Методическая разработка тематического классного часа по теме: «Горчичная история Волгоградского региона»
классный час (4 класс) на тему

Самойлова Алёна Николаевна

 Тема "Горчичная история Волгоградского региона" относится у разделу тем по краеведению, изучению истории и хозяйства родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sarepta_vospitatelnaya_rabota.docx65.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 118

Красноармейского района г. Волгограда

400031, г.Волгоград,  ул.Российская,8         тел (8442)62-02-02        ИНН 3448015823

Методическая разработка

тематического классного часа по теме:

«Горчичная история Волгоградского региона»

                                                                          Выполнила:

                                                                          А.Н. Самойлова,

                                                                     учитель начальных классов

Волгоград - 2013

Содержание:                                                                                                 стр.

  1. Пояснительная записка………………………………………........  3

  1. Методы и приёмы……………………………………………………  5

  1. Необходимое оборудование………………………….................. 5

  1. Требования к организации пространства……………………… 5

  1. Методические рекомендации……………………………………… 6

  1. Ход мероприятия……………………………………………………… 8

  1. Критерии оценки достижения планируемых результатов.. 14

  1. Приложение……………………………………………………………..15

  1. Список использованной литературы………………………........30

  1. Сведения о практической апробации методической разработки образовательного учреждения…………………………………… 30

1.Пояснительная записка

---

Тема: «Горчичная история Волгоградского региона» относится к разделу тем по краеведению, изучению истории и хозяйства родного края.

Рассматривает ряд вопросов во взаимосвязи с географическим положением, историческим развитием, способствующим расширению знаний о крае как центре производства горчичного масла и порошка, их применении; является актуальной.

Актуальность данной темы обусловлена самой жизнью, потребностью подрастающего поколения в познавательном интересе к истории своего края, желанием активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В разработке данного классного часа, подготовке материала активно принимали участие обучающиеся 4 «А» класса, т.к. данная тематика представляет для них интерес не только в познавательном аспекте, но и является частью знаний, которые они будут использовать в своей повседневной жизни.

---

Форма проведения занятия:тематический классный час.

Тема:«Горчичная история Волгоградского региона».

Место проведения:МОУ СОШ №118 Красноармейского района г. Волгограда.

Цель:Познакомить обучающихся с горчицей сарептской как масличным растением, с горчичной историей Волгоградского региона, с научными открытиями в отношении пользы горчичного масла.

Задачи:

образовательные

Обеспечить усвоение фактов по истории и современной действительности родного края, волгоградских товаро- и услугопроизводителей.

Формировать умение через создание системы образов анализировать содержание текста.

развивающие

Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение;

внимание, память, критическое мышление;

познавательную активность и творческие способности учащихся.

воспитывающая

Воспитание чувства патриотизма на основе уважения и любви к малой Родине, ее прошлому и настоящему.

Основные дидактические задачи:

  1. Обсудить с обучающимися план проведения мероприятия и его оформление.
  2. Путем самостоятельного изучения учениками литературы, интернет ресурсов по данной теме подвести их к пониманию её значения и конкретного выбора материала для выполнения индивидуальных проектов и презентации.
  3. Вовлечь в подготовку и проведение данного мероприятия как можно большее число обучающихся.
  4. Связь с жизнью тематики классного часа.

Контингент участников:4 класс.

Ожидаемые результаты:

Предметные

  • Должны запомнить исторические события отдельной территории родного края;
  • Познакомиться с современной деятельностью волгоградских товаро- и услугопроизводителей, научными открытиями в отношении пользы горчичного масла;

Метапредметные

  • Умение анализировать иллюстративный и художественный материал;

Личностные

  • Творческая самореализация детей;
  • Формирование навыков организаторской деятельности;
  • Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

2.Методы и приёмы

  • беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
  • упражнение, прогнозирование, постановка проблемы,
  • индивидуальная работа, частично-поисковый метод,
  • работа в группах,
  • поручения детям подготовить сообщения по выбранной теме проекта (своеобразный метод рассказа),
  • приём «Мозговой штурм», «Рассказ с остановками», «Синквейн».

3.Необходимое оборудование:

  • интернет-ресурсы,
  • презентация,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран и др.

4.Требования к организации пространства

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Расстояние от первой парты до учебной доски (экрана) – 2,4 – 2,7 м.

В учебном помещении соблюдены воздушно-тепловой режим, требования к естественному освещению. При необходимости используется искусственное освещение.

5.Методические рекомендации.

Продолжительность мероприятия:40 минут.

