План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."
методическая разработка (3 класс) на тему

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фольклор", который входит в курс внеурочных занятий  художественно-эстетической направленности творческого объединения "Славянский ковчег". Урок проводился в третьем классе. Разработка полностью соответствует требованиям ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_refleksii_30.10.13.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет
творческое объединение «Славянский ковчег»

Урок  № 18

Тема урока: «Хлеб всему голова». Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Содержательная цель: закрепление, коррекция и тренинг изученных понятий, и способов действий.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, устные.

Необходимое техническое оборудование: картина Тимоненко Николая Корнильевича «Жатва на Украине», фотография «Сбор урожая», серпы, одежда, приближенная к народной, синтезатор.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Результаты

 I. Мотивация, самоопределение к деятельности.

 

II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

III. Локализация индивидуальных затруднений

 

 IV. Целеполагание

V. Реализация построенного проекта

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

 VII. Самостоятельная работа

VIII. Включение в систему знаний и повторение

IX. Рефлексия деятельности на уроке

 Приветствие. Беседа о русских традициях сбора урожая, о роли хлеба для крестьян. Создание условий для возникновения внутренних потребностей к учебно-познавательной деятельности, включение в учебно-познавательную деятельность.

Беседа с учащимися по рисункам детей и их родителей.Совместный поиск учащимися ответов на затруднительные вопросы.

Проверка знаний: загадки о хлебе, о сборе урожая.

Учитель рассказывает о роли народной песни. Задает вопросы: какие народные песни вы знаете? Какие песни поют у вас в семье?  

Распевки, разминочные упражнения

Обсуждение, что сложнее всего получается при пении (четко выговаривать слова); что нужно делать, чтобы говорить и петь четко, иметь хорошую дикцию (скороговорки)?

Пропевание песен «А ты вылети, черна галочка», «Жнем, жнем, берем, берем», «Пора, пора домой идти» изученных на предыдущем занятии.

Прочтение стихов– домашнее задание

Выступление со жнивным обрядом.

Вспоминаем, о чем был урок; понравился ли ребятам этот обряд? Все ли получилось? Что было сложнее всего?

Намечаются цели на последующую деятельность. Исполнение песни «Пора, пора домой идти».

 Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ученики обсуждают рисунки, отвечают на вопросы учителя, помогают одноклассникам с поиском ответов.

Поиск ответов на загадки,  вопросы при затруднениях – устранение пробелов в знаниях.

Ответы на вопросы учителя

Учащиеся выполняют распевки и разминочные упражнения

Проговаривание скороговорок, повторение и отработка особо сложных мест.

Ученики поют,

читают стихотворения – домашнее задание

Объединение всех полученных знаний, отработка навыка пения и сценических движений

Учащиеся оценивают собственную деятельность, подводят итог занятия. Поют заключительную песню.

Умение организовать свою деятельность. (Л);

Знать основные традиции сбора урожая на Руси (П);

Планирование учебного сотрудничества (К)

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

Умение применить такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, аналогия (П);

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); волевая саморегуляция (Р);

Стойкий учебно-познавательный интерес (Л);

Волевая саморегуляция (Р);

Умение применить такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, аналогия (П);

Умение отделить главное от второстепенного (П);

Развитие памяти и мышления (П);

Умение работать в группе (К)

Нравственно-этическая оценка усвоенного содержания (Л);

Грамотное построение речевых высказываний (П);

Построение логической цепи рассуждений (П);

Формулирование и аргументация своего мнения (К);

Нравственно-этическая оценка усвоенного содержания (Л);

Развитие эстетических чувств (Л)

Исполнение распевок в народной манере пения (П);

Развитие слуха, голоса, координации движений (П)

Адекватное использование речевых средств для решения задач урока (К);

Волевая саморегуляция (Р);

Развитие дикции (П)

Осознание ответственности за общее дело (Л);

Развитие эстетических чувств (Л)

Развитие слуха, голоса (П)

Умение работать в группе (К)

Осуществление самоконтроля (Р)

Осознание ответственности за общее дело (Л);

Развитие эстетических чувств (Л);

Развитие слуха, голоса, координации движений (П);

Осуществление учебного сотрудничества (К)

Формирование внутренней позиции школьника (Л);

Самооценка на основе критерия успешности (Л);

Рефлексия способов и условия действий (П);

Адекватное понимание причин успеха или неудачи в учебной деятельности (Л);

Формирование и аргументация своего мнения (К);

Планирование учебного сотрудничества (К)

Ход урока

  • Сообщение темы урока   1-2 мин.

