выступления
учебно-методический материал на тему

Самарева Надежда Валерьевна

Выступления на Педагогических советах, семинарах

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Ефремова

                  

                              «Формирование УУД,

а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.

Обучение быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда».

                                                                                Подготовила:

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           Самарева Надежда Валерьевна

             Ефремов 2013

  1. Потенциал  для развития универсальных учебных действий

       За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решении задач (проблем), учении, ориентированном на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, имеющим непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; проектной работе. По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

       Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

      Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.

Ребенок является субъектом процесса,  он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает регулятивные УУД. Заметим еще раз, что без участия части названных действий невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне.

Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

Для решения учебных задач ребенку и для работы в зоне его ближайшего развития учителю необходимо, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем. Из этого следует, что часть выше названных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и коммуникативные УУД.

  1. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

      нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание            

     усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных              

     ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросы: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

3. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы, знаково-символические действия (в том числе моделирование, преобразование модели).

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково -_символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4.Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов,

· разрешение конфликтов, управление поведением партнёра,

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

· владение монологической и диалогической формами речи.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе

  1. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

-участие в проектах;

-подведение итогов урока;

-творческие задания;

-зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-самооценка события, происшествия;

-дневники

достижений;

-«найди отличия» (можно задать их количество);

-«на что похоже?»;

-поиск лишнего;

-«лабиринты»;

-упорядочивание;

-«цепочки»;

-хитроумные решения;

-составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

-составление и распознавание диаграмм;

-работа со словарями;

-«преднамеренные ошибки»;

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль

-взаимный диктант

-диспут

-заучивание материала наизусть в классе

-«ищу ошибки»

КОНОП(контрольный опрос на определенную

проблему .

-составь задание партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»

-«подготовь рассказ...»,

-«опиши устно...»,

-«объясни...»

Примеры типовых задач по формированию универсальных учебных действий.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: ступень начальной школы

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.

А можно ли тебя назвать хорошим учеником?

Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

Показатели и уровни рефлексивной самооценки:

- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Уровни:

1 – называет только 1 сферу школьной жизни,

2 – называет 2 сферы,

3 – называет более 2 сфер. Возраст: ступень начальной школы

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.

А можно ли тебя назвать хорошим учеником?

Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

     Одно из важнейших умений, которые формируются при освоении УУД, — это умение правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идет о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.

Познавательные УУД

Приведем пример. Учащимся предлагается прочитать рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок».

Фактуальная информация в этом тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (хозяйки, утят, утенка Алеши, стрекозы), а также места действия (возле куста) и указанием на время действия (утро, вечер).

Перечислим сочетания слов, которые помогают выявить этот вид информации: каждое утро, ставила тарелку возле куста, большая стрекоза, страшно стрекотала, перепуганные утята убегали и прятались, злая стрекоза, маленький утенок Алеша, он стал смеяться, Алеша не испугался, насилу она вырвалась, угощали храброго Алешу.

Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадаться, в чем состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной — трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Например, подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: «Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка была заботливая, переживала за своих питомцев). Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».

Концептуальная информация — это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.

Чтобы развивать у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, но и научные статьи, информацию, изложенную на страницах учебников истории и окружающего мира, можно предложить им выполнить задание 1, формирующее умение анализировать текст и вычленять нужную информацию.

Задание 1. Прочитай текст и отметь знаком «+» то, о чем говорится в нем (в явном виде), знаком «++» — то, о чем говорится в неявном виде.

Утром в густом тумане затрубили трубы и два войска двинулись навстречу друг другу. Полки «ступишася и крепко бились... Во единое мгновенье ока столько тысяч погибает созданий Божих». Через несколько часов боя полки Мамая «начали одолевать»: многие «сыновья русские под конские копыта сброшены», «вельможи избыты», «стяги подсечены». В это время из дубравы выехал засадный полк Владимира Серпуховского и ударил, «яко сокол на стада гусиные». Войска Мамая и он сам «побегли», и полки его «русские мечи секут».

  1. Сражение произошло туманным утром.
  2. Сначала одерживали победу полки Мамая.
  3. Владимир Серпуховской утаился в дубраве.
  4. Битва проходила на реке Воже.
  5. На Куликовом поле остались лежать тысячи порубленных русских и татар.
  6. Полк Владимира Серпуховского ударил с новой силой.
  7. Автор любуется и гордится русскими воинами.