Численность участников:26 чел.

Дидактическая база:

  1. Литература по данной тематике справочная и научно-популярная.
  2. Данные Интернета из официальных сайтов.

Материалы к уроку:

  • Таблички на магнитах с фразами для составления предложений,
  • Использование экрана, проектора и компьютера с обеспечением точки доступа к сети Интернет на всех этапах урока,
  • Звукозапись «Вольфганг Амодей Моцарт. Симфония №6»,
  • Выставка книг «Сарепта – Волгоград – Горчичная столица России»,
  • Проектные работы обучающихся: «Горчица: полезные свойства, применение горчичного масла и семян горчицы», «История горчицы сарептской»,
  • Презентация «Горчичная история Волгоградского региона».

Структура мероприятия:

  1. Подготовительный этап.

Включает следующие моменты:

  • Определить составляющие темы, которые будут представлены на классном часе.
  • Продумать оформление помещения.
  • Подобрать информационные материалы.
  • Назначить участников в подготовке и оформлении классного часа.
  • Составить и обсудить план проведения классного часа.
  • Провести репетиции с ответственными.
  • Назначить дату проведения мероприятия.
  • Подготовить классную комнату в день проведения мероприятия и оформить её по теме.
  • Установить необходимую аппаратуру для демонстрации мультимедийной презентации.

Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у обучающихся появилось стремление познать больше и глубже материал по данной теме, подготовить проекты в форме докладов, презентацию.

Кроме обучающихся 4-го класса в качестве слушателей приглашеныученики5-го класса, что позволяет воспитывать и укреплять дружеские отношения междудетьми, заинтересованность в проведении совместных мероприятий, коллективизм.

Преподаватель своими советами направляет, помогает, но не подавляет инициативу обучающихся.

  1. Проведение мероприятия по плану классного часа.

Пришедшие на классный час ученики и гости подготовлены к восприятию данной темы, это сделано классным руководителем во вступительном слове. Обстановка способствует подготовке к тематике и оформлена соответствующим  образом.

Классный руководитель внимательно наблюдает процесс проведения мероприятия и по возможности корректирует, направляет дискуссию на его отдельных этапах должным образом, чтобы подвести обучающихся к заключительному этапу – составлению Синквейна.

  1. Окончание мероприятия.

В заключении классный руководитель благодарит слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, отмечает наиболее активных учеников.

План проведения классного часа.

Этапы урока

Временная реализация

I.Оргмомент.

II.Предварительная беседа. Приём «Мозговой штурм». Актуализация знаний.

III.Введение в тему и постановка задач (вызов).

IV.Словарная работа.

V.Доклады обучающихся с последующим обсуждением и обменом мнениями

VI. Физминутка.

VII. Приём «Рассказ с остановками» с элементами беседы.  Показ слайдов презентации «Горчичная история Волгоградского региона».

VIII. Рефлексия.

IX.Обзор по книжной выставке «Сарепта – Волгоград – Горчичная столица России».

1 мин.

3 мин.

1 мин.

3 мин.

10 мин.

2 мин.

15 мин.

3 мин.

2мин.

Схема усвоения: зрительный образ – информация – усвоение полученных знаний – рефлексия.

6.Ход мероприятия.

I.Оргмомент.

- Желаю всем хорошего настроения и времени, проведённого с пользой для пополнения «багажа знаний».

II.Предварительная беседа.Приём «Мозговой штурм». Актуализация знаний.

На доске прикреплены таблички с фразами в хаотичном порядке.

Задание: составить из них предложения. (Приложение 1)

- Семена какого культурного растения используют при изготовлении горчицы и горчичного масла?

Упражнение: Закончите предложение.

- Крупнейшее в России предприятие по переработке горчицы в Волгограде - … (горчично-маслобойный завод «Сарепта»)

Подсказка в случае затруднения:

- Ключевое слово местонахождения этого завода в нашем городе прозвучало при составлении одного из предложений. (Горчица названа в честь Сарепты.)

III. Введение в тему и постановка задач (вызов).

Первичный прогноз.

- Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь?

- С какой целью проводим этот классный час?

Постановка проблемы и раскрытие путей её решения.

- Узнать историю родного края, а именно горчичную историю Волгоградского региона, познакомиться с полезными свойствами и применением горчицы, обогатить свой словарный запас вам помогут одноклассники, которые выступят с докладами, продемонстрируют подготовленную презентацию, и классный руководитель поделится с вами полезной и нужной информацией.

IV. Словарная работа.

Фронтальная беседа.

