Интегрированный урок по ОПК и прикладному труду "Праздник писанки"
план-конспект занятия на тему

Знакомство с православными традициями празднования праздника Пасха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_pisanki.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК ПИСАНКИ.

УЧИТЕЛЬ: Дети, какие праздники мы уже отпраздновали в марте? (дети отвечают)

Правильно. А какой месяц идет сейчас? (дети отвечают)

Сегодня у нас не простой урок, а праздничный. А в праздники к нам всегда приходят сказки.

Встречайте, к нам пришел сам Апрель.

 АПРЕЛЬ:  Месяц  Март, мой старший брат, дал Весне права.

 По земле большой шагать мне теперь пора.

Будет солнышко теплей, расцветут цветы,

И как будто молоком, умоются сады.

Я несу благую весть миру по земле,

Писанка стучится в дом к людям по весне.

ДЕТИ: Христос  Воскрес!

Все радуются, смеется солнышко с небес, над речкой радуга Христос  Воскрес!

Христос Воскрес! В траве фиалочки вздыхают, подснежник в ожиданье весь Цветами яблонька сияет. Христос Воскрес! Христос Воскрес!

УЧИТЕЛЬ: Нет в Христовой Церкви большего праздника, большей радости, чем воскресение Христа. Потому что воскресением Христос победил смерть, дал новую вечную жизнь.

Завершается Великий пост. А с рассветом в воскресенье придет этот Великий день Святой Пасхи, праздник радости, добра и всепрощения.

В храме святят кулич, дома со свяченым в руках обходят дом, желают всего хорошего своей семье, потому что это Великий день, день воскресной радости. Все обнимаются, целуются со словами:

Христос Воскрес!Воистину Воскрес!

Ребята, к нам пришел Сказочник. Встречайте!

СКАЗОЧНИК (с большой книгой «СКАЗКИ»):

Здравствуйте, хорошие деточки курносые, Торопился нынче я, в книжке сказочка моя.

Книга открывается, сказка начинается...

Сказочка о пасхальном яичке. Слушайте.

Как-то из гнезда покатилось яичко. Покатилось яичко, да недалече. А Квочка с цыплятами во дворе  гуляла, деток своих играми забавляла...

— Мама, вон яичко по тропинке катится, — запищал самый маленький цыпленок. - А какого оно цвета?

- Белое, как снег – сказала Квочка

-А снег, какой? – спросил петушок, потому, что цыплята были очень маленькими и ещё снега не видали.

- Такой белый, как яичко, что катится – отвечала Квочка.

Кстати, скоро Святая Пасха. Давайте разрисуем мы это яичко, чтобы оно стало таким красочным, как весна.

Закатили цыплята яичко в свой домик и начали его разрисовывать.

Тут дождичек припустил, а потом радуга в небе встала. Взяли цыплята у радуги весёлые краски и на белом яичке стали весну рисовать. Рисовали лапками, рисовали перышком, да покатилось яичко травушкой по дворику. А цыплятки яичко догнали, на крылечко подняли, девочке Наташе, что цыпляток зернышками кормила, водицей поила, на праздник Пасхи и подарили. И расцвели вишни – черешни, стал, как писанка, сад весь… Тут сказала Наташа: «Христос Воскрес».

Учитель: без пасхального яичка не обходится праздник.  Его освящают в храме вместе с куличом, ставят на праздничный стол, дарят на счастье родным и друзьям. Скоро наше пасхальное яичко стало известно всему миру. А в Канаде ему даже памятник стоит.

Наши предки пасхальное яичко считали символом солнца, тепла и вечной жизни. Эти традиции дошли и до наших дней.

Дети:

  1. Катилась писанка

С горки на поляну

Прикатилась красная

К Марье да Ивану.

А за писанкою этой

Пасха Красная идёт.

Звонит колокол весёлый,

Радость светлую несёт.

День Великий величаем.

С праздником всех поздравляет!

  1. Христос Воскресе!

Разноцветное яичко –

Радость взрослому и детям,

Ты – творение рук чистых,

Символ жизни на планете.

  1. В пасхальной писанке и радость, и волненье,

И благовест на солнечных лучах:

«Свершилось! Люди ждали воскресенья,

Христос Воскрес!» - застыло на устах.

Учитель: Люди в далёком прошлом считали, что пасхальное яичко даст силу, здоровье и красоту, если умыться водой в которую его опускали.

Крашенку или писанку опускали в купель младенца, закапывали в поле, чтобы лучше родила земля. А сейчас. Дети, мы сами разукрасим пасхальное яичко. Пока вы подготовитесь к работе, я расскажу вам легенду.

Легенда.

Где-то глубоко под землёй сидит злой змей. Каждый год перед пасхой он посылает своих гонцов на землю затем, чтобы узнать – разукрашивают ли дети к пасхе писанки и крашенки. Когда на земле много пасхальных яичек, то этот змей болеет, чахнет и теряет силу. Его под землёй крепко держа цепи.

 Ждет - не дождется лютый змей, когда же на земле не будет пасхальных писанок с крашенками,  чтобы вырваться на волю и принести на землю зло.

Только не дождется змей дня такого, потому что к Святой Пасхе испокон веков и до наших дней люди всегда с любовью красили яички.

И мы научимся этому мастерству.