Учащиеся увидят, что информация о прохождении битвы на реке Воже не является ни явной, ни скрытой. В тексте ее нет. Рядом с утверждением ученики не должны ставить никакого знака. Каждое утверждение необходимо обсудить, дать школьникам возможность привести аргументы, обосновывая свое мнение.

Умение овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям формируются с помощью различных заданий на разных уроках.

  1. Половодье.
  2. Образование облаков.
  3. Падение капель дождя на землю.
  4. Образование льда на поверхности рек.
  5. Радуга.

A. Понижение температуры.

Б. Преломление солнечных лучей в капельках дождя.

B. Испарение воды.

Г. Таяние снега весной.        

Следующее задание способствует овладению логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Задание 4. Определи причины явлений. Запиши рядом с номером явления букву, соответствующую причине этого явления.

Задание 5 направлено на формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Такие задания достаточно редко используются в учебном процессе.

Задание 5. В киоске продавались газеты и журналы. Чтобы вести учет, продавец каждый день заносил в таблицу количество проданных газет и журналов. По заданной таблице продавец начал строить диаграмму. Помоги ему достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы.

Печатные издания

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Газеты

25

30

45

40

Журналы

40

15

20

35

Важность заданий такого типа заключается в том, что они формируют умение переводить информацию из одной формы в другую и получать ее из схем, таблиц, графиков и диаграмм.

                Регулятивные УУД

     Одно из важных умений, которое формируется при освоении регулятивных УУД, — умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления. На формирование этого умения направлено задание 6.

     Задание 6. Тебе необходимо объяснить правописание личных окончаний глаголов. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.

  • Посмотрю, если неопределенная форма оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения;
  • если окончание ударное, то пишу, как слышу;
  • определю, оканчивается ли неопределенная форма глагола на -ить;
  • изменю глагол по лицам и числам;
  • если окончание безударное, то поставлю глагол в неопределенную форму;
  • проверю, ударное или безударное это личное окончание у глагола;
  • определю время глагола;
  • посмотрю, если неопределенная форма не оканчивается на -ить, то глагол I спряжения.
  • Более сложный вариант задания 6 может быть таким: «Тебе необходимо объяснить правописание безударных гласных в корне. Составь план своих действий».

Задание 7. Ученица Сидорова Полина выполняла упражнение: «Вставь пропущенные орфограммы. Прежде чем начать выполнение упражнения, вспомни правописание безударных гласных в корне и гласных после шипящих».

Текст, данный Полине.

Эту птицу можно увидеть на море в оз..ре и на р.же в пруду или в б.льшой яме с в..дой. Удивительно хорош пёстрый пл..вунчик. Он похож на цв.жной попл..вок. Ж..ли мы летом в домике на самом б..р..гу р.жи Камы. Всё лето дружные стайки пл..вунчиков пл..вали у нас перед гл.зами. Однажды сын случайно спас пл..вунчика от в..рон и принёс д..мой (по В. Бианки).

Правильно выполненное задание:

Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удивительно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом берегу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по В. Бианки).

Работа Полины:

Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удеви-тельно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом беригу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по В. Бианки).

Оцени работу Полины. Для этого выясни:

  1. сколько пропущенных орфограмм верно вставила Полина:        из        ;
  2. сколько безударных гласных Полина написала правильно:        из        ;
  3. сколько гласных после шипящих Полина написала правильно:        из        .

Дай общую оценку работы Полины (подчеркни нужное):

1)        Полина умеет проверять безударные
гласные:

  •  полностью  правильно;
  • частично правильно (с ошибками);
  • полностью неправильно.

2)        Полина умеет проверять правописание
гласных после шипящих:

  • полностью правильно;
  • частично правильно (с ошибками);
  •  полностью неправильно

                              Коммуникативные УУД

Приведем пример задания, способствующего формированию умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлению текстов в устной и письменной формах.

3адание 10. Герда и Маленькая разбойница из сказки Х.-К. Андерсена «Снежная королева» решили обратиться к Снежной королеве с просьбой об освобождении Кая. Подумайте и напишите, как будет выглядеть письмо Герды, а как — письмо Маленькой разбойницы.

