Внеурочная деятельность программа "Я - исследователь"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Захарова Оксана Александровна

Пояснительная записка

        Рабочая программа по курсу «Я -  исследователь» составлена на основе Базисного учебного плана ФГОС, Программы формирования УУД, Программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова в соответствии  с Учебным планом МБОУ СОШ №3 ( приказ МБОУ СОШ №3 «Об утверждении учебного плана на 2010-2011 учебный год» от 25.08.2010 № 03-135) и СанПиН («Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утверждёнными Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированными в Минюсте РФ 05.12.2002 №3997).

         Программа рассчитана на 66 часов за год при недельной нагрузке 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Пояснительная записка

                Рабочая программа по курсу «Я -  исследователь» составлена на основе Базисного учебного плана ФГОС, Программы формирования УУД, Программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова в соответствии  с Учебным планом МБОУ СОШ №3 ( приказ МБОУ СОШ №3 «Об утверждении учебного плана на 2010-2011 учебный год» от 25.08.2010 № 03-135) и СанПиН («Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утверждёнными Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированными в Минюсте РФ 05.12.2002 №3997).

        Программа рассчитана на 66 часов за год при недельной нагрузке 2 часа в неделю.

Учебно – методическая литература

  • Методика исследовательского обучения младших школьников  А. И. Савенков. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2006.
  • Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для дошкольников. – Самара. Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.
  • Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара. Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2008г.

        

Цель программы

Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  • Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста

           умений и навыков исследовательского поиска.

  •         Формирование у младших школьников представлений об исследовании как ведущем способе учебной деятельности.

Формы и методы проведения занятийбеседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

ОСНОВНЫЕ    РАЗДЕЛЫ     ПРОГРАММЫ

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

видеть проблемы;

  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

   

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

 Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Основные особенности программы первого класса

         Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

          Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований.  Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

     

Содержание занятий в первом классе

Подпрограмма  «Тренинг» (28ч.)

 Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (24ч.)

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма  «Мониторинг» (14ч.)

           4 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 6 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 4 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских  работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

Этапы работы по программе:

  • 1 год работы. Репродуктивный уровень. Работа организуется через выполнение предлагаемых заданий и ответы на следующие вопросы:

                    -  Что такое исследование?

                    - Кто такие исследователи?

                    - Как получать информацию?

                    - Как задавать вопросы?

                    - Как научиться выделять главное и второстепенное?

Учебно – тематический план

1 класс

        

Тема

Количество часов

Тренинг.

28ч.

1-4

Что такое исследование.

4

5-8

Наблюдение и наблюдательность.

4

9-10

Что такое эксперимент.

2

11-12

Учимся вырабатывать гипотезы.

2

13-14

Знакомство с логикой.

2

15-17

Как задавать вопросы.

3

18-19

Учимся выделять главное и второстепенное.

2

20-21

Как делать схемы.

2

22-23

Как работать с книгой.

2

24-25

Что такое парадоксы.

2

26-27

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

2

28  

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

Исследовательская практика.

24ч.

29-32

Тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

4

33-36

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

4

37-40

Экспресс-  исследования.

4

41

Семинар по итогам экскурсии.

1

42-47

Коллективные игры – исследования.

6

48-49

Коллекционирование.

2

50

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

1

51-52

Сообщения о своих коллекциях.

2

Мониторинг.

14ч.

53-56

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

4

57-62

Мини – конференция по итогам собственных исследований.

6

63-66

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

4

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

 основные особенности проведения исследований разных видов;

 методы исследования;

 правила выбора темы и объекта исследования;

 основные логические операции, их отличительные особенности;

  • правила успешной презентации работы.            

Обучающийся будет уметь:

  1.  классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять план действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. составлять задания по предложенной теме;
  8. проводить самоконтроль.
  9. презентовать свою работу.

Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:

 без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

 работать в коллективе, группе;

 презентовать работу перед аудиторией.

Предполагаемые результаты развития УУД

Результат

УУД

1.Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие  осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

2.Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований

Познавательные

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования  умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных  изображений в любых учебных предметах.

3.Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске

Регулятивные

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия

4.Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Личностные

Положительная динамика детского отношения к процессу познания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь"

Программа по внеурочной деятельности " Я -исследователь"...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...