Сегодня заключительный урок по теме «Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси». От урожая зависит жизнь человека. Ведь ему каждый год при помощи земных плодов, которые появляются в результате труда человека, предстоит прожить ненастную осень, холодную зиму, голодную весну и красное лето – вплоть до следующего урожая. В старину наши предки праздновали новый год, когда созревал новый урожай.

Все вы знаете пословицу «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА». Почему это так?

В семье глава, т.е. самый главный – отец (батюшка). Так же важен для жизни человека хлеб – главный продукт питания. С хлебом еда и вкуснее и сытнее.

  • Повторение пройденного   8-9 мин.

В современных условиях урожай убирают хлебоуборочными машинами.

У.: Как называются хлебоуборочные машины?

У.: Что делают комбайны?

А теперь давайте посмотрим, как убирали урожай в старину, когда не было комбайнов.

Учитель показывает рисунки, нарисованные детьми и их родителями, сопровождая стихом:

И говорило аржаное жито,

В чистом поле стоя:

Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти,

Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти,

Колосом махати,

А хочу я, аржаное жито,

Во пучок взвязаться,

А чтоб меня, аржаное жито,

Во пучок взвязали,

З меня рожь выбирали.

У.: Что такое жито?

У.: Кто такие жней?

У.: Во что собирали колосья?

У.: Что вы видите на рисунках?

Крестьяне пашут поле и сеют хлебные зёрна. Хлебные зёрна созревают в колосьях хлебных растений. Муку мелет мельник на мельнице из хлебных зёрен. Тесто месят из муки, воды, дрожжей. Из теста пекут хлеб. Хлеб пекут пекари.

У.: Из муки какого растения выпекают чёрный хлеб?

У.: Из муки какого растения выпекают белый хлеб?

У.: Из семян какого растения варят гречневую кашу?

А теперь отгадайте загадку:

                        Что две недели зелениться,

                        Две недели колоситься,

                        Две недели отцветает,

                        Две недели наливает,

                        Две недели подсыхает?

                                                        (Ответ: рожь)

                        Лежит мужичок

                        В золотом кафтане,

                        Подпоясан, а не поясом;

                        Не поднимешь –

                        Так не встанет.

                                                        (Ответ: сноп)

  • Развитие дикции, артикуляции, певческого аппарата и координации движений   5-6 мин.

Мы с Вами говорим о традициях на Руси. Жизнь русского человека всегда связана   с песней. Люди всегда пели, когда растили детей, когда отдавали замуж,когда провожали на войну,  когда встречали гостей, пели на всех праздниках,пели провожая зиму и встречая весну и, конечно же, когда собирали урожай.

У.: Какие народные песни вы знаете?

У.: Какие песни поют у вас в семье?

 Самое главное в русской песне - это слово, оно должно доходить до души человека.

У.: Что нужно делать, чтобы говорить и петь четко и иметь хорошую дикцию? (говорить скороговорки)

Скороговорки: «В огороде рос горох,

                       А за речкой – гречка,

В огороде рвут горох,

Гречку рвут за речкой.»

Поём распевки : «Теля-еля-недомеля –перемеля-растетеля».

Разминочные упражнения.

  • Инсценировка жнивного обряда   8-9 мин.

У.: Посеяли рожь. Что приговариваем?

Д.: Нива золотая,

Добра медовая,

Принеси нам хлеба,

Стебелёк до неба!

У.: Ещё что приговариваем?

Д.: Расти, рожь, большая -

        Вот такая!

