Главные вкладки

    Классный час Жизнь моя - Иркутская история
    классный час (4 класс) по теме

    Тижанкина Елена Александровна

    Разработка мероприятия по краеведению

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему:

    «Жизнь моя – Иркутская история»

    Номинация: мероприятие по краеведению

                                                                                                                Автор:

                                                                                                                  Тижанкина Е.А.

                                                                                                                 МКОУ Тамтачетская СОШ

                                                                                                                 Иркутская область

                                                                                                                Тайшетский район,

                                                                                                                 пос. Тамтачет

                                                                                                                ул. Гайнулина, д.2 «В»

    Цели:

    1. сформировать представление об истории Иркутской области;
    2. закрепить знания о географическом положении Иркутской области;
    3. дать знания о государственной символике Иркутской области;
    4. продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
    5.  развивать речь учащихся, внимание и логическое мышление;
    6. воспитывать любовь к родному краю.

    Оформление: книжная выставка «Наш край», карта Иркутской области, экспозиция «Наш край»

    Ход мероприятия:

    Вступительное слово учителя

    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады сегодня пригласить вас в страну загадок и чудес. Тут реки от мороза кипят, тут хвойные деревья сбрасывают свои иголки, здесь есть березки чуть выше человеческого роста. Здесь находится жемчужина нашей Земли – священное озеро Байкал. Эта загадочная страна - наша Иркутская область. 

    Чтец: Здесь все твое!                           Здесь все твое! Луга и нивы,

    Весь край суровый,-                              Цветы, туманы, облака

    И широта, и высота-                             И ветра мягкого порыва,

    От малой веточки кедровой                 И трав шумящего шелка…

    До иполинского хребта.                               И. Рождественский

    Ежегодно 27 сентября  наша родная Иркутская область отмечает свой день рожденье. Область большая по размерам, богатая своими природными ресурсами, с богатой историей, знаменита своими людьми.

    Ученик читает наизусть стихотворение П.Казанского:

    Бескрайны по сопкам тайги вековые –

    Там камень и лес полновластно царят,

    Там дремлют по падям болота немые,

    В ущельях бурливые реки  шумят.

    Там хмурый Байкал-скопидом собирает

    Без счета живые струи серебра,

    Но все расточает, смеясь и играя,

    Красавица дочка его, Ангара.

    Приглашаем всех гостей посетить страницы нашего устного журнала. 

    Перелистывая страницы журнала, мы узнаем много нового о том месте, в котором родились и живём.

    А) Страница 1 «История Иркутской области» (выступление учителя)

    История нашей области очень богата и уходит корнями в далёкое прошлое.

    Иркутская область в 17 в.

    В архиве древних актов выявлено донесение енисейского воеводы И. И. Ржевского в Сибирский приказ. В нем содержится подробное изложение обстоятельств основания Иркутского острога енисейским сыном боярским Яковом Ивановичем Похабовым летом 1661 года.

     Первым приказчиком нового острога был назначен казачий десятник Василий Ездаков. Под его командой находилось 20 служилых людей. Сначала острог назывался Яндашским, по имени местного князца Яндаша.  Но уже с 1662 года он стал именоваться Иркутским (в старину писали "Иркуцкий"), так как находился недалеко от устья притока Ангары - Иркута.

    В трудных условиях и с ограниченными средствами, переселенцы в Сибири завели пашни, покосы, построили заимки, деревни, села и города, соляные варницы, мукомольные мельницы, кузницы, добывали железную руду и плавили железо, отыскивали слюду, а позже серебро, золото и другие полезные ископаемые, занимались промыслами и ремеслами, заложили основы промышленности. Постепенно край стал превращаться в губернию,  на ее территории насчитывалось более 500 населенных пунктов. Население росло в связи с прибытием новых партий русских переселенцев и ссыльных.

    Иркутская область в 18 -19 вв.

