Исследовательская работа "Ах,Картошка!"
проект (3 класс) на тему

Мельникова Татьяна Петровна

Работу выполнила ученица 3 класса Павлова Анна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akhkartoshka1.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоярковская СОШ Кам.р-на»Алтайского края

Ах, картошка, картошка!

Научно-исследовательская работа


Выполнила: Павлова Анна

Ученица:3 класса

Руководитель: Мельникова

 Татьяна Петровна


Содержание

Введение

  Глава  1. Что такое картофель

Глава 2.История происхождения картофеля

 Глава 3.Анкетирование «Любимые  блюда из

картофеля»

Глава 4.Состав картофеля

Глава 5 . Лечебные свойства картофеля. Блюда из картофеля

Заключение

Литература

Приложение

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……..

Введение

Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём  сажают его буквально повсюду.

Пожалуй, не найти на  Земле такого места, где бы  картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья.

Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только! Поэтому каждый год весной люди сажают, а осенью собирают на зиму картофель.

Мама всегда говорит:. Картошка на Руси “второй” хлеб.

- А почему?

Я задумалась. И сразу возник  целый ряд вопросов:

  • Что такое картофель?
  • Откуда картофель родом и как попал в Россию?
  • Почему сваренный картофель рассыпчатый?
  • Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?

Мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель и какие блюда можно из него приготовить, почему картофель фри такой хрустящий. Меня заинтересовали эти вопросы и я решила сама найти ответы на них.  

Объект исследования – живая природа.

Предмет исследования – картофель.

Цель работы:

Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.
  2. Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию.
  3. Доказать, что картофель – это второй хлеб.
  4. Объяснить, почему вареная картошка такая рассыпчатая, а картофель фри такой хрустящий.
  5. Обобщить полученные знания.

Мое предположение: считаю, что картофель был завезен к нам в страну, картошка вкусная, поэтому не представляю себе обеденного стола без неё.

Методы исследования:

  • анализ источников информации;
  • практические опыты;
  • обобщение полученных данных.

Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 Глава 1. Что такое картофель?

Я стала искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях, Интернете. Вот, что говорится о картофеле в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Клубнеплод, сем. паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни. КАРТОФЕЛЬ- растение семейства пасленовых (Solanaceae). Родиной картофеля. считается Южная Америка, где он произрастает в диком состоянии в виде многолетнего растения. Первыми из европейцев с картофелем. познакомились испанцы (1533). В 1565 г. он был перевезен в Ирландию, а затем постепенно распространился по Европе. В Россию, как полагают, он проник при Петре 1. Известно много сортов картофел, причем в зависимости от продолжительности периода развития различают ранние, средние и поздние сорта. Хим. состав картофельных клубней непостоянен и зависит от сорта и условий произрастания

Глава 2. История происхождения картофеля.

    Это было очень давно, более 400 лет назад. Далеко в противоположной части света протянулась вдоль Тихого океана эта древняя гористая страна, где предки американских индейцев нашли клубни дикого картофеля и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразен: днём жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днём сушили на солнце и называли его « чуньо », а клубни картофеля « паппо ».

    Картофель начал своё путешествие в Испанию, затем в Италию, в Англию. В конце XVI века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошёл на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандируя эту культуру. Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днём для охраны солдат.

      Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.

    В биографии картофеля есть немало любопытных факторов. В XVIII веке прусский король вёл с Австрией войну. Пруссаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, что составляло основу питания населения, так эта война получила название картофельной. В Россию картофель был завезен  Петром I. Только после Октябрьской революции произошло второе рождение картофеля. По его производству мы занимали первое место.

    Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля – Южная Америка, где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах на высоте от 500 до 4500 метров можно встретить почти все известные виды этого клубневидного растения.

    Испанцы, завоевавшие в конце XV века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньо. Это были высушенные клубни. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе. Промораживание картофеля способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате промораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в неурожайные годы. Испанские завоеватели, нагружавшие свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли – клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.

    Первое сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 году. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его «картофель обыкновенный». Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.

    Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки французы. Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чертовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням  горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Со временем признания картофеля всё возрастало. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьезов. В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в XVIII веке, а в Китай ещё раньше, в начале XVII веке. В конце XVII века это растение было завезено в Россию. Пётр I, находясь в это время в Голландии, послал Б. Шереметеву мешок картофеля. В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненно отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному, у него была мощная ботва им мелкие горьковатые клубни. Население ещё не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затесняли друг друга, давали ещё более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770г. были описаны способы выращивания этого растения.  

Глава 3. Анкетировние  «Любимые блюда из картофеля»

1. Чтобы узнать любят ли школьники картофель, я провела опрос среди учащихся и работников школы.  Оказалось, что из 49 человек только один не любит картошку, остальные 48 человек любят различные блюда, приготовленные из него.

Блюда из картофеля

Кол.-во человек

1

Картофельное пюре

48

2

Тушеный картофель

34

3

Суп картофельный

12

4

Жареный картофель

37

5

Печеный картофель

18

6

Пирожки с картофелем

41

7

Отварной картофель

40

 

На вопрос: «Сажают ли картофель родители на огороде?», все 49 человек дали положительный ответ.

