Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»
проект на тему

Лисина Марина Николаевна

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся 1-4-ых классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, так как только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Проект программы жизнедеятельности младших  школьников

         « Школа здоровья»

МАОУ лицея № 29 г. Тамбова

                           Подготовлен учителем начальных классов

                                                                     МАОУ лицея №  29 г. Тамбова

                                                                     Лисиной Мариной Николаевной

                                                           Тамбов 2013

                                             

                                                     Пояснительная записка

 Человек- высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен по  крайней мере отвечать одному требованию: быть здоровым.

Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный.

Этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся 1-4-ых классов, а также воспитание потребности в здоровом образе жизни, так как только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Проект реализуется на базе МАОУ лицея № 29 г. Тамбова.

Сроки реализации:

                                                    Актуальность проблемы

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Степень успешности этой деятельности – устранения вредных воздействий( корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости ( тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Анализируя медицинские карты детей, беседуя с родителями детей, поступающих каждый год в школу, выясняется, что , не будучи ещё школьниками, они уже имеют серьёзные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами , вызывающими трудности в обучении. Среди них :

-нарушение осанки;

- ослабленное зрение;

- хронические заболевания;

- дефекты речи;

Пытаясь исправить создавшееся положение, решено было разработать проект программы жизнедеятельности младших школьников, мероприятия которой направлены на укрепление здоровья и активизацию самого субъекта воспитания-ребёнка.

Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии  ЗОЖ.

Задачи:

-внедрять здоровьесберегающие технологии  для укрепления здоровья школьника;

- сформировать у учащихся необходимый уровень грамотности по вопросам ЗОЖ;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья;

- повысит интерес к спортивным мероприятиям;

- систематически проводить мониторинг диагностики здоровья и психофизического состояния учащихся.

Принципы программы:

  1. У каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать.
  2. Здоровье-состояние организма, им нужно научиться управлять.
  3. Здоровье-это результат собственного творчества.
  4. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.

Участники программы:

  1. Учащиеся 1-4 классов.
  2. Учителя, работающие в этих классах.
  3. Педагог-психолог.
  4. Медицинский работник.
  5. Родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Мотивация обучающихся на ЗОЖ.
  2. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

 Показатели результативности программы:

  1. Увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях.
  2. Снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний.
  3. Отсутствие увеличения количества детей с нарушением осанки и зрения.
  4. Сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ .( тестирование)

 Индикаторы:

  1. Соотношение результатов медицинских осмотров.
  2. Соотношение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний( по сравнению с прошлым годом).
  3. Соотношение количества детей, занятых в спортивных секциях.
  4. Соотношение результатов тестирования по уровню грамотности в вопросах ЗОЖ.

   

                                                          Содержание программы:

                      Программа реализуется на базе МАОУ лицея № 29 г. Тамбова.

         При разработке содержания учитывался опыт работы по программе «Здоровье» данной школы, а так же обобщался опыт учебных заведений для достижения положительных результатов в решении этой проблемы.

                      Содержание программы структуировано по пяти основным направлениям:

направление

задачи

Формы работы

1.Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД

-снять утомляемость;

-обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиям

-динамические паузы;

-здоорвьесберегающие технологии;

-питьевой режим;

-уроки физического воспитания

2. Внеурочные спортивные мероприятия

-развивать силу, ловкость, выносливость;

-формировать навыки работы в команде

-спортивные праздники;

-эстафеты;

-игры

3. Внеклассная воспитательная работа

-формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

-развивать творческую активность учащихся

-тематические классные часы;

-кружковая работа;

-конкурсы;

-проектная деятельность

4. Работа с родителями

-повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

-воспитывать активную позицию в отношении ЗОЖ

-тематические родительские собрания, лектории, всеобучи;

-спортивные праздники;

-круглый стол;

-индивидуальные беседы

5.Работа службы сопровождения

-сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

-корррекция речевых нарушений и нарушений в познавательной сфере

-индивидуальные занятия;

-групповые занятия;

-беседы;

-тренинги;

-консультации

                             

              План реализации проекта программы жизнедеятельности учащихся 1-4-х классов

Программа реализуется в несколько этапов:

1-й класс «Тропинка к здоровью»

2-й класс «Школа Айболита»

3-й класс «Уроки Знайки»

4-й класс «Жить без доктора?»

                                                        1 класс «Тропинка к здоровью»

Месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

 ( кружковая работа)

Работа с родителями

Работа службы сопровождения

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД

Сентябрь

день Здоровья

1.« Что такое здоровье. Знакомство с доктором Здоровье».

2. « Дружи с водой. Советы доктора Воды».

3. « Дружи с водой. Друзья-вода и мыло».

