Психогимнастика.
материал по логопедии

Ткачева Татьяна Алексеевна

 

Использование психологической гимнастики в коррекции

психологических нарушений у обучающихся.

                         (применение на загнятиях и с детьми на прогулках).

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhogimnastika_word.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОГИМНАСТИКА.

Использование психологической гимнастики в коррекции

психологических нарушений у учащихся.

       (применение на уроках и во внеурочное время, с детьми на прогулках).

   

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

Кто является автором термина, нам не известно. Но термин «Психогимнастика» упоминался ещё в начале 60-х годов, а с конца 60-х годов сам М. И. Буянов стал широко использовать в своих лекциях в Центральном институте усовершенствования врачей. Термин «Психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание. «Психогимнастика» - ещё включает в себя «психомоторика», а этот термин понимается в двух смыслах: для обозначения двигательных расстройств, при психических заболеваниях и для определения индивидуальных особенностей двигательной сферы человека.    

 В бывшем СССР, двигательная сфера детей изучалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций нет, однако в 1985г. этот пробел был в значительной степени восполнен выпуском прекрасной книги С.Н. Кахиани под названием  «Экспрессивность эмоций человека», (Тбилиси: Хеловнеба, тираж: 10 тыс. экз.). У этой книги единственный недостаток – она почти не касается детского возраста и является описательной, а не практической.

     В 1990году вышло первое издание книги под названием «Психогимнастика» М.И. Чистяковой под ред. М.И. Буянова (врач). Эта книга ориентированна сугубо на практиков, она учит, как помочь детям, у которых имеются психические отклонения.  

     Особенно близка, Психогимнастика к программе рационально – эмоционального воспитания в США (Анн Вернон, 1983г.) Основная цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Психогимнастика

примыкает к  психолога – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей. На занятиях психогимнастикой дети обучается азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков (М. Депфнер и др., 1981год: А. Вильда – Кизель,1987год). Основная цель – преодоления барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создания возможностей для самовыражения. В нашей школе учителями и воспитателями могут быть использованы психогимнастические упражнения. Например, на уроках в место физминуток можно применять психогимнастические упражнения: «Лисёнок боится».- Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место.

 Повторить это упражнение несколько раз. Для большей выразительности  можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Упражнение на выражение движения: «Круглые глаза» - однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и  увидел, что там котёнок». Учитель предлагает показать детям, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку. На выражение внимания, интереса, сосредоточения «Собака принюхивается» - охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда, у неё вытянулась вперёд, уши приподнялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах (имитация), (по эмоциям). Можно ещё использовать и такие этюды на тренировку отдельных групп мышц. Пример: «Винт»- и.п.: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом в том же направлении, или «Шалтай – Болтай» - ребёнок поворачивает туловище вправо, влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слава «свалился во сне», резко наклонить корпус тела вниз.                           «Шалтай - Болтай      

                                                                              Сидел на стене.    

                                                                              Шалтай - Болтай

                                                                               Свалился во сне»

                                                                                                           (С.Я.Маршак).

     Для воспитателей можно использовать подвижные ролевые игры на прогулке. Игра «Пустой угол» или «Стульчика не хватило»- развивает выдержку, способность к торможению, переключению внимания. Игры на развитие памяти: «Повтори за мной» (моторно-слуховая память)- «ритмичные фразы». «Слушай и исполняй!» - цель развивать внимание и память. Ведущий называет 1-2 раза несколько различных движений не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим. На развитие внимания: «Зеваки»- развивать волевое внимание. Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры. Игра «4-ре стихии» - развивают внимание, связанное с коррекцией слухового и двигательного аппаратов. Играющие сидят по кругу, ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово, «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода», вытянуть руки вперёд, слово «воздух»,поднять руки вверх, слово «огонь»,произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.    

И многие другие игры можно использовать на уроках и во внеурочное время.

Очень эффективно использовать психогимнастические упражнения на уроках чтения, в начальных классах, в первом классе на уроках чтения при изучении букв, звуков. О применении, проведения психогимнастических упражнений, можно прочитать в книгах: (М.И.Чистяковой) и (Е.А.Пожиленко), «Волшебный мир звуков и слов» (пособие для логопедов) 1999год. Г.И.Ц. «Владос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы психогимнастики.

психогимнастические упражнения и игры...

Психогимнастика для детей младшего школьного возраста

Упражнения по выработке навыков релаксации у детей младшего школьного возраста....

Игры. Психогимнастика. Вариант I

Набор игр и упражнений на развитие навыков внимания и памяти...

Календарное планирование. Психогимнастика

Помесячное планирование использования упражнений по психогимнастике на весь учебный год...

Рабочая программа по" Психогимнастике"2 год обучения

Школа для многих детей – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация , во многом зависит работоспособность ...

Рабочая программа по" Психогимнастике"1год обучения

Школа для многих детей – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация , во многом зависит работоспособность ...

Психогимнастика

Методическая подборка пихогимнастических упражнений...