Развитие креативного мышление у младших школьников на уроке русского языка
статья (1 класс) на тему

Андреяшина Яна Вячеславовна

В данной статье описаны формы работы по развитию креативного мышления на уроке  русского языка. Его значимость в процессе обучения и способы формирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие креативного мышления у младших школьников на уроке русского языка.

Андреяшина Яна Вячеславовна, учитель начальных классов.

Развитие креативного мышления на сегодняшний день становится актуальным вопросом. С введением ФГОС НОО программа предполагает развитие у учащихся творческих способностей, видеть обычное в другом ракурсе, мыслить и находить новые  необычные и интересные идеи.

Многие педагоги задаются вопросом: «Как же развивать креативное мышление?» Развитие креативного мышление процесс не одномоментный, он требует больших усилий и систематической работы на всех этапах обучения.

Креативное мышление — это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые,более эффективные пути достижения поставленных целей.

Для развития креативного мышления своих учащихся на уроке русского языка я использую нестандартные методы и упражнения. Стараюсь побудить  учащихся подходить творчески к выполнению упражнений, нестандартно мыслить, рассуждать.

Мои основные задачи для достижения развития креативности для учащихся младших классов:

  • разработка системы грамматических заданий по русскому языку, предполагающая нескольких подходов в работе, например, абстрактно-образного и логического;
  • развитие у учащихся фонематического слуха;
  • формирование у учащихся связной грамотной речи;
  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся;
  • создание творческой атмосфере в классе;
  • поддержка словарной активности на уроке.

На уроках русского языка в начальной школе я использую следующие формы работы:

  1. Игра. Игра является одним из способов успешного усвоения материала. Это одно из уникальных форм работы, позволяет сделать работу интересной и увлекательной на творческо-поисковом уровне. Игра позволяет скрасить положительными эмоциями монотонность по запоминанию и усвоению информации. Способствует усвоению знаний в новой интересной и необычной ситуации.

Игра «Угадай слово».

- Назови букву, которая в алфавите стоит между буквами «Й» и «Л».

  • Какие звуки на листе мы помечаем этой буквой?
  • Назовите словарные слова, которые отвечают на вопрос "кто"? или "что"?, у которых есть звук [К] или [К'].
  • Я задумала слово: оно начинается из звука [К], в нем три составы, безударный звук "А" в первом составе. Отгадайте, что это за слово? (корова).
    Дети хором говорят его орфографически. Потом, опираясь на вопрос учителя, складывают с данным словом предложение по схеме.
    Корова Зорька дает бабушке вкусное молоко.


Игра «Поиск общего»

  • Прочитайте пару слов. Найдите общие признаки. Сложите предложение.

Карандаш — тетрадь

молоко — компот

газета — календарь

само течение - машина

Для детей, в которых достаточно хорошо сформирован навык чтения, предлагаем анаграммы и попросим найти не только общие признаки, но и отличия.

  1. Создание игровых ситуаций. Школьное обучение сводится к выполнению нескольких интеллектуальных операций: запоминание материала, сравнение, доказательство, вывод, обобщение и построение таблиц. Но задача креативного мышления - научить ребенка по-разному смотреть на одно и то же, уметь найти ответ на нестандартные вопросы, соотнести имеющиеся знания с поставленными вопросами, видеть что-то необычное в привычном и знакомом, ассоциировать и видеть связь между обычными предметами и явлениями.

Например:

  • Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с буквы м.
  • Придумать предложения, состоящие из 4 слов, каждое из которых начинается на буквы т, м, о, к. 
  • Придумать предложение, каждое слово которого бы включало ОРО. (Вот сторожила дорогого поросенка в огороде. Бородатый король торопливо воровал замороженный горох. Дорогуша королевна бороздила огород коромыслом. Сорока, ворона и воробей породнились морозной порой.)

Работа над созданием подобных предложений доставляет детям большую радость и так захватывает их, что они продолжают эту работу дома, втягивая в нее своих родителей и друзей. Стоит ли говорить, что отработка этой темы проходит легко и дети впоследствии не допускают ошибок в таких словарных словах,  как ворона, сорока, горох и т.д. Аналогично можно проводить работу, сопоставляя слова сел и съел. Очень удачным примером является следующее предложение: Мыши сели под ели, корни они им подъели.

  • Найти как можно больше прилагательных для слов торг,  дождь, стол, учитель, ученик. На первой стадии работы торт был просто вкусный, а стол деревянный. После нескольких тренировочных занятий дети уже придумывали по 20 и более прилагательных к этим словам. (Стол может быть и кривоногим, и изящным, и назойливым, и величественным, и неприступным, и даже трудолюбивым. А дождь бывает назойливый, неприкаянный, отчаянный, тупой, грустный, солнечный, сухощавый.)
  1. Игры со слова. Эта форма работы развивает креативное мышление учащихся. Дети сопоставляют признаки предметов, действий, объектов. Выполняются несколько интеллектуальных операций: воспроизведение ранее известных признаков, сопоставление, сравнение, доказательство, выводы.

Например:

  • Задается определенное слово, необходимо подобрать противоположное по значению (антоним): добрый — злой, сухой — мокрый, чёрный — белый, большой — маленький, толстый — тонкий, высокий — низкий, старый — молодой, красивый — ужасный, теплый — холодный.
  • Задается определенное слово, необходимо подобрать близкое по значению (синоним): красивый — прекрасный, работать — трудится, огромный — большой, низкий — маленький, страшный — некрасивый, морозный — холодный.

В данной статье описаны одни из основных форм работы применяемых мной на уроках русского языка в младших классах для развитие креативного мышления. Осуществляемая на данных принципах работа ведется мною круглогодично и систематически. Дети — такие создания, которых легко научить чему — либо, но для этого необходимо вызвать у них интерес, заинтересовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....

развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Содержит статью о развитии орфографической зоркости у младших школьников...