    Окончательно вновь учрежденная Иркутская губерния открывается в 1765 году. В начале 19 века Иркутск становится официальной резиденцией генерал-губернатора и столицей Восточной Сибири. Значительное влияние на повышение общественного и культурного статуса сибирской столицы оказала высылка в Восточную Сибирь осужденных декабристов.

    Иркутская область в годы Великой Отечественной войны

    Великая Отечественная война обескровила сибирскую деревню. Много мужчин было призвано на фронт. Сократилось количество тракторов и комбайнов. Прекратилось поступление новой техники. Большое количество лошадей было направлено в армию. Основной силой колхозного и промышленного производства стали женщины и подростки. Именно на их плечи легла тяжесть забот по ведению хозяйства, выпуску продукции и обеспечения фронта и тыла продовольствием и оружием.

    Иркутская область в послевоенные годы

    В первую послевоенную пятилетку промышленность переводилась на мирные рельсы. Началось строительство новых крупных промышленных предприятий, освоение всех природных ресурсов Восточной Сибири. По разнообразию, запасам полезных ископаемых и их благоприятному сочетанию область занимает одно из первых мест в стране.

    Ещё А.Радищев писал: «Что за богатейший край сия Сибирь, что за мощные края. Она предназначена играть большую роль в анналах мира».

    АННАЛЫ (толковый словарь) - летопись (у некоторых древних народов); переносное значение: о чем-нибудь значительном, героическом, о том, что вошло в историю

     Б) Страница 2 «Географическое положение Иркутской области» (выступление ученика)

    Иркутская область расположена в центральной части Евро–Азиатского материка

    Протяженность территории с запада на восток 1318 км, с юга на север 1450 км.

    На юге, юго–востоке и востоке область граничит с Республикой Бурятией, Читинской областью, на севере и северо–востоке – с республикой Саха (Якутией), на северо–западе и западе – с Красноярским краем, на юго–западе – с республикой Тыва. Протяженность границы области – 7240 км, сухопутная – 6720 км, водная – 520 км.

    Естественными границами области являются горы Восточного Саяна. Хамар–Дабана, Северо–Байкальского и Патомского нагорий, хребты Делюн–Уранский и Кодар, а также реки и озеро Байкал.

    Площадь территории области, по данным иркутского управления сельского хозяйства, составляет 775,1 тыс. кв. км или 4,5 % территории России. По площади наша область уступает только Якутии (Саха), Красноярскому, Хабаровскому краям, Тюменской и Магаданской областям. Ей нет равных не только по занимаемой территории среди административных единиц европейской части России, но и разнообразию ландшафтов и ресурсам.

    Очертания  границы напоминает голову кролика.

    Крупные города: Иркутск, Ангарск, Усолье - Сибирское, Братск, Черемхово, Зима, Нижнеудинск, Тайшет, Шелехов, Саянск, Усть-Кут, Слюдянка.

    Как положено, по обычаю,

    По традиции вековой,

    Каждый город свое обличие

    И характер имеет свой.

    Каждый славен своим наречием,

    Город особою красотой.

    (Н. Винокуров) (читает ученик)

    1. Административный центр – г. Иркутск.
    2. Образована  26 сентября 1937 г. при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области.
    3. Площадь - 767,900 км² .
    4. Население - 2,4 млн. чел. (2012 г.).
    5. Границы: На юге, юго-востоке область граничит с республикой Бурятия, Читинской областью, на западе и северо-западе с Красноярским краем, на юго-западе с республикой Тыва, на севере и северо-востоке с республикой Саха (Якутия).
    6. Губернатор области — Сергей Ерощенко с 8 июня 2012 года.

    По величине территории область равна Франции – самому крупному государству Европы, на ее территории разместятся три Великобритании.

