Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс) на тему

Матыскина Наталья Владимировна

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umniki_i_umnitsy.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества «Радуга»

Согласовано:                                                                Утверждена приказом директора

научно-методический совет                                  МБОУ ДОД «ДДТ «Радуга» №____

«____»_____________ 2012 г.        «____»______________ 2012 г.

                                                                     Директор ____________ Л.Н. Кодина

Образовательная программа

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Срок реализации 1 год

Возраст детей 7 – 8 лет

Педагог дополнительного образования

           Матыскина Н.В.

г. Курган

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….3

2. Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………………….9

3. Содержание программы……………………………………………………………………………………………… ..10

4. Методическое обеспечение программы………………………………………………………………… .13

5. Литература………………………………………………………………………………………………………………………….14

Пояснительная записка

         Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В образовательных стандартах внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся. Образовательное учреждение должно организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор вида и формы внеурочной деятельности.

          Данная программа дополнительного образования составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития российских школьников и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов. Особенностью программы является занимательность предлагаемого материала по форме и содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования.

         Актуальность выбора данной программы определена тем, что у детей 7-8 лет необходимо развивать мышление, память, устойчивость и концентрацию внимания, наблюдательность, воображение, быстроту реакции для успешного обучения в школе и полноценного усвоения знаний.

Исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, используя те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Дети любознательны и полны желания получать новую информацию. На уроках идёт усвоение конкретного учебного материала: терминов, понятий, фактов. Очень мало времени остаётся на дополнительный материал и игры с повышенным уровнем сложности. Программа «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

          Главная цель программы дополнительного образования – развитие  познавательных способностей обучающихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

  • развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формировать навыки творческого мышления и развивать умение решать нестандартные задачи;
  • развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся;
  • формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

          Данная образовательная программа имеет срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст детей  7 – 8 лет. Количество детей в группе – 15 человек.

Формы занятий: игры, соревнования, беседы, викторины, КВН, марафоны, конкурсы.

Формы работы 

          В проведении занятий используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы, работа в парах.

Формы подведения итогов:

  • участие в школьных олимпиадах;
  • участие в интеллектуальных играх среди обучающихся начальной школы;
  • конкурс эрудитов.

          В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематические занятия, построенные на таком разнообразном неучебном материале, создают благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

          Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей.

В программе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Все задания условно можно разбить на несколько групп: 

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

          Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Планируемые результаты реализации образовательной программы

 «Умники и умницы»:

Личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
  • Организовывать собственную деятельность. 
  • Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных и  схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

к концу первого года обучения  ученик научится:

- чётко ориентироваться в пространстве;

- владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений,  различать звуки речи;

- правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

- использовать в речи изученные слова и выражения;

- находить и выделять признаки предметов;

- узнавать предметы, явления по их признакам;

- выделять черты сходства и отличия;

- владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Ученик получит возможность научиться: 

- решать несложные логические задачи;

- давать описание предметов, явлений по их признакам;

- выявлять закономерности;

- определять последовательность событий;

- правильно строить предложения.

Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Входной, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

1

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

20

20

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

14

14

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

18

18

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

20

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

14

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

21

21

Развитие восприятия и наблюдательности. Развитие мышления.

8

8

Интеллектуальные марафоны.

12

2

10

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года. Конкурс эрудитов.

3

1

2

132

4

128

Содержание программы

1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) (2 ч)

Теория. Знакомство обучающихся с содержанием программы. Правила выполнения графических диктантов.

Практика. Выявление уровня развития познавательных процессов (входной тест). Графический диктант.

2. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления (20 ч)

Практика. Игры, направленные на развитие произвольного внимания детей, концентрации и объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения: «Будь внимателен!», «Найди отличия», «А ну-ка, отыщи!», «Послушай и ответь», «Что изменилось?», «Кто быстрее?», «Зоркий глаз», «Перепутанные линии», «Найди картинку», «Кто что поймал?». Лабиринты. Задачи-шутки. Отгадывание ребусов. Графические диктанты.

             Подвижные игры: «У кого мяч?», «Нос, пол, потолок», «Класс, внимание!», «Лесные игры», «Волшебное слово», «Зеваки», «Вверху – внизу», «Запрещённая цифра».

3. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления (14 ч)

Практика. Игры, направленные на развитие слуховой памяти: «Запоминаем пары слов», «Ответь на вопросы», «Что же он сказал?», «Собери слова в лукошко», «Угадай-ка!», «Лишний предмет», «Кто больше запомнит?», «Запомни, повтори». Заучивание весёлых стишков и потешек. Задачи на смекалку. Отгадывание кроссвордов. Графические диктанты.

             Подвижные игры: «Вернись на место», «Отгадай и напиши», «Урок арифметики»,  

4. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (18 ч)

Практика. Игры, направленные на развитие зрительной памяти: «Запомни фигуры и нарисуй», «Нарисуй по памяти», «Что изменилось?», «Зоркий глаз», «Глаз-фотограф», «Поиск», «Телеграфисты», «Чей предмет?». «Логические цепочки». Составление предметов из геометрических фигур. Штриховка в разных направлениях. Отгадывание загадок.  Графические диктанты.

