Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр
методическая разработка по теме

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. 

Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки, метафоры.

В своей презентации показала цели, задачи, развития креативного мышления, способы решения данной проблемы на примерах составления загадок, метафор, развивающих игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt491 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc30 КБ
Microsoft Office document icon buklet_na_master_klass.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Слайд 2

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Слайд 3

Креативные способности учащихся Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности .

Слайд 4

ТРИЗ (теория изобретательских задач) дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. «Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ утверждает, что творческое воображение возможно нужно развивать, особенно у детей

Слайд 5

Игра – самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках.

Слайд 6

Плюсами игровой формы являются 1.Реальность ситуации 2. Вовлеченность участников. Дух соревнования 3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им). 4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения

Слайд 7

Развивать ассоциативное мышление Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко для детей младшего школьного возраста.. Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их. Пути решения

Слайд 8

Развитие ассоциативного мышления. Цель: - приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений; -развивать связную речь, воображение.

Слайд 9

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « компьютерная мышь » и « солнце ». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.

Слайд 10

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « огонь » и « заяц ». ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

Слайд 11

Алгоритм составления загадок Выбрать объект На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения) Что такое же? Что делает? Кто делает так же? Чем отличается? Вставить слова «Как», « но не», «а не» Прочитать загадку

Слайд 12

репейник Как Но не Колючий,как ёж, Лохматый, как собака, Приставучий, но не смола. еж собака смола колючий лохматый приставучий

Слайд 13

НО НЕ Свеча тает Светит капает лампа снег дождь Светит, но не лампа, Тает, но не снег, Капает, но не дождь.

Слайд 14

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Слайд 15

Алгоритм составления метафор

Слайд 16

1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. холодильник 2.морозит 3.айсберг 4.в доме 5.холодильник- домашний айсберг

Слайд 17

Следующее направление ТРИЗа — знакомство детей с противоречиями На тризовском языке это звучит так: противоречие-наличие двух противоречивых качеств в одном объекте , когда наличие одного свойства исключает возможность другого, например: солнце-это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Или один говорит: «драться плохо - сделаешь больно», другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать . Как? Например « Как перенести воду в решете?»

Слайд 18

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.

Слайд 19

Понятие «Противоречие» Цель: -Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь; -Развивать связную речь, воображение.

Слайд 20

Работа в группах -Составление ассоциативной цепочки « Лифт и строительная каска» -Составление загадки -Составление метафоры «Люстра» -Игра «Суд»

Слайд 21

Заключение На основе приемов ТРИЗа можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления. Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.

Слайд 22

- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. - Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.

Слайд 23

- Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с. - Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. - М.: Изд. дoм "Вoстoк", 2001. - 81 с.

Слайд 24

Использованы материалы сайтов: www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm www.sad4.trg.ru/p38aa1.html http://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm http : //www.trizway.com/art/primary/196.html www.trizminsk.org/e/23105.htm www.trisland.ru http : summerscamp.ru/index.php5/ www.altshuller.ru http : //www.trizland.ru/trizba.php ? id=1 http://www.natm.ru/triz



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр».

Конспект составлен учителем начальных классов

Пряхиной Татьяной Васильевной

МОУ СОШ № 3 г.Кыштыма.

Мастер-класс был проведён на городском семинаре

и рассчитан на 20 минут.

В начальной школе крайне важна мотивация детей. Использование развивающих игр, методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей учебным процессом, но и помогает учащимся прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять как на уроках,

так и в жизни.

МОУ  СОШ № 3 г. Кыштым, учитель Пряхина  Татьяна Васильевна.

Мастер- класс

«Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр»

Кыштым            2011

Нередко слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии увидеть на небе облака в виде собаки, птицы. И тут же звучит объяснение, что одному дано, а другому нет.

 Однако  ученые не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня.

Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня психологи, учителя.

  Специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения

  Педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют. Прививая детям вкус к творчеству, они, однако, не дают осознанных инструментов для творчества

  Так как же  развивать творческое мышление?   Я на уроках использую элементы ТРИЗа

 

Игра «Теремок» На что похож предмет?

в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.

Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности.

Ведущий называет предмет или явление, а играющие приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:

в пространстве : глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь.

во времени : утро – восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т.д.

б) Ассоциации по подобию: Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)

Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник

Выполняющие подобную работу: утюг –расческа, бульдозер.

Прекрасно развиваем ассоциативное  мышление, когда составляем загадки, метафоры

 Формируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести…и воды не должно быть, т.к. в решете ее не перенести- вытечет.

Разрешить противоречие можно, превратить воду в лед.

 

Работа в группах

Формируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, т.к. она вытечет.

Разрешить противоречие можно-  превратить воду в лед.



Предварительный просмотр:

Алгоритм

составления загадок

С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.

а) По признакам

На доске заранее начерчена таблица КАКОЙ?                ЧТО ТАКОЕ ЖЕ ?

1) выбрать объект (например, динозавр)

2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? – страшный, опасный, дикий, огромный и т.д.)

3) заполнить правую часть таблицы «Что такое же? (Страшным может быть привидение, опасным может быть огонь, дикими могут быть кабаны, огромным можно назвать небо ….).

4) вставить слова – связки «…но не».

5) прочитать готовую загадку по таблице КАКОЙ?

ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

Страшный, но не привидение,

Опасный, но не огонь,

Дикий, но не кабан,

Огромный, но не небо.

б) Последовательность сочинения загадок по действиям:

1) выбрать объект;

2) придумать какие действия он выполняет;

3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;

4) вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.

Что делает? Какой объект делает так же

Алгоритм составления метафор

  • 1. Выбрать объект
  • 2.Что делает?
  • 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
  • 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие)
  • 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора
  • дождь
  • льёт
  • слёзы
  • небо
  • дождь- небесные         слезы                                

Развитие креативного мышления учащихся

с помощью развивающих игр

Составитель: учитель начальных  классов

Пряхина Т. В.

МОУ СОШ № 3

2011г.

Развитие ассоциативного мышления

Цель:

-приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, борьбы с психологической инерцией.

-расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости

Игра «Теремок»

На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для «приобретения билетов в сказочную страну» ( или на машину времени , или в страны Загадок,. Сказок).

В теремке живет ….Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.

Например, в теремке поселился мел.

Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.

Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности.

Ведущий называет предмет или явление, а играющие приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:

в пространстве: глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь.

во времени: утро – восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т.д.

б) Ассоциации по подобию: Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

8. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

9. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

10. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

 

Вызывающие такие же эмоции:

 радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник

Выполняющие подобную работу: утюг –расческа, бульдозер.

в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты)

экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга.

«ПРОТИВОРЕЧИЕ  

 Игра «Спор».

Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия.

Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специальными снарядами, т.к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...

Презентация мастер-класса "Развитие креативного мышления"

Презентация мастер-класса "Развитие креативного мышления" знакомит с различными приёмами развития креативного мышления обучающихся....

Мастер-класс «Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр».

В начальной школе крайне важна мотивация детей. Использование развивающих игр, методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей учебным процессом, но и помогает учащимся прочно овладе...

Мастер-класс «Развитие креативного мышления у младших школьников»

Цель: Повышение мотивации педагогов к развитию креативного мышления у младших школьников.Задачи: Познакомить участников с приемами для развития творческого мышления...

Мастер-класс «Развитие креативного мышления в начальной школе»

Мастер-класс  «Развитие креативного мышления в начальной школе»...

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»...