Урок "От благодарности к подвигу2
план-конспект урока (3 класс) по теме

Горбатова Наталья Алексеевна

Что такое подвиг?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл От благодарности к подвигу34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Горбатова Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов МОУ «Костровская СОШ»

Истринского района, Московской области

Тема урока: От благодарности к подвигу.

Цели урока:  формировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета;

- создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;

- построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Задачи урока: Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.

   Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру

               Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального,   военного, священнического)

          Личностные:  действие смыслообразования, ориентирование в нравственном  содержании прочитанного, осознание  сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами;   эмоциональное «проживание» текста, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

         Познавательные:     общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

                                              логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

  УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем поискового   характера;  умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 Регулятивные:    целеполагание как постановка учебной задачи, контроль, коррекция;   прогнозирование (при анализе     пробного действия   перед  его  выполнением);  умение работать по предложенному учителем плану.

  Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества  с  учителем  и со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Ключевые понятия урока: подвиг, жертва, подвижник.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: компьютер, мультимедийное оборудование, экран,  задания для работы в группах, презентация,  словари, ёлочка и фонарики (красные шары). 

Ход урока.

1. Организационный момент.

-  Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте гостей.

2. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с притчи о двух волках. Вы послушайте внимательно и назовите цели нашего занятия.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

        Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3. Целеполагание.

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сейчас говорить?

(Предполагаемые ответы: «о доброте», «о том, что надо делать добро, а не зло»)

Слайд «От благодарности -  к подвигу»

- Прочитайте, как называется тема нашей беседы.

(Один ученик читает вслух)

Учитель: Ребята, сейчас каждая  группа получит лист, на котором записаны слова:

(Подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, подвижник, эгоизм.)

Учитель: При помощи ваших «любимых» и «нелюбимых» цветов раскрасьте слова, которые обозначают нравственные категории.

Дети обсуждают и выполняют задание в группах.

Ответы детей (Наша группа раскрасила «любимыми» цветами слова подвиг и щедрость; А наша группа «нелюбимыми» цветами раскрасила слова жадность, корысть и эгоизм).

4. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель:  Среди слов, с которыми вы работали, есть наиболее значимые для нашего урока. Это такие сложные понятия как «подвиг», «жертва» и «подвижник».

Слайд

Учитель: А что так «подвиг»?

Дети высказывают свое мнение в группах, а затем обсуждают всем классом.

Игра «Магнит» 

В группах вам необходимо подобрать слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «подвиг». 

Дети в группах записывают слова, связанные со словом “Подвиг” и результат игры каждая группа прикрепляет на доску (Родина, герой, смелость, спасение, мужество, отвага, правда, геройство, храбрость, жизнь, смерть, воля, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность).

Ответы детей (Подвиг – это когда человек совершает хороший поступок; Подвиг совершает смелый, отважный человек. Мужественный поступок).

Учитель:  Куда движется человек, совершающий подвиг?

(к добру, добрым делам и поступкам)

Учитель: «Подвиг – это преодоление всего злого, что живёт в твоём сердце: гордыни, зависти, жадности, лени, неблагодарности». Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек лишён корысти и часто живёт по принципу: «Кто если не я?» или «Никто, кроме меня»

Слайд.

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе

Высший подвиг – в терпенье,

В любви, и в мольбе.

5. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Ребята, а можете ли вы объяснить значение слов «жертва», «подвижник»? 

Дети высказывают свои гипотетические суждения. 

Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию).

Наблюдение учителя: У детей вызывает затруднение значение этих слов в соответствии с православным пониманием.

 Построение модели выхода из затруднения.

Учитель:  Давайте займемся с вами исследовательской работой, чтобы разобраться со значением понятий «жертва» и «подвижник». 

 Каждая группа получает определенное задание, с которым она работает, а позже выступает на определенном этапе урока.

Учитель:

Ребята 1группы работают с  текстом об епископе Акакии.

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.

Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, искренне понять и признать свою неправду.

Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки считать себя центром не только своей жизни, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и исполнять его желания. Отказаться от эгоистической закрытости и есть подвиг. Если человек переступает через свой эгоизм, значит, он идёт путём подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике.

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам: «Бог есть Дух. Он не ест и не пьёт. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому. Война на этом закончилась.

Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы.

Учитель: Ребята 2группы читают историю «О подвиге любви» рассказанную Митрополитом Антонием Сурожским, обсуждают вопрос «Слово «подвиг» связано только с военным временем?

Шла война. В дом, где спряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали её в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: «У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Её расстреляли. Но мать и дети были спасены. Выжившая мать завещала своим детям: «Мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть этой Натальи…» Они о Наталье ничего не знали, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми её смертью, поставили себе задачу быть плодом её жизни.

Учитель: Ребята 3группы работают со словарями, находят значения слов «жертва», «подвижник».

С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка».(можно ответ найти в Интернете, работая на нетбуках)

Учитель: Ребята 4группы работают над текстом о подвиге мальчика в мирное время.

Вечером 28 ноября 2008 г. пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в подмосковном городе Ногинск. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили, будто им принесли заказное письмо, и открыли дверь. Угрожая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить.. Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побежал за Женей, а девочка выбежала из квартиры и позвала на помощь. В это время преступник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался. Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга.