    В) Страница 3 «Символика» (выступление учителя)

    Герб Иркутской области принят 16.07.1997г

    Описание:
    Герб Иркутской области - "в серебряном поле черный бабр с червлеными глазами, держащий в пасти червленого соболя". Геральдические цвета герба означают: черный - благоразумие, смирение, печаль; червленый (красный) - храбрость, мужество, неустрашимость. Допускается использование внешнего обрамления герба (ветвей, короны и Андреевской ленты). Флаг Иркутской области. "Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех вертикально расположенных полос: двух синих и средней - белого цвета, в центре которой помещается изображение основного элемента герба: бегущего в левую сторону бабра, держащего в пасти червлёного соболя, в обрамлении стилизованных зеленых ветвей кедра. Отношение ширины флага к его длине - 2 к 3. Ширина средней полосы составляет 3/8 общей длины флага.
    Цвета флага означают:
    - синий - символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару и другие реки области;
    - белый - символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибирских зим;
    - зеленый цвет ветвей - цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну, лесные богатства области".

    Автор проекта флага - С.Б.Демков

    История герба Иркутской области

    Г) Страница 4 «Домашнее задание»  (узнать историю возникновения истории создания символики области, лучший доклад заслушивается)

    Первоначально на гербе был изображен бегущий бабр.

    Герб был пожалован Иркутску 18 февраля 1690 года. Изначально на нём был изображён бегущий бабр, имеющий естественную окраску, держащий во рту червлёного соболя. Щит герба обрамлялся золотыми дубовыми листьями, соединёнными андреевской лентой лазурного цвета, а сверху его венчала императорская корона.

    По ошибке малоизвестное слово «бабр» заменили на «бобр».

    Позднее городской герб стал губернским, в связи с чем, в 1857 году проводились работы по приведению его в соответствие с правилами, во время которых старый герб претерпел досадные изменения: малоизвестное слово «бабр» заменили на «бобр». В результате, на щите появился неведомый зверь: чёрный, похожий на бобра, с перепончатыми лапами и толстым хвостом, но с кошачьей мордой.

    В советское время убрали внешнюю часть щита — так герб дошёл до наших дней.

    Изображение герба, его описание хранятся в областном краеведческом музее и доступны для всеобщего ознакомления.

    Д)Страница 5 « О красоте и величии Байкала и Ангары» (выступление ученика)

    Почти в центре огромного материка Евразия находится узкий голубой полумесяц - озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами, оно раскинулось на 636 километров длины и до 80 км ширины. По площади Байкал равен Бельгии с ее почти 10-миллионным населением, множеством городов и промышленных центров, шоссейных и железных дорог. 

     В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Вытекает из Байкала единственная река - Ангара. 

     Площадь водного зеркала озера составляет 31470 квадратных километров. Максимальная глубина достигает 1637 м, средняя - 730 м. 

    Для того, чтобы осознать всю громадность водного тела Байкала, представьте, что Ангаре, ежегодно выносящей из озера 60,9 км3 воды, понадобилось бы 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу. При условии, конечно, что за это время в него не попадет ни литра воды и ни капли не испарится с его поверхности. 

    Несомненно, Байкал - самое глубокое озеро в мире. Не все знают, что второй в мире претендент на это звание, африканское озеро Таньганьика, отстает от лидера на целых 200 метров. На Байкале 30 островов, самый крупный - остров Ольхон. 

    Вопрос о возрасте Байкала следует считать открытым.   Обычно в литературе приводится цифра в 20-25 млн. лет. Однако применение различных методов определения возраста дает значения от 20-30 миллионов до нескольких десятков тысяч лет. Но, если допустить, что верна традиционная точка зрения, то  Байкал можно считать и самым древним озером на Земле.

    Учитель задает вопрос, заданный домой:

    1. Почему Байкал так называется? Байкал-тюркоязычное слово от бай-кюль, что означает богатое озеро. А богато озеро рыбой  (таймень, омуль, хариус, осетр, карась.)