Глава 5.Состав картофеля

Мои опыты

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сваренный картофель рассыпается? Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка? Из чего делают всеми нами любимые чипсы?

Я решила провести опыты и узнать из чего состоит картофель.

ОПЫТ 1.  

Я очистила картофель от кожуры, вымыла и перекрутила через мясорубку. У меня получилась картофельная кашица. Затем я откинула полученную массу на марлю и отжала. Водичку, которая тут же начала темнеть, я слила в чистую посуду и дала время отстояться. Через 5минут я слила темную водичку и увидела на дне посуды плотную массу чуть сероватого цвета. Это крахмал. После промывки и сушки из этой сероватой массы у меня получился порошок.

ВЫВОД: Значит, картофель состоит из воды и крахмала.

ОПЫТ 2.  

Я разрезала картофель пополам. На разрезанную часть капнула немного йода. Место, на которое попал йод, сначала стало коричневатым (цвет йода), а потом тут же превратилось в тёмно-фиолетовый цвет.

ВЫВОД: Это говорит о наличии крахмала в картофеле.

Вот ответы на вышестоящие вопросы:

  • при варке картофеля часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым;
  • при жарении вода испаряется, а крахмал подрумянивается в жире;
  • ну, а всеми нами любимые чипсы готовят не из чистого картофеля, а из крахмала с добавлением специальных средств, чтобы они не рассыпались.

Глава 6. Лечебные свойства картофеля. Блюда из картофеля

Не зря картофель называют "вторым хлебом" – из него можно приготовить более 2 тысяч блюд. В фильме "Девчата" повариха Тося оглашала длиннющий список картофельных блюд: "Картошка отварная, жареная, пюре, картошка фри, картошка пай..."  Я тоже дополню список из маминой кулинарной книги: картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель фаршированный,  панированный картофель, картофельные пончики, вареники из картофеля, манты из картофеля, хворост из картофеля и многое другое.


        Кроме того, картошка – отличное лекарство при множестве болезней. Сок свежих клубней используют как противокислотное средство при гастритах, язвенной болезни и запорах. При воспалительных процессах картофельным соком полощут полость рта и глотки. А кашицей тертого картофеля можно вылечить ожоги и незаживающие раны. Пары отварного картофеля "в мундире" используют для ингаляций. А на картофельной диете нужно сидеть при заболеваниях суставов и малокровии. Сам по себе картофель – кладезь витаминов. В клубнях, кроме белков, углеводов и клетчатки, содержатся почти все витамины группы В, а также витамины С, Р, К, РР и А, минеральные соли калия и фосфора, железо, макро- и микроэлементы, органические кислоты.

Заключение

Декоративное растение, лекарство от многих болезней, яд от насекомых, средство для выведения пятен и универсальное удобрение. И, наконец, сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, косметическую пудру, масло, вино, кофе, шоколад и дрожжи... Да, все это – картошка. Из нее даже водку делают. Картофель распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых и относительно неприхотливая культура.  Картофель в России прозвали вторым хлебом, потому что он выручал людей в тяжелые времена, например во время войны, и является национальной пищей. В сыром клубне – 70% воды и около 20% крахмала. Есть в нем и витамины. При варке картошки часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым, а при жарке крахмал подрумянивается в жире.

Картофель, ставший неотъемлемым атрибутом русской национальной кухни, заслужил собственный ежегодный праздник. Я убедилась в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Перелистывая страницы журналов по кулинарии и беседуя с нашими односельчанами, я поняла, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля.

  • Картофель идет как первое блюдо при приготовлении супов.
  • Картофель – это и самое вкусное второе блюдо.
  • Во многие салаты добавляется картофель. Например: «Оливье» или «Зимний салат»
  • Картофель подаётся и на десерт. Например: кисель, приготовленный на картофельном крахмале; хворост и др.

Вывод: значит, картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

В ходе исследования я изучила, почему картофель так важен для человека.

Литература

Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000.-944 стр.

А.А. Плешаков. Природоведение, 3 класс.- 2007

Г. П. Цыганенко. Этимологический словарь русского языка.- К.: Радянська школа. 1989, 5000 слов

Шанский Н.М., Боброва Т. А.Школьный этимологический словарь русского языка: 4-е изд., стереотип. Ч М.: Дрофа, 2001. Ч 400 с.

Газета «Дружба», 2007г

Газета «Известие», 2005, 30 июля

 Журнал «Наша кухня», 2005г

http://festival.1september.ru/articles/210436/

http://recept. Приемы агротехники картофеля -08/12/2007

Многолетняя работа по селекции картофеля и перспективы развития -08/12/2007

Рынок семенного картофеля и сортовые ресурсы -08/12/2007  

kaptoxa.ru/materialy/stati-i-referaty/stranstvuyuschij-tartufel.html

http://bio.1september.ru/2002/38/2.htm

http://visual.images.yandex.ru/sights/

Resource id #320

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...