Выполняя это задание, учащиеся должны как бы вжиться в образ Герды и Маленькой разбойницы, использовать их лексику, отражающую характеры героинь. С помощью этого задания развиваются не только коммуникативные умения, но и эмпатия — умение почувствовать другого, встать на его место. Этого психологического свойства многим не хватает в повседневной жизни.

Можно предложить ученикам IV--V классов выполнить непростое задание 11, которое формирует не только коммуникативные, но и регулятивные УУД.

Задание 11. Представьте, что ваш класс разделили на несколько команд, которые получили задание составить исследование на тему «Дети и война». Ты — командир команды. В вашей команде есть ученик, который не хочет участвовать в этом проекте. Попробуй с помощью диалога (вставив вместо троеточия свои слова) убедить одноклассника, что ему это будет интересно.

—        Как-то неохота.

  • А что надо-то?
  • Это и всё?
  • Это как? Стать участником событий?
  • Так не бывает.
  • Почерк у меня плохой.
  • Мои рассказы никогда не печатали в стенгазете. Я попробую, могу я рассчитывать на твою поддержку?

Одно из важных коммуникативных умений связано с пониманием точки зрения собеседника. Его можно формировать с помощью литературных произведений, в которых есть диалоги героев.

Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках целесообразно давать групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Как правило, работа в группах проходит как мини-проект на уроке (при этом тему выбирает учитель). Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное — научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта желательно оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли.

Развитие УУД — очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Обучение быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Слайд 2

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению. В.Г.Белинский

Слайд 3

Формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих продолжение обучения в ОШ; Воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности Основные результаты НОО

Слайд 4

-Подготовка учащихся к реальной жизни -Готовность занять активную позицию -Успешно решать жизненные задачи -Умение сотрудничать и работать в группе -Быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС:

Слайд 5

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 6

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Смыслообразование – связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность. Нравственно-эстетическая ориентация – личностный моральный выбор, оценивание усеваемого содержания ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 7

Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль коррекция Оценка саморегуляция РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 8

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 9

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Поиск и выделение нужной информации, применение методов информационного поиска Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Выбор эффективных способов решения задач Общеучебные УД

Слайд 10

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера

Слайд 11

Моделирование – преобразование из чувственной формы в модель, выделяются существенные характеристики объекта Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную связь Знаково-символические действия

Слайд 12

Анализ объектов с целью выделения признаков Синтез – составление целого из частей Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации , классификация объектов Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждения Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование ЛОГИЧЕСКИЕ УД

Слайд 13

Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Владение монологической и диалогической формами речи КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 14

Развитие УУД осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности учащегося, тем самым определяя зону ближайшего развития указанных УУД

Слайд 15

Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные -участие в проектах; -подведение итогов урока; -творческие задания; -зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; -мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; -самооценка события, происшествия; -дневники достижений; -«найди отличия» (можно задать их количество); -«на что похоже?»; -поиск лишнего; -«лабиринты»; -упорядочивание; -«цепочки»; -хитроумные решения; -составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; -составление и распознавание диаграмм; -работа со словарями; -«преднамеренные ошибки»; -поиск информации в предложенных источниках; -взаимоконтроль -взаимный диктант -диспут -заучивание материала наизусть в классе -«ищу ошибки» КОНОП(контрольный опрос на определенную проблему . -составь задание партнеру; -отзыв на работу товарища; -групповая работа по составлению кроссворда; - «отгадай, о ком говорим» -«подготовь рассказ...», -«опиши устно...», -«объясни...»

Слайд 16

каждое утро, ставила тарелку возле куста, большая стрекоза, страшно стрекотала, перепуганные утята убегали и прятались , злая стрекоза, маленький утенок Алеша, он стал смеяться, Алеша не испугался, насилу она вырвалась, угощали храброго Алешу.

Слайд 17

«Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка была заботливая, переживала за своих питомцев). Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».