4. « Уход за глазами. Глаза-главные помощники человека».

Родительское собрание « Режим дня младшего школьника»

Индивидуальные занятия.

-уроки физкультуры

-динамические паузы

- физ. минутки

- пальчиковая гимнастика

- смена видов деятельности на уроках

- питьевой режим

- дыхательная гимнастика

- мимическая гимнастика

- создание благоприятного психологического климата на уроке

Октябрь

Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья»

1. « Уход за ушами. Чтобы уши слышали».

2. « Уход за зубами. Почему болят зубы».

3. « Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми».

4. « Как сохранить улыбку красивой».

Помощь в проведении спортивного праздника.

Групповые занятия

Ноябрь

- час здоровья

1. « Уход за руками и ногами. Рабочие инструменты человека».

2. « Забота о коже. Зачем человеку кожа».

3. « Надёжная защита организма».

Родительское собрание « Что мы знаем о ЗОЖ?».

Беседы

Декабрь

Спортивные эстафеты

1. «Как следует питаться. Питание-необходимое условие жизни».

2. « Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи».

3. «Настроение в школе. Как настроение?».

4. «Поведение в школе. Как настроение?».

Родительский всеобуч «Как предотвратить вирусные инфекции».

Консультация врача-специалиста.

Январь

Лыжные соревнования

1. «Вредные привычки».

2. «Настроение после школы. Я пришёл из школы».

Круглый стол «Как воспитать у ребёнка хорошую привычку».

Беседы

Февраль

Зимние олимпийские игры

1. «Мышцы, кости, суставы. Осанка -стройная спина».

2. «Полезен ли спорт для здоровья».

3. «Как закаляться. Если хочешь быть здоров».

4. «Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье».

Консультации

Март

Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие».

1. «Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде».

2. «Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья».

3. «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».

Тренинги

Апрель

Подвижные игры

1. «Почему мы болеем».

2. «Кто и как предохраняет нас от болезней».

3. «Кто нас лечит. Сегодняшние заботы медицины».

Родительское собрание « Лекарства дома»

Май

день Здоровья

1. «Солнце и витамины».

2. «Как помочь сохранить себе здоровье».

3. «»Доктор Здоровье».

4. « Подвижные игры. «Городки».

Родительский лекторий «Как правильно отдыхать летом»

                                                     2 класс «Школа Айболита»

                                                                     

Месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

 ( кружковая работа)

Работа с родителями

Работа службы сопровождения

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД

Сентябрь

день Здоровья

1.« Почему мы болеем? Причины болезни».

2. « Признаки болезни».

3. «Как здоровье?».

4. « Как организм помогает себе сам»..

Родительское собрание « Режим дня второклассника»

Индивидуальные занятия.

-уроки физкультуры

-динамические паузы

- физ. минутки

- пальчиковая гимнастика

- смена видов деятельности на уроках

- питьевой режим

- проветривание

- дыхательная гимнастика

- мимическая гимнастика

- создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД

-«мозговая гимнастика»(игровой массаж)

- музыкотерапия

- гимнастика для глаз

- релаксаутогенная терапия(релаксация мышц, лица, век, глаз)

Октябрь

Час здоровья

1. «Здоровый образ жизни».

2. « Какие врачи нас лечат».

3. « Инфекционные болезни».

4. « Прививка от болезни».

Круглый стол «Нравственное здоровье и его формирование».

Групповые занятия

Ноябрь

Спортивные соревнования «Праздник здоровья»

1. «Какие лекарства мы выбираем».

2. «Домашняя аптечка».

3. « Отравление лекарствами».

4. «Пищевое отравление».

Родительское собрание « Уроки здоровья в школе».

Беседы

Декабрь

Лыжные соревнования

1. «Если солнечно и жарко».

2. « Если на улице дождь и гроза».

3. «Опасность в нашем доме».

4. «Как вести себя на улице».

Родительский лекторий «Воспитание как мотивирование».

Консультация

Январь

Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья»

1. «Вода -наш друг».

2. «Чтобы огонь не причинил вреда».

3. «Чем опасен электрический ток».

Проведение спортивного парздника.

Беседы

Февраль

 Малые Зимние олимпийские игры

1. «Травма».

2. «Укусы насекомых».

3. «Что мы знаем о собаках и кошках».

4. «Отравление ядовитыми веществами».

Родительское собрание «Психология здоровья младшего школьника».

Практикум для родителей

Март

Подвижные игры

1. «Отравление угарным газом».

2. «Как помочь себе при тепловом ударе».

3. «Если ты обморозился».

Родительский всеобуч «Формирование здорового образа жизни».

Консультации врача-специалиста

Апрель

Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие».

1. «Растяжение связок и вывих суставов».

2. «Переломы».

3. «Если ты