             Подвижные игры: «Кто за кем?», «Добавь движение», «Кто что делал?», «Близкие знакомые», «Запомни движение», «Скопируй позы», «Разведчики».

5. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций (20 ч)  

Практика. Игры, направленные на развитие аналитических способностей: «Найди общее слово», «Поиск общего», «Четвёртый лишний», «Домино», «Исключи лишнее», «Волшебный магнит», «Лото», «Чужой», «Разложи по порядку», «Узнай предметы по описанию» (загадки), «Найди среди предметов два одинаковых», «Раздели на части», «Эхо», «Путаница». «Говорящие» головоломки. «Зашифрованные» слова.

             Анаграммы. Логические задачи. Составление сказки по опорам «Угадай-ка!». Группировка предметов по форме, цвету, размеру. Графические диктанты.

6. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу (14 ч)

Практика. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды;
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных.

     Логические игры со счётными палочками и спичками. Игры:    «Танграм», «Сочиняем сказку по кругу», «Мы – художники!», «Рисуем по клеточкам», «Разукрашка», «Незаконченные рисунки».                      Подвижные игры: «Угадай», «Упражнялка», «Представьте себе…», «Замри», «Придумай и покажи», «Отгадывай – показывай», «Поддержи огонь».

7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций (21 ч)

Практика. Игры, направленные на развитие логического мышления: «Догадайся!», «Найди закономерность», «Заполни пропуск», «Соединялки», «Что сначала? Что потом?», «Собери предметы в группы», «Придумываем предложения», «Кто это? Что это?», «Слова на заданную тему», «Что за сказка? Расшифруй!», «Узнай героя», «Ну и ну!», «Найди и исправь ошибку», «Кухонные принадлежности», «Закончи фразу по образцу», «Выбери пословицу», «Рассуждаем логически», «Расшифруй фразу», «Собери слово», «Отгадай зашифрованное слово», «Наборщик», «Путаница».

Криптограммы. «Магические» треугольники, квадраты. Ребусы. Логические задачи. Графические диктанты.

            Подвижные игры: «Классификация», «Рыбы, птицы, звери», «Весёлая олимпиада», «Буквы, цифры, слова – невидимки», «Кубики и кегли», «Собери аптечку», «Успей хлопнуть».

8. Развитие восприятия и наблюдательности. Развитие мышления (8 ч)

Практика. Игры, направленные на развитие восприятия: «Дорисуй узор», «Что общего между геометрическими фигурами?», «Что в свёртке?», «Взвесь в руках», «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Делим на части», «Определяем длину отрезка», «Зоркие глазки», «Развиваем наблюдательность», «Весёлый следопыт», «Что за картина?», «Самые наблюдательные», «Чей узор лучше?», «Закончи предложения». Графические диктанты.

            Подвижные игры: «Слушай команду», «Чей голос?», «К флажку», «Услышь своё имя», «Часовщики», «Ориентирование», «Зеркальное отражение», «Незаконченная картина», «Ногой по мячу».

9. Интеллектуальные марафоны (12 ч)

Теория. Беседа «Что такое интеллектуальный марафон?» Правила проведения марафонов.

Практика. Викторины. Задачи на смекалку. Головоломки. Загадки. Шарады. «Хитрые» вопросы.

10. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года. Конкурс эрудитов (3 ч)

Теория. Беседа «Кто такой эрудит?»

Практика. Выявление уровня развития познавательных процессов (итоговый тест). Конкурс эрудитов.

Методическое обеспечение программы

Материально-технические:

- материалы и приспособления, инвентарь для практических занятий;

- компьютер и медиапроектор;

- кабинет для аудиторных занятий;

- медицинская аптечка.

Организационные:

  • поддержание дисциплины;
  • соблюдение правил техники безопасности;
  • соблюдение режима проведения занятий;
  • создание дружного творческого коллектива.

Информационно-методические:

  • презентации к занятиям;
  • текст инструктажей по технике безопасности при проведении подвижных игр;
  • интернет-ресурсы;
  • методические пособия, разработки игр, сценарии для проведения конкурсов.

Кадровые:

  • руководитель кружка,
  • учитель физкультуры.

 Литература для педагога

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  • Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону. 2008г.
  • Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897].
  • Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей:  Методическое пособие. 1 класс. - М.: Издательство РОСТ, 2012г.
  • Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей:  Рабочие тетради в 2-х частях/О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. -  М.: Издательство РОСТ, 2012г.

Литература для обучающихся

  • Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей:  Рабочие тетради в 2-х частях/О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. -  М.: Издательство РОСТ, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса

В данной разработке предложена пояснительная записка, цели  и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

Программа составлена с помощью методического пособия О. Холодовой "Юным умникам и умницам"...