Мастер-класс «Развитие креативного мышления у младших школьников»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Злобина Ольга Анатольевна

Цель: Повышение мотивации педагогов к развитию креативного мышления у младших школьников.

Задачи:

  • Познакомить участников с приемами для развития творческого мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost_master-klass.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Злобина Ольга Анатольевна

                                                               учитель начальных классов

                                             МАОУ СОШ №21

Мастер-класс «Развитие креативного мышления у младших школьников»

Цель: Повышение мотивации педагогов к развитию креативного мышления у младших школьников.

Задачи:

  • Познакомить участников с приемами для развития творческого мышления 

          Позвольте представиться.  Меня зовут Злобина Ольга Анатольевна, я учитель начальных классов СОШ 21.

Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло время изменить подход к обучению.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, вы вкладываете в его будущее. Только творчески мыслящий человек достигает огромных результатов в любой сфере. Творческий подход нужен везде в жизни, работе, взаимоотношениях, в любви.

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Постараюсь показать такие задания, через которые формируются коммуникативные и регулятивные УУД.

Рассмотрим приемы творческого мышления.

1. Подумайте, что может произойти, если:

". дождь будет идти не переставая"

". люди научатся летать, как птицы"

". собаки начнут разговаривать человеческим голосом"

". оживут все сказочные герои"

". из водопроводного крана польется апельсиновый сок"

2. Хорошо – плохо

Предлагаю сказочный объект, вам нужно дать противоположную оценку. Например, Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадет. Но она может быть хорошей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.

3. Подберите нужные слова

Подберите сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.)Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

4. На что это похоже?

Ребёнку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Такое задание можно выполнять очень долго. Главное — результат.

5. Игра «Придумай причину»

Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы после этого принять правильное решение.

Например: «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая). Можно называть как реальные версии («Попугайчик залетел в открытую форточку»«Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу», так и фантастические («Этот попугайчик улетел с НЛО, когда пришельцы приземлились ночью около нашего дома», «Это волшебный попугайчик, который может превращаться в разные предметы. Вечером он был чайником, а когда все ушли, прыгнул на стол и стал прогуливаться, ожидая нашего прихода»). За каждый новый вариант игрок получает балл, в конце игры подсчитывается количество заработанных баллов и определяется победитель.

6. Пофантазируйте

Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:

Удлинить у человека руки?

Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.

Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.

Удлинить нос?

Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.

Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.

7. Игра «Словотворчество»

Придумайте новые слова - синонимы в парах:

Холодильник -? (самоохладитель)

Печка -? (самогрелка)

Карандаш -? (автописалка)

8. Решение частично-поисковых задач.

Цель:способствовать развитию детской фантазии, умению мыслить нестандартно, через индивидуальное восприятие мира.

Волшебный конверт. 

Из конверта взять фразу и закончить её.

  •  Я словно муравей, потому, что …
  • Я чувствую, что я кусочек тающего льда, если…
  • Я превращаюсь в тигра, когда …
  • Я бываю роботом, когда …
  • Я весёлая песенка, когда …
  • Я лампочка, если…

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло… Другой добро… Маленький индеец задумался…

-Перед вами лежат листочки с разными качествами

Лень

Нерешительность

Любовь

Упорство

Верность

Целеустремленность

Жадность

Упрямство

        Выберите те качества, которые вам чужды, не нужны. Прочитаем их.

Скомкаем и выбросим в мусорное ведро. Этот прием так и называется, мусорное ведро.

Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и  поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы сможете использовать данный материал на своих уроках.

Литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
  2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
  4. Болотов В.А., Сериков В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», «Педагогика № 10, 2003
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  7. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. – М.: «ИП РАН», 1997.
  8. Деятельностный  метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/авт.- сост. И.Н.Корбакова, л.В.Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению. М. ИМАТОН, 1999.
  10. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
  11. Криволапова Н.А. внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. – М.: Просвещение,2012.
  12. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. / / Психологический журнал. 2000, том 21, N2 5
  13. Матюшкин А. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С Полат - М., 2000
  15. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
  16. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3.
  17. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.: ил.
  18. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  19. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. - №4.
  20. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
  21. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. – 69с.
  22. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  23. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.
  24. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
  25. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
  26. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта +, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышление у младших школьников на уроке русского языка

В данной статье описаны формы работы по развитию креативного мышления на уроке  русского языка. Его значимость в процессе обучения и способы формирования....

01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...

Мастер- класс «Технология развития критического мышления младших школьников».

Основная цель моей педагогической деятельности- помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В связи с этой целью я поставила перед собой такие задачи: ...

Мастер-класс по развитию креативного мышления

Мастер-класс по развитию креативного мышления...

«Развитие креативного мышления у младших школьников»

Методические рекомендации являются частью системы учебно-методических материалов по формированию креативного мышления учащихся начальных классов. Разработка материалов осуществлена по личному опыту с ...

Развитие креативного мышления у младших школьников

Развитию креативного мышления младших школьников способствует решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако, тут важно быть готовым прийти на помощь ребенку, подвести его к решению, чтобы ...