- Сегодня вы услышите несколько слов, не каждому из вас знакомых, понятных.

На доске открывается предварительнаязапись:

Товаропроизводитель - …, услугопроизводитель - … .

- При помощи каких слов они образованы?

- Попробуйте объяснить смысл этих сложных слов.

Подберите синонимы к словам: предприятие - …, потребитель - …, монополия - ….

Точечный запрос в интернет-ресурсах. Интерактивный метод.

- Поможет справиться с заданием наш друг – Интернет. Чтобы подобрать синоним к слову, необходимо понимать его значение.

Один из учеников вводит в строку поиска энциклопедии Википедия искомые слова. Изображение проецируется на переносной экран. (Приложение 2)

Синонимы и толкование слов записываются на доске другим обучающимся.

- Этим небольшим словариком мы будем пользоваться на уроке.

V. Доклады обучающихся с последующим обсуждением и обменом мнениями.

- Мы с вами уже упомянули о горчице как культурном растении. Расширить свои познания в условиях выращивания, полезных свойствах и её применении вам помогут выступления Лопатина М. и Чубриковой М.

Докладыпо темам:

Горчица: полезные свойства, применение горчичного масла и семян горчицы.(Приложение 3)

История горчицы «сарептской».(Приложение 4)

- Кто такой Никита Афанасьевич Бекетов?

- За какие заслуги от общества ему была преподнесена золотая медаль?

- Из каких видов семян горчицы получают подсолнечное масло?

- Только ли цельные семена находят применение в медицине, кулинарии и пищевой промышленности и др.?

- Как вы думаете, возможно ли производить горчичное масло, горчичный порошок, горчичники, кормовой концентрат на одном заводе?

- Каким должно быть это предприятие по вашему мнению?

- О крупнейшем предприятии, являющимся монополистом, крупнейшим товаро- и услугопроизводителемпойдёт дальнейший рассказ.

VI. Физминутка.

Звучит звукозапись «Вольфганг Амодей Моцарт. Симфония №6».

Ученики выполняют движения под музыку и стихотворение.

Жура - Жура - журавель,                  Мы спросили журавля:
Облетал ты сто земель,                     «Где же лучшая земля?»
Облетал, обходил,                             Он ответил, пролетая:

Крылья, ноги натрудил.                   «Лучше нет родного края!»

VII. Приём «Рассказ с остановками» с элементами беседы.Показ слайдов презентации «Горчичная история Волгоградского региона».

Точечный запрос в интернет-ресурсах. Интерактивный метод.

- Вновь обращаемся к нашему помощнику Интернету. В строке поиска печатаем:  «Сарепта» (завод).

Один из учеников осуществляет данную операцию. Изображение проецируется на переносной экран. (Приложение 5)

Слайд 1,2

Чтение стихотворения Шиповского С.Я. «Сарепта» Солдатовой К.

- Совершим небольшой экскурс в историю.

Названгорчично-маслобойный завод по историческомуназванию Сарепта-на-Волге, поселения гернгутеров-колонистов в России.

Основание Сарепты (1765) неразрывно связано с Манифестом Екатерины II от 4 декабря 1762 г.,  которым было определено место, условия и права переселенцев из Европы, в частности, создание немецких колоний по Волге. Постепенно колонии экономически крепли и развивались.

Население колонии Сарепта обустроилось настолько, что уже к 1774 году ни в чём не нуждалось. Успехи в опытах по выращиванию горчицы сначала астраханским губернатором Никитой Афанасьевичем Бекетовым в своём имении Отрада, затем сарептяниным швейцарского происхождения Конрадом Нейтцеми производству из неё масла и горчичного порошка прославили предприимчивых колонистов далеко за пределами не только своего Царицынского уезда, но и Астраханской губернии.

- Почему горчично-маслобойный завод имеет  название «Сарепта»?

- Когда на Волге поселились первые переселенцы?

- Как вы думаете, для чего колонисты были направлены на эту территорию Екатериной II?

Слайд 3

Ещё при кустарном производстве в 1798 году столовая горчица и масло были представлены царствующему двору. После последовавшего оттуда одобрения Конрад Нейтц совместно со своим зятем ИоганомГличем расширяют производство, и уже в 1810 году они строят и пускают фабрику, где переработка горчицы велась в основном вручную – зерно очищали, провеивали, обдирали шелуху на каменных жерновах, размалывали в ручных ступах, на конных и водяных мельницах. Затем муку нагревали на огне, томили в посуде в русской печи, грели на водяном пару. Разогретое тесто, завернув в ткань, помещали под ручной винтовой или клиновый пресс. После отжимки зерна размолотый жмых перерабатывался на горчичный порошок. Лучшая горчица получалась из сухой старой горчицы, которую хранили в каменных амбарах при определённой температуре и влажности.

