Мастер - класс по теме "Критическое мышление"
консультация на тему

Моисеевских Лариса Васильевна

Развитие критического мышления посредством чтения и письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_moy.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

на тему: «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»

1 слайд. Девиз. Те, кто по- настоящему умеют думать, знают зачем им это нужно…( Дайна Халперт)кластер

- Как вы думаете, какова тема моего мастер- класса? 2 слайд

- Совершенно верно.

 Приветствую   всех тех, кто знает о технологии  «Развития критического мышления»,

-Тех, кто не слышал об этой технологии,

-Тех, кто хотел бы узнать о технологии «Развитие критического мышления »

-Развитие критического мышления это одна из технологий , соответствующих требованиям стандартов второго поколения.

3 слайд

- Как вы думаете, а что такое критика? (Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.   С.И. Ожегов)

- А что такое мышление?

Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и

опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

- Сами авторы (американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер )технологии считают так::

Думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не

Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.

- И, наверное, будем считать достигнутой цель мастер-класса, если наряду с ответами, у вас возникнут новые вопросы.

- Для разминки давайте обсудим одно утверждение из книги «Развитие критического мышления на уроке» и я вас попрошу просигналить поднятой рукой, если вы будете  согласны с данными утверждениями.

1. Ученик не должен делать ошибок.

2. Учитель знает, как и что должен отвечать ученик.

3. Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на уроке.

4. На вопрос, поставленный преподавателем всегда должен быть ответ.

-Я вижу, присутствуют профессионалы своего дела. Никто не согласился с утверждениями. И теория развития критического мышления (КМ) также подтверждает эти стереотипы.

- Итак, постараемся систематизировать наши имеющиеся знания и ответить на вопрос , что же такое критическое мышление (КМ)?

Первая стадия данной технологии – это стадия вызова. Она призывает вызвать интерес к изучаемой теме и замотивировать  учащихся на изучение материала.

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас  возникают, когда вы слышите словосочетание – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?    (Запись слов на доске)

        ( Творчество, нестандартное мышление, любознательность, сознательность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения)

Далее, интересно утвердится в своём мнении или узнать, что же такое критическое мышление (КМ) и мы плавно переходим к стадии осмысления.

На данной стадии мы используем приём  ИНСЕРТ –  маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.

 Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться,  внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое

- Предлагаю прочитать вам текст и  во  время чтения  использовать  систему маркировки, включая следующие значки

V - если это уже знали;

+ - если информация новая;

- - если думали иначе и не согласны;

? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.

- Вы можете работать в парах, группах, а можете индивидуально, как пожелаете.

(Выполняется работа – чтение текста с пометками)

После чтения текста

- Вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.

- Что стало новым, что узнали? Против каких предложений вы поставили знак «+»?

- Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?

- Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось новое ещё узнать?

- Поздравляю, раз у вас появились вопросы после прочитанного, значит вы уже начали мыслить критически.

Следующим этапом может стать заполнение таблицы – инсерт, когда ученики вписывают утверждения в определённые графы, соответствующие значкам.

V

+

?

я это знал(а)

новое для меня

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально.  Данный приём позволяет зрительно увидеть столкновение  старых знаний  с новыми.

- И теперь, мы плавно переходим в следующую стадию – стадию рефлексии. Один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать новые полученные знания- это кластер- рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово( идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи ( слова, рисунки), как- то с ним связанные.

- А теперь, предлагаю вернуться к выбранным табличкам и  критически отнестись к тем ассоциациям, которые возникли вначале, когда вы услышали словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

- Что-то добавим?

- А может быть, что- то и уберём?

- Если сейчас данные понятия соединим в одно единое целое , то получится несложный по структуре кластер. ( попробуйте собрать на месте ).

Следующий прием,  который  тоже можно использовать на данной стадии – это синквейн.

 Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания,

- научить излагать сложные понятия в краткой форме.

- Что такое синквейн? В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Познакомимся с правилами.

Приведу пример    детского синквейна .

1 строка – Учитель

2 строка- добрый, хороший.

3 строка – учит, играет, показывает

4 строка – учитель мастер на все руки

5 строка –Друг..

- А я вам предлагаю составить синквейн, посвящённый форме нашего конкурсного испытания. Итак, тема «Мастер-класс»

Проверка снквейнов, составленных учителями

- А вот, то что получилось у меня

1 строка – Мастер-класс

2строка – Востребованный, познавательный

3 строка – Учит, мотивирует, задаёт вопросы

4 строка- Мастер-класс не показывают, а проводят

5 строка – Мастерство

- Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии критического мышления.

- Благодарю за участие. Надеюсь , что я кого-то заинтересовала  этой технологией КМ, т.к. она  применима на всех ступенях обучения .

– Занятие окончено. Желаю вам творческих успехов.

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...

Мастер класс "Технология критического мышления"

В этой работе рассказывает о технологии критического мышления у мл.школьников. Привожу конкретные примеры. Выступала с этим материалом на областном семинаре и в Академии повышения квалификации....

Мастер - класс "Технологии критического мышления в начальной школе"

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющег...

Мастер - класс "Технология критического мышления средство формирования смыслового чтения"

Обучение смысловому чтению в условиях внедрения ФГОС представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного,  анализ материала, сравнение его отдель...

Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...

Мастер - класс «Технология критического мышления на уроках в начальной школе.»

Данный мастер класс раскрывает сущность технологии критического мышления....

Мастер-класс "Формирование самостоятельности мышления на уроках чтения в 1 классе"

Данная презентация поможет учителям проводить работу по развитию самостоятельности мышления у первоклассников....