Слайд 18

Утром в густом тумане затрубили трубы и два войска двинулись навстречу друг другу. Полки « ступишася и крепко бились... Во единое мгно­венье ока столько тысяч погибает созданий Божиих». Через несколько часов боя полки Мамая «начали одолевать»: многие «сыновья русские под конские копыта сброшены», «вельможи избыты», «стяги подсечены». В это время из дубравы выехал засадный полк Владимира Серпуховского и ударил, «яко сокол на стада гусиные». Войска Мамая и он сам « побегли », и полки его «русские мечи секут». Прочитай текст и отметь зна­ком «+» то, о чем говорится в нем (в явном ви­де), знаком «++» — то, о чем говорится в неяв­ном виде.

Слайд 19

Сражение произошло туманным утром. Сначала одерживали победу полки Мамая. Владимир Серпуховской утаился в дубраве. Битва проходила на реке Воже . На Куликовом поле остались лежать тысячи порубленных русских и татар. Полк Владимира Серпуховского ударил с новой силой. Автор любуется и гордится русскими воинами .

Слайд 20

Половодье. Образование облаков. Падение капель дождя на землю. Образование льда на поверхности рек. Радуга. A . Понижение температу­ры. Б . Преломление солнечных лучей в капельках дождя. B . Испарение воды. Г . Таяние снега весной.

Слайд 21

В киоске продавались газеты и журналы. Чтобы вести учет, продавец каждый день заносил в таблицу количество проданных газет и журналов. По заданной таблице продавец начал строить диаграмму. Помоги ему достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы. Печатные издания Понедельник Вторник Среда Четверг Газеты 25 30 45 40 Журналы 40 15 20 35

Слайд 22

Посмотрю, если неопределенная форма оканчивается на - ить , то это глагол II спряжения; если окончание ударное, то пишу, как слышу; определю, оканчивается ли неопределенная форма глагола на - ить ; изменю глагол по лицам и числам; если окончание безударное, то поставлю глагол в неопределенную форму; проверю, ударное или безударное это личное окончание у глагола; определю время глагола; посмотрю, если неопределенная форма не оканчивается на - ить , то глагол I спряжения .

Слайд 23

Более сложный вариант задания 6 может быть таким: «Тебе необходимо объяснить правописание безударных гласных в корне. Составь план своих действий».

Слайд 24

Эту птицу можно увидеть на море в оз..ре и на р.же в пруду или в б.льшой яме с в.. дой . Удиви­тельно хорош пёстрый пл.. вунчик . Он похож на цв.жной попл .. вок . Ж..ли мы летом в домике на са­мом б..р.. гу р.жи Камы. Всё лето дружные стайки пл.. вунчиков пл..вали у нас перед гл.зами . Однаж­ды сын случайно спас пл.. вунчика от в.. рон и принёс д..мой (по В. Бианки). Текст, данный Полине.

Слайд 25

Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удевительно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом беригу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по В. Бианки). Работа Полины:

Слайд 26

Оцени работу Полины. Для этого выясни: сколько пропущенных орфограмм верно вставила Полина: из ; сколько безударных гласных Полина написала правильно: из ; сколько гласных после шипящих Полина написала правильно: из . Дай общую оценку работы Полины (подчеркни нужное): 1) Полина умеет проверять безударные гласные: полностью правильно; частично правильно (с ошибками); полностью неправильно. 2) Полина умеет проверять правописание гласных после шипящих: полностью правильно; частично правильно (с ошибками); полностью неправильно

Слайд 27

Герда и Маленькая разбойница из сказки Х.-К. Андерсена «Снежная королева» решили обратиться к Снежной королеве с просьбой об освобождении Кая. Подумайте и напишите, как будет выглядеть письмо Герды, а как — письмо Маленькой разбойницы.

Слайд 28

Представьте, что ваш класс разделили на несколько команд, которые полу­чили задание составить исследование на тему «Дети и война». Ты — командир команды. В вашей команде есть ученик, который не хочет участвовать в этом проекте. Попробуй с помощью диалога (вставив вместо троеточия свои слова) убедить одноклассника, что ему это будет интересно.

Слайд 29

Как-то неохота. А что надо-то? Это и всё? Это как? Стать участником событий? Так не бывает. Почерк у меня плохой. Мои рассказы никогда не печатали в стенгазете . Я попробую, могу я рассчитывать на твою поддержку?



Предварительный просмотр:

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя,

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре

2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий

друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью

выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения

данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на

события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей

гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и

отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою

точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

        

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....