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития КОММУНИКАТИВНЫХ УУД.

Повторим, что осуществлять процесс учения, подчиненный цели - оптимальное общее развитие каждого ребенка – можно только, развивая в единстве все виды УУД, полный перечень которых представлен во ФГОС НОО и учитывается при разработке раздела «Программа формирования универсальных учебных действий» основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении. 

С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной, и духовно-нравственной сфер и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно-методические комплекты, разработанные за последние пять с лишним десятилетий. 

Последняя редакция программ учебных курсов в системе Л.В. Занкова отражает требования ФГОС НОО и дает учителю необходимые представления о процессуальности развития УУД средствами каждого предмета.

Приведём пример формирования УУД из учебника «Математика» 1 класс, авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. 

Данное задание является вторым по счету в теме «Уравнения и их решения». Цель задания: показать учащимся один из способов проверки решения уравнения, заключающегося в подстановке значения корня в исходное уравнение. В процессе выполнения этого задания у учащихся развиваются: умение осуществлять поиск нужной информации (связать вид уравнения с высказываниями персонажей); использовать знаки, символы, модели, схемы; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное (чему равен корень уравнения); строить рассуждения об объекте (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД).

Развиваются также умение: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия (предполагаемые значения корней); планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД).

В ходе выполнения задания учащиеся должны будут взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. Таким образом, у них будут формироваться следующие умения допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи (КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД).

Условия для формирования личностных УУД создаются формой и стилем представления содержания учебника. Математический материал вводится через ситуацию «друзья спорят». Эта установка определяет тон и стиль обсуждения и между учащимися на уроке. Изображения детей, участвующих в споре, дополняются именами. Так обсуждение приобретает более личностный характер, что способствует развитию интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке; развитию эмпатии - пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения. 

Таким образом, приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в полном соответствии с требованиями стандарта.

               За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,  к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Актуальность  развития универсальных учебных действий для начального  образования обусловлена следующими факторами: — необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.  Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и  С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 

         Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 

3) познавательный; 

4) коммуникативный. 

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется  на каждом уроке любого учебного предмета. Учебные умения не зависят от содержания конкретного курса и с  этой точки зрения  являются общеучебными. 

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае свою деятельность  направляю  на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.                         

Классифицирую  приёмы по преобладающему каналу восприятия. Визуальные:

  • тема-вопрос
  • работа над понятием
  • ситуация яркого пятна
  • исключение
  • домысливание
  • проблемная ситуация
  • группировка

Аудиальные:

  • подводящий диалог
  • собери слово
  • исключение
  • проблема предыдущего урока  

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1.  повторить знания об имени прилагательном;

2.  определить, с какими частями речи сочетается;

3.  изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

4.  определить закономерность изменений, сделать вывод.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока "Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем задачу урока.

Аналогично можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

 

 Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

  

Собери слово

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.

Например, тема урока "Глагол".

– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".

Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

 

Ситуация  «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

  

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например,  тему урока  "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов:  луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9».

 

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока "Насекомые".

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

 

 Домысливание

1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать  увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке  русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему:

 2) Предлагается тема урока и слова - "помощники":

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

Проверим…

  С помощью слов - "помощников" дети формулируют задачи урока.

3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение  над  рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

На уроке  русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –…

Читать – читал – читаю –…

  4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)*10

24*(16 –  4 * 2)

(42 – 12 + 5)*7

8 * (7 – 2 * 3)

  

  Проблема предыдущего урока

  В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

  Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Цукерман Г.А.  говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности.

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универс...

Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обу...

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Планета Знаний» на уроках в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний». Реализация требований ФГОС в УМК «Пла...

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Начальная школа XXI века»

В настоящее  время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учит...

Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»

Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»https://yadi.sk/i/1CM-PYb6sbyqN...