К. Нейтц и его наследник И.К. Глич сумели распространить посевы горчицы в регионе среди крестьян Черноярского, Царицынского, Царевского уездов. В 1836 г. было основано горчичное «заведение» Абразановых в с. Малые Чапурники.

- Как перерабатывали горчицу в 1810 году?

- Как вы думаете, высока ли была производительность такого труда?

- Кто был первым распространителем посевов горчицы в регионе?

Слайд 4

В 1840 – 1860 гг. новые предприятия появились в Дубовке (Ваага), Сарепте был открыт второй горчично-маслобойный завод ВальдемараКноблоха, Царицыне (В. Н. Миллера).

В 1857 году К. и Ф. Глич выстроили в Сарепте новую горчичную фабрику с паровой машиной. В 1864 г. их примеру последовал А.И. Кноблох, а в 1880 – 1900 гг. в уезде открылось несколько более крупных фабрик в Царицыне и Дубовке. К концу века 6 фабрик перерабатывали до 300 тысяч пудов зерна. Сбыт осуществлялся по Европейской и Южной России. В начале XX в. горчичные предприятия Царицынского уезда по прежнему являлись главными производителями и поставщиками сарептской горчицы на всероссийском рынке.

В 1920 г. фабрики были объединены а Царицынский горчично-маслобойный трест.

- Сколько фабрик работало на территории Царицынского уезда к концу IXX века? Где?

- Как вы думаете, почему в 1920 году фабрики были объединены?

Слйды 5-6

После событий гражданской войны один из заводов был разорён, но уже в 1922 году вновь восстановлен. Назвали его «Основателем» (Глича). Второй подобный завод, принадлежащий до революции Кноблоху - «Прованс» - работал с перебоями из-за нехватки семян горчицы до 1926 года.  Был закрыт.

Рядом со старинным четырёжэтажным заводским корпусом на ул. Изобильной было построено ещё одно небольшое здание для  производства медицинских горчичников.

Оба эти предприятия в дни Сталинградской битвы, несмотря на близость фронта, исправно выпускали горчичное масло из остатков складских запасов и медицинские горчичники. В 1957 году их объединили и назвали заводом горчичников.

Тем временем на берегу Волги вырос и уже действовал вновь построенный масложиркомбинат, запроектированный  ещё в 1943 году и построенный к декабрю 1955 года. В 1959 году завод горчичников и масложиркомбинатобъединены под названием – завод горчичников.

Первым директором объединённого завода стал В.С. Пальгуев. Стали активно совершенствоваться технологии производства, внедряться новая техника, совершенствоваться операции по горчично-маслобойному производству (очистка семян – надкол - отвеивание – жарение – прессование – фильтрование – розлив).

- Какой вклад в приближение Победы в  Вов внесли горчичные заводы Сталинграда?

- Как вы думаете, нужна была такая помощь солдатам, труженикам тыла?

- В каком году были объединены завод горчичников и масложиркомбинат? Целесообразно такое объединение?

Слайд 7 - 8

В настоящее время завод перерабатывает 48 тысяч тонн семян горчицы и выпускает в год 16 тысяч тонн масла, 25 тысяч тонн порошка, 4 миллиарда штук горчичников.

Сарептский завод переживает не лучшие времена  потому, что сократились посевы горчицы, не хватает сырья, вынужден прибегать к другой масличной культуре – подсолнечнику, теряя тем самым свой престиж как горчичный.

Сейчас во главе предприятия стоит команда молодых инициативных работников, которая ищет пути решения сложившейся ситуации.

АО «Сарепта» налаживает совместную работу с поставщиками горчицы – различными сельскохозяйственными объединениями, фермерами. Изучается опыт хозяйств США, Канады, Аргентины, других стран в выращивании и переработке горчицы. Горчичное масло «Сарепское» употребляет в пищу около 200 лет всё население Нижнего Поволжья.

Предприятие обладает собственной аналитической лабораторией и проектно- конструкторской базой, что позволяет ему выступать на экономическом рынке не только как товаропроизводителю, но и услугопроизводителем.

Волгоградский горчичномаслобойный завод «Сарепта» – это крупный производитель, который изготавливает горчичное масло, масло рыжиковое, горчичный порошок, натуральное масло эфирное горчичное, горчичники и кормовой концентрат.