    Самое глубокое (1 647  м)

    Самое древнее (25 млн. лет)

    Самое прозрачное (видимость до 41 м)

    20 % запасов пресной воды земного шара

    74% животных и растений – эндемики и не встречаются нигде в мире

    Высота над уровнем моря – 450 м

    Высота хребтов вокруг Байкала до 2500 м

    137 рек впадает в Байкал, вытекает – только 1 (река Ангара)

    Главной водной артерией области является река Ангара. Сибирский поэт М.Стож так писал о ее красоте и величии:  Я - царица сверкающих  вод,

                                                        Я - красавица дикого края;

                                                        Мчатся воды мои все вперед,

                                                        Быстро к северу, гордо сияя…

    Ангара вытекает из озера Байкал. Ангара единственная дочь Байкала, Байкал-отец. Много легенд связано с Байкалом, вот одна из них:                                                                                           Батюшка Байкал собирался отдать свою единственную дочь замуж за Иркута, но темной ночью своенравная Ангара сбежала от него к могучему Енисею. Запоздал и брошенный Байкалом вслед заградительный камень, ставший Шаман-камнем в истоке Ангары, а огорченному Иркуту ничего не оставалось, как уйти не сладко хлебавши.

    Загадка:  Древен род его в природе,

                     Кличут озером в народе,

                      Волны моря плещут в нем,

                      Как все это назовем?

    Девочка в костюме хозяйки Сибирской тайги: Приветствую вас, дорогие друзья. Я хорошо знаю землю моих предков. Как же вам рассказать о моем крае? Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может песни помогут? Ведь в них душа народа. Давайте проведем небольшое интеллектуальное путешествие по нашему краю в форме аукциона, конкурса загадок, викторины и выберем лучших знатоков.

    1. Аукцион «Сибирские пушные звери»

    1) Распространенный промысловый древесный грызун (Белка);

    2) Благородное животное. Его шкура, мясо, молодые рога используются в промышленности. (Олень);

    3) Этот зверь встречается трех видов: белый, черный и бурый. (Медведь);

    4) Он летом наедается, зимой в берлоге отсыпается. (Медведь);

    5) Назовите пушных зверей, которые живут в нашей местности.

    2. Конкурс загадок «Прогулка в лесу».

    1) Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там…(Опята)

    2) Ну, а это на полянке ядовитая… (Поганка)

    3) Стоят в полях сестрички, желтые глазки, белые реснички.(ромашки)

    4) Две сестры летом зеленеют, одна к осени краснеет, а другая почернеет. (Смородина)

    5) Я по дереву стучу, червячка достать хочу. (Дятел)

    3. Экологическая мини-викторина

    1) Можно ли по каким – либо животным существам узнать о загрязнении или наличии ядов в воздухе? (Божьи коровки меняют окраску, когда попадают в сильно загрязненную полосу воздуха).

    2) Как уставшего, раздраженного человека превратить в бодрого и спокойного? (Надо человека поместить в естественный природный шум: бормотание листвы, журчание ручья, плеск волны, голоса птиц, жужжание пчел, стрекот кузнечиков. Это полностью его излечит).

    3) Как влияет шум (транзисторы и другие) на обитателей леса? (Птицы покидают свои гнезда; выводки не поспевают за матерью, теряются в траве и погибают. Пчелы, шмели, жуки не могут подняться в воздух из-за колебания воздуха громко говорящего приемника).

    4. Заповеди друзей природы (Коллективная работа)

    1) На лоне природы веди себя тихо и не заметно: смотри, слушай и не шуми!

    2) Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-то полезное!

    3) Изучай природу – ты её частица!

    4) Будь другом всех животных существ, не мучай и не убивай!

    5) Охраняй чистоту вод!

    5. Конкурс «Творчество и я»

    1) Сочиняем сказку «Мой друг - Миша».

    2) Рисуем экоэмблемы

    По итогам игры выбираем самого активного ученика, знатока родного края.

    I тур Байкальские загадки.