(Дети разукрашивают яйца. Учитель рассказывает им, какие бывают пасхальные яйца)

УЧИТЕЛЬ: Дети, слово «писанка» произошло от   слова «писать». Писанка имеет много цветов и рисуется воском.

Пасхальные яйца бывают: писанки, крашенки, драпанки, рисованки.

Крашенки — это яйца одного цвета, которые постоянно готовят ваши мамы и бабушки.

Драпанка - это когда яйца сначала красят одним цветом, а потом острым предметом (иголкой, например) выцарапывают рисунок.

Крапанка - сначала воском наносят на яйцо рисунок, а потом опускают в краситель.

Рисованки - пишут кисточкой, фломастером, карандашом.

Вот такие яйца мы с вами сейчас и разрисуем.

Но яйца не просто рисовали. Каждый рисунок имеет свое смысловое значение. На яйца наносили рисунки растений, животных, орнаменты.

Солнце — это символ света и жизни.

Крест — символ Вселенной, знак четырех сторон света, четырех ветров. Треугольник - это символ огня, бессмертия и мужской и женской силы. Ветка - символ вечной жизни.

Что же, нам уже не терпится приступить к работе.

Пусть звучат пасхальные песнопения, а мы приступим к делу.

(Дети работают.)

В старину люди придавали особое значение и цвету, в который разрисовывали яйца.

Красный — радость жизни.

Желтый — это звезды, луна, хлеб.

Голубой - здоровье.

Зеленый — пробуждение природы.

Красный с белым — семейный праздник, мир и счастье.

Коричневый и бронзовый - символ земли-матери, ее щедрый дар человеку.

УЧИТЕЛЬ:     Наш урок закончен. Подведение итогов. В конце урока мы с вами поиграем.



  • Белое, как снег, - сказала Квочка.
  • А снег, какой? — спросил петушок, потому что цыплята были очень маленькими и еще снега не видали.

—        Такой белый, как яичко, что катится, — отвечала Квочка.

Кстати, скоро Святая Пасха. Давайте разрисуем мы это яичко, чтобы оно стало таким красочным, как

весна.

Закатили цыплята яичко в свой домик и начали его разрисовывать.

Тут дождичек припустил, а потом радуга в небе встала. Взяли цыплята у радуги веселые краски и на

белом яичке стали весну рисовать. Рисовали лапками, рисовали перышком, да покатилось яичко

травушкой по дворику. А цыплятки яичко догнали, на крылечко подняли, девочке Наташе, что

цыпляток зернышками кормила, водицей поила, на праздник Пасхи и подарили.

И расцвели вишни-черешни, стал, как писанка, сад весь... Тут сказала Наташа: «Христос Воскрес!»

УЧИТЕЛЬ: Без пасхального яичка не обходится праздник. Его освящают в храме вместе с куличом, ставят на праздничный стол, дарят на счастье родным и друзьям. Скоро наше пасхальное яичко стало известно всему миру. А в Канаде ему даже памятник стоит.

Наши предки пасхальное яичко считали символом солнца, тепла и вечной жизни. Эти традиции дошли и до наших дней.

ДЕТИ: 1.

ПАСХА

Катилась писанка

С горки на поляну,

Прикатилась красная

К Марье да Ивану,

А за писанкою этой

Пасха Красная идет,

Звонит колокол веселый,

Радость светлую несет.        <

День Великий величаем,

С праздником всех поздравляем!

Христос Воскресе!

  1. Разноцветное яичко -Радость взрослому и детям, Ты - творение рук чистых, Символ жизни на планете.
  2. В пасхальной писанке и радость, и волненье, И благовест на солнечных лучах: «Свершилось! Люди ждали воскресенья, Христос Воскрес!» - застыло на устах.

УЧИТЕЛЬ: Люди в далеком прошлом считали, что пасхальное яичко даст силу, здоровье и красоту,

если умыться водой, в которую опускали его.

Крашенку или писанку опускали в купель младенца, закапывали в поле, чтобы лучше родила земля.

А сейчас, дети, мы сами разукрасим пасхальное яичко.

Пока вы подготовитесь к работе, я расскажу вам легенду.

Легенда

Где-то глубоко под землей сидит злой змей. Каждый год перед Пасхой он посылает своих гонцов на землю затем, чтобы узнать - разукрашивают ли дети к Пасхе писанки и крашенки. Когда на земле много пасхальных яичек, то этот змей болеет, чахнет и теряет силу. Его под землей крепко держат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство 4 класс. Открытый урок по теме: «Декоративно-прикладное творчество» «Лягушонок».

Тема урока «Лягушонок». Вид деятельности - рисование, оригами. Тема урока одна из нескольких в общей системе других уроков по теме  «Декоративно-прикладное творчество».Тема оригами одна из сложны...

Презентация к уроку изобразительного искусства "Декоративно-прикладное творчество". Лягушонок.

Приложение к уроку по изобразительному исскуству 4 класс.. "Декоративно-прикладное творчество" Лягушонок....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Урок на тему " Декоративно-прикладное творчество ". Русская матрёшка.

В презентации рассказывается об истории возникновения русской матрёшки, технологии её изготовления и росписи....

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»

Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»...

Технологическая карта урока изобразительного искусства. Тема урока: «Камень в декоративно-прикладном искусстве. Бусы в подарок», 3 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  дать представление об использовании камня в разных видах декоративно-прикладного искусства....