Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Жигулина Наталья Павловна

 

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов), утверждённая  МО  РФ  Москва, 2008 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.rar26.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

  города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Батурина Е. А.

Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР МАОУ «СОШ №16» г. Губкин

_____________ Курчина Е. В.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №16»

г. Губкин

 _____________Гаврилова Р. П.

Приказ № ___от «___»__2013 г.

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

3 «А» класс

2013-2014 учебный год

УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель:

 Жигулина Наталья Павловна

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов), утверждённая  МО  РФ  Москва, 2008

В соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.

Одним из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации является постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровья условиях.

В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Реализация программы позволит:

  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы.

В «Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану» (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю».

Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».

Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1—4 классов. Она позволяет с учетом доминирующих в определенных регионах социальных факторов, уровня материального благополучия в семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в данном городе, районе, конкретной школе, целей обучения, дополнительный материал по основам безопасности жизни, расширяющий содержание базового курса.

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания и практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».

Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

•        работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

•        изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

В зависимости от решения администрации образовательного учреждения данная программа может быть интегрирована в курс «Окружающий мир» либо изучаться как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

В начальной школе преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется за счет времени регионального компонента из расчета 1 часа в неделю  во 2-4  классах.

Образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-4 классах рекомендуется осуществлять по программе, составленной творческой группой авторов: Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т. Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова - М.: «Просвещение» 2006г.).

Программа рассчитана на 32 часа в год, 1 час в неделю.

В авторскую программу внесены изменении,  т.к. годовой календарный график рассчитан на 35 недель, то авторская программа составлена из расчета 35 часов.  Добавлено 3 часа: 2 часа в раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» и 1 на резервный урок.  

Распределение учебного времени по четвертям:

1 четверть – 9 ч.                             3 четверть – 9 ч.

2 четверть – 7 ч.                             4 четверть –8 ч. Изменения в программу внесены. 1 часа выходит на каникулярный день, поэтому уплотнены уроки по теме:« Защита человека в чрезвычайных ситуациях».

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

 Учебно-методический комплект:

Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4  классы учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В Ижевский., Н.В. Иванова..– 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-192 с.: ил.

Формы и средства контроля: устные сообщения, презентации, тестовые задания, карточки, самостоятельные работы, творческие проекты.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • правило движения пешеходов по дорогам, различать право – и левостороннее движение;
  • виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского  транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
  • правило движения пешеходов по загородной дороге;
  • обязанности пассажиров. Правило посадки в транспортное средство и высадки из него;
  • правило поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
  • меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
  • признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
  • правило обеспечения сохранности личных вещей;
  • особенности поведения с незнакомыми людьми;
  • как оповещают населения о чрезвычайных ситуациях;
  • о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
  • ураган, буря, смерч (примеры, последствия)
  • лесной пожар. Действия по его предупреждению.

                               К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • переходить дорогу, перекрёсток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями
  • транспортных средств;
  • оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги, тормозной путь;
  • правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
  • двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
  • правильно вести себя при возникновении пожаров в общественных местах или в общественном транспорте;
  • разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
  • соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами,
  • печным отоплением;
  • оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
  • действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

Календарно – тематический план

п/п

   Наименование

 раздела (блока), темы

Часы учебного

 времени

Плановые сроки проведения

Характеристика деятельности учащихся

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

 правила поведения учащихся. 

25ч

07.09 – 22.03

Самостоятельная познавательная деятельность, основанная на получении знаний из различных источников информации

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

10 ч.

07.09 – 16.11

Классифицировать транспортные средства по назначению, габаритам. Показать стереотипы безопасного поведения на дороге.

1.2

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

3 ч

23.11 – 07.12

Отработка навыка анализа возможных ситуаций и адекватного поведения в таких ситуациях.

1.3

Безопасное поведение дома

6 ч

14.12 – 01.02

Отработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни.

1.4

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

6 ч

08.02 – 22.03

Накопление социального опыта школьника, осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.

2

Основы медицинских знаний и оказание первой

медицинской помощи

1 ч +2 ч.

05.04 – 19.04

Накопление социального опыта школьника, осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации

3

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6 ч.

26.04 – 31.05

Классификация ЧС. Отработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в случае возникновения ЧС.

Итого:      

34

Содержание учебного курса

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1.1. Безопасное поведение на дорогах

      Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение

Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки. Их виды.

Переходим дорогу, перекрёсток. Сигналы светофора и регулировщика.

Виды транспортных средств. Специальное транспортное средство. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.

1.2. Мы – пассажиры.

      Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.

1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

      Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожаров в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.

      Возникновение пожаров в общественном транспорте, правила поведения.

1.4. Безопасное поведение дома

      Лифт – наш домашний транспорт

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

1.5. Безопасное поведение  в ситуациях криминогенного характера.

      Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа по телефону).

Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами.

     Отравление. Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

3.1. Чрезвычайные ситуации

     Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнение. Их последствия, мероприятия по защите.

 Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

     Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях

             Оборудование: компьютер, экран, презентации, учебные диски: «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы». В трёх частях.

Обучающие мультипликационные фильмы «Спасик и его команда»

Учебно-методические средства обучения:

Литература:

1. Концепция и  программы для начальных классов. В двух частях. Ч. 2 / Е. В. Алексенко, Л. П. Анастасова, В. Г. Горячев и др. – 2 –е издание. – М. : Просвещение, 2008. – 207 с.

Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4  классы учеб. для

общеобразоват. Учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В Ижевский., Н.В. Иванова..– 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-192 с.: ил.

2. Комплект плакатов 

  1. Поведение при пожаре
  2. Правила дорожного движения
  3. Правила пожарной безопасности
  4. Правила личной безопасности
  5. Один дома
  6. Умей действовать при пожаре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности движения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАпо _Основам безопасности движенияАвторская адаптационная разработка программы «Зелёный свет» в стадии апробации. Автор Мышкина И.Д....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое  планирование, материально-тех...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности   составлена в соответствии с требованиями  Федерального  закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фед...

рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Анастасовой Л.П., Ижевским П.В., Ивановой Н.В....

Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.

Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде....

Программа кружока «Основы безопасности жизнедеятельности» руководитель:

Программа экологического кружка «Основы безопасности жизнедеятельности», 1-4 класс  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.В программе раскрывают...