Учитель: Ребята 5группы работают над текстом о подвиге майора Солнечникова Сергея Александровича.

28 марта 2012г. на учебном полигоне около Белогорска во время проведения учебных стрельб погиб командир батальона связи майор Солнечников Сергей Александрович. Погиб геройски - накрыл собой срикошетившую боевую гранату. Такие стрельбы с применением боевых гранат проводились в части впервые.

- Утром он вместе с батальоном на учения поехал. Там солдаты метали гранаты, в том числе и боевые. И вот одна как-то неудачно то ли срикошетила, то ли с руки у бойца сорвалась и упала в метре от солдат, прямо в окопе. Все произошло очень быстро. Времени подумать,  у него не было. Вот упала не туда граната, вот на нее бросается майор. Взрыв. Если бы он  этого не сделал, даже подумать страшно, что бы произошло…

Сколько могло погибнуть солдат, если бы герой не накрыл собой гранату. Солдаты  говорят, что десятки.

«Помним, любим, скорбим… Майор, ты наш боевой отец. Вечная Вам память» - стоит в статусе у его бывших солдат.

6. Реализация построенного проекта.

     Учитель:  Ребята 1группы прочитали небольшую притчу о подвижнике.

Кратко расскажите нам эту притчу.

Учитель:  Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?

Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг и т.д.)

Учитель:  А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили ребята 3 группы.

Подвижник – реальное или мифическое лицо из религиозных побуждений, совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель:  Послушайте начало текста миниатюры:  

«Вечерело; По дороге шли два путника: отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камня, споткнулся, ушиб ногу. Ему больно. Кряхтя, он обошел камень, и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу.

На третий день отец с сыном снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень».

Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже на дороге не было. На обочине дороги сидел седой старик.

—  Дедушка, — спросил мальчик, — ты не видел здесь камень?...»

Учитель:  Каким мог быть, по вашему мнению, конец этого рассказа?

Дети высказывают свои предположения, каким мог быть конец этого рассказа. Учитель зачитывает конец рассказа В.А.Сухомлинского.

«…- Я убрал его с дороги,

- Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?

- Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

- Почему же вы убрали камень?

- Потому что я — человек».

Учитель:  Слово предоставляется ученикам 2 группы. Ваше мнение, ребята, об истории, которую поведал вам Антоний Сурожский. 

Дети высказывают свои мнения по тексту «О подвиге любви» (Это текст о том, как совершенно незнакомая женщина пожертвовала своей жизнью, ради жизни другой женщины, которая являлась матерью двоих детей и была женой русского офицера).

Учитель: Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?

Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.

Учитель:  Ребята 4группы  пересказывают рассказ о подвиге Жени Табакова. 5 группа о майоре Солнечникове.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:  Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?

Слайд

Ответы детей (Мы познакомились с понятиями  «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; В жизни всегда есть место подвигам).

- Как вы думаете, сегодня вечером дома у нас будет возможность совершить подвиг? Какой?

(Воздержаться от гнева, не браниться, не кричать, не огорчать родителей, поблагодарить родных, помочь по дому и т.д.)

9. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд.

- Внимательно прочитайте предложение, написанное на доске: «Чтобы идти дорогой подвига, надо научиться любить Жизнь, Вселенную, Людей и научиться БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ».

- Как вы понимаете это высказывание?

(если человек любит Людей, окружающий мир, то в его сердце побеждает «добрый волк», и он уже движется в сторону добра и совершает подвиг»)

Слово «благодарность» - «благо», «дарить». В ответ на доброе дело человек от всей души, от всего сердца дарит часть своего блага. Если мы внимательно начнём присматриваться к окружающему миру, к людям, которые вокруг нас, то окажется, что мы можем многому и многим быть благодарным.

А сейчас мы будем украшать «дерево благодарности» и поскольку приближаются самые любимые праздники Новый год и  Рождество, то украшать фонариками - сердечками (или шарами) мы будем ёлочку (можно нарисованную на ватмане)

(учитель ставит ёлочку и коробку с фонариками, сделанными руками детей на уроках технологии)

- Выходите к «дереву благодарности» и говорите, кому вы  благодарны, за что и какими добрыми делами.

Дети выходят по группам, вешают фонарики и говорят слова благодарности. Первой вешает учитель «Я благодарю вас, ученики 3 класса за трудолюбие, любознательность, сотрудничество, искренность и готова всегда вам помочь».

10. Подведение итога.

- Вот и подошли мы к главной задаче Жизни. Мы должны решить, какой человек способен на подвиг.

Слайд «Подвиг – это движение души в сторону добра»

«Благодарность – это дар части своего добра другому»

«Только благодарный человек способен на подвиг»

Слайд

Домашнее задание по выбору:

1.Подготовить сообщение на тему «Трудовой подвиг моих родственников».

2.Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

грамоты и благодарности мои

несколько моих грамот и благодарностей, которые я получила за воспитательную работу и т.д. ...

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Благодарность - это... Слова благодарности

Внеклассное мероприятие для конкурса "Классный классный"...

Благодарность - это... Слова благодарности

Открытый классный час на конкурс "Самый классный классный - 2016"...