У.: Есть, кому жать?

Д.: Есть, кому жать,

Во стога метать,

В закрома ссыпать,

Жней награждать.

Под песню «На дворе не рано» девочки – жнеи выстраиваются на хоровод, мальчики – жнецы  на жнивьё.

У.: На дворе не рано

Солнышко вставало.

А мы раньше встали

И серпы достали.

Жнеи молодые

Серпы золотые.

Девочки ведут хоровод под песню «А ты вылети, чёрна галочка».

А ты вылети, чёрна галочка,

Ой, люли – ляли, чёрна галочка.

А ты вынеси золоты ключи,

Ой, люли – ляли, золоты ключи.

Ты закрой, Божа, зиму грозную,

Ой, люли – ляли, зиму грозную.

Ты открой, Божа, лето тёплое,

Ой, люли – ляли, лето тёплое.

А святой Илья по земле ходит,

Ой, люли – ляли, по земле ходит.

По земле ходит Богу молится,

Ой, люли – ляли, Богу молится.

Уроди Божа, жито густое,

Ой, люли – ляли, жито густое.

Д.: У нас серпы-то золотые,

А мы жнеи молодые

Время жито жать,

Во снопочки вязать.

Д.: Серпок, серпок!

Не режь, серпок, мои белые ручки,

        А режь, серпок, золотое житцо.

Д.: Пора к работе приступать.

Дети выполняют сценические движения под песню «Жнём, жнём».

Припев.         Жнем, жнем, берём. Берём,

                                Жнем, жнем, снопы кладём.

                        Будем жито жать,

                                Во снопочки вязать.

Припев.

                        На ток возить,

                        Цепами молотить.

Припев.

                        В печах сушить.

                        Пирогами все кормить!

Д.  Серпы золотые,

Жнеи молодые,

Веселенько жали,

Серпочки мелькали.

  • Заключение, итоги урока   1-2 мин.

Вспоминаем, о чем был урок;

У.: Понравился ли вам, ребята, этот обряд?

У.: Все ли получилось?

У.: Что было сложнее всего?

Намечаются цели на последующую деятельность.

У.  Пора нам всем домой идти,

Потеряла заря ключи,

На дворе-то темнеет.

Не катися, мое солнышко,

Не катися, моё красное, -

Мне домой далеко идти.

Наши поля широкие,

Наши нивы раздольные,

Пойду, млада, я дорогою,

Дорогою широкою,

Пущу голос дубравою,

Пусть услышит моя маменька

С высокого терема,

В окошечко глядючи.

Дети поют песню «Пора, пора домой идти» и уходят.

Пора пора домой идти,

Пора пора домой идти.

Меня дома дожидаются,

Меня дома дожидаются.

И папенька и маменька,

И папенька и маменька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Отработка умения делить текст на части.

Конспект урока русского языка в 3 классе. по теме  "Отработка умения делить текст на части"....

"Развитие умения подбирать слова-названия признаков"- урок отработки умений и рефлексии. 2 класс ОС "Школа 2100"

Урок "Развитие умения подбирать слова-названия признаков" представлен в виде  технологической карты урока....

Урок отработки умений и рефлексии

Материал содержит методические рекомендации по подготовке и проведению уроков рефлексии в рамках ФГОС...

План-конспект проведения открытого урока по лыжной подготовке во 2 классе

Привитие интереса к занятию лыжным спортом.Отвлечение от вредных привычек, формирование навыков ЗОЖ....

Урок отработки умений и рефлексии 3 класс Тема: «Правописание приставок и предлогов»

Презентация к уроку отработки умений и рефлексии 3 класс "Правописание приставок и предлогов"...

Урок отработки умений и рефлексии

Мастер- класс "Урок отработки умений и рефлексии "...

План-конспект проведённого открытого урока 1 "В" класса

Открытый урок по литературному чтению в 1 "в" классе. Тема: С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», Л.УЛЬЯНИЦКАЯ «ФОНАРИК»,  л. ЯХИН «у ...