- Почему завод переживает сейчас не лучшие времена?

- Какой выход из создавшейся ситуации должен быть найден?

- Что нового вы узнали о современной деятельности Волгоградского горчичномаслобойного завода «Сарепта»?

Слайд 9. Чтение стихотворения Лавровой Т.А. «СтараяСарепта» Федотовой В.

VIII.  Рефлексия.

Приём «Синквейн». Работа в группах.

– Попробуйте передать свои впечатления, полученные знания о горчичной истории Волгоградского региона, сочиняя синквейн, уже знакомый вам вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк на любую из предложенных тем: завод, колонисты, масло. Можно, по желанию, взять другую тему в рамках нашего мероприятия.

- Напоминаю, что:

  • 1 строка – тема  состоит из одного слова – имени существительного.
  • 2 строка  описание темы  состоит из двух слов  прилагательных.
  • 3 строка – описание действия в рамках темы  состоит из трёх слов – глаголов.
  • 4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов.
  • 5 строка – синоним к названию темы – одно существительное.

Дети сочиняют синквейны и читают по желанию. (Приложение 7)

- В заключение прошу вас оценить то, насколько продуктивным получился классный час для каждого, отметьте его интересные моменты.
Закончите фразы:

Я познакомился с …

Было непонятно …

Мне запомнилось …

Хотелось бы …

- Оцените результаты своей деятельности на мероприятии в баллах.

IX. Обзор по книжной выставке «Сарепта – Волгоград – Горчичная столица России».

Краткое выступление с аннотациями представленных сборников стихотворений и исторических очерков. (Названия книг указаны в Списке использованной литературы, см. Приложение)

7.Критерии оценки достижения планируемых результатов

Должны уметь:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе  с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи ) вместе с учителем. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, если нужно, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы.

 

Качественная оценка

Отметка – баллы успешности (Б.У.)

5 – бальная система

Необходимый уровень

2 б.у. – полное освоение

4(хорошо). Право изменить!

3 б.у. – частичное освоение

4+(близко к отлично).Право изменить!

Программный уровень

5 б. у. – приближение или выход на максимальный уровень

5(отлично)

 

Приложение 1

Приложение 2

Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказываетуслуги.

Потреби́тель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Монополия — фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

9. Список использованной литературы:

Волгоград. Исторический очерк./А.Ф. Липявкин.- Волгоград: Н.-Волжское кн. изд., 1971. –304 с:ил.

Город на канале: о прошлом и настоящем Красноармейска: (сб. очерков)/ под ред. П.П. Попова, Т.Л. Мельниковой. – 2-е изд. – Волгоград: Издатель, 2011. – 288с:ил.

Как ты прекрасен, мой район: (сб. материалов по итогам конкурса «Стихи о Красноармейском районе») – Волгоград: ОАО «Альянс «Югполиграфиздат», 2006. – 52с.

Любимый мой Красноармейск, тебя готовы славить!: (сб. материалов по итогам конкурса)/Муниципальное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр Красноармейского района Волгограда» - Волгоград: ОАО «Альянс «Югполиграфиздат», 2007. – 96с.

Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область/ Глав.редкол.: Ф.И. Шамхалов (гл. ред.) и др.; ЗАО «НПО «Экономика», Волгоградский государственный университет. – ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 503 с.

Энциклопедия Волгоградской области/ под ред. Т. П. Лакеева, Т.Е. Обрикова.;  Волгоградский государственный университет. – ГУ «Издатель», 2008. – 448 с.

Ссылки:

Википедия / свободная энциклопедия (Электронный ресурс)/ зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.: - Электрон.дан. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – Загл. с экрана.

Горчичный край Сарепта (Электронный ресурс) - Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.sarepta.ru/– Загл. с экрана.

10.Сведения о практической апробации методической разработки образовательного учреждения

База:МОУ СОШ №118 Красноармейского района г. Волгограда.

Сроки апробации:01.09.2013г. – 01.10.2013г.

Количество участников:26 обуч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа и презентация "Из истории олимпийских игр"

В даннйх материалах представлены конспект и презентация внеклассного занятия (праздника), посвященного олимпиадам....

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Материал для проведения классного часа по теме Страницы истории. Бородино.

Материал для проведения классного часа в форме игры "Поле чудес"по теме "История России. Бородино"....

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Планирование классных часов для 3 класса: «История русской души»

В нашей школе проводится большая работа по ознакомлению детей с народными обычаями, особенностями русской души. Я составила планирование классных часов на эту тему....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...