    1 команда              2 команда

    1. Собирает воду с гор,                                              1. Горный ветер – ураган –

    Под журчащий разговор                                               Настоящий хулиган

    Поит дочку день и ночь.                                                 Весь Байкал ревет и стонет,

    Та с красавцем Енисеем                                                 Волны бешенные гонит

    Убегает резко прочь.                                                    Это Артика привет

       (Байкал – Ангара)                                                            Шлет Байкалу много лет.

    2. Ходит в озере, гуляет по заливам,                          Так хотелось бы узнать –

     Серебристый, с нежно-розовым отливом.               Как речку и ветер звать?      

     Эпишуре, голомянку, бокоплаву                              (река Сарма и ветер Сарма)

     Благодарен за питание и славу.                                                                    

    Строгонина – хороша!

    Расколодка – хороша!

    Наслаждается душа!             (Омуль)

    II тур. Загадочный мир Байкала.

    Вопросы 1 команде:

    1) Какая экспедиция проводила съемки медведей на Байкале? Об этом говорилось в журнале «Сибирячок». (Экспедиция Жака Кусто)

    2) Самая экзотическая рыба Байкала. Эндемик. Изящная, перломутрово-прозрачная, жирная. Её существует два вида: большая и малая. Назовите эту рыбу? (Голомянка)

    3) Почти во всех сибирских реках водится яркая нарядная рыба с высоким спинным плавником, украшенная малиново-красным пятнами. Существует два вида: белый и черный. Эта рыба водится и в нашей реке. (Хариус)

    4) Самая распространенная рыба на Байкале. Их 29 видов. Желтокрылые, серебристо – перламутровые, шершавые, пестрые, красные, большеголовые, узкие. Кто они? (Байкальские бычки).

    Вопросы 2 команде:

    5) Очень крупная птица. Выбирает для гнезд открытые пространства. Кладка 4-6 яиц. Отличаются верностью друг к другу. Эта птица включена в Красную книгу Иркутской области. (Лебедь – крикун)

    6) Какие крупные животные обитали на территории Прибайкалья миллионы лет назад? В районе Гусиного озера были найдены останки скелетов. Их длина до 26-27 метров и вес до 50 тон. Кто они? (Травоядные динозавры мезозойской эры)

    7) Есть ли лягушки на Байкале? (Из-за низкой температуры лягушки не водятся)

    8) Какого цвета вороны в Восточной Сибири? (Черные)

    III тур. Разгадай кроссворд

    1. Самая большая река, впадающая в Байкал? (Селенга)

    2. Река, которая вытекает из Байкала?(Ангара)

    3. Оружие, с помощью которых добывают китов?(Гарпун)

    4. Млекопитающее на Байкале?(Нерпа)

    5. Самая известная птица на Байкале?(Чайка)

    Подводятся итоги командного состязания, награждаются победители и участники.

    1. Рефлексия

    Понравился ли классный час? Ответить на вопрос можно ответить смайликами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий классного часа и презентация "Из истории олимпийских игр"

    В даннйх материалах представлены конспект и презентация внеклассного занятия (праздника), посвященного олимпиадам....

    Классный час "Огонь-мой друг, огонь-мой враг!"

    Классный час по противопожарной безопасности "Огонь- мой друг, огонь - мой враг!"...

    Классный час, посвященный возрождению памятника истории и культуры древнего города Болгар.

    •         познакомить учащихся с памятниками истории и культуры города Болгар;•         формировать активную гражданскую...

    Классный час «Жизнь виртуальная и жизнь реальная»

    Выяснить значение слов и расширить знания о «виртуальной жизни» и «реальной жизни»...

    Методическая разработка тематического классного часа по теме: «Горчичная история Волгоградского региона»

    Тема "Горчичная история Волгоградского региона" относится у разделу тем по краеведению, изучению истории и хозяйства родного края....

    Материал для проведения классного часа по теме Страницы истории. Бородино.

    Материал для проведения классного часа в форме игры "Поле чудес"по теме "История России. Бородино"....

    Классный час "Жизнь моя бесценна"

    Классный час  в 3 класса из цикла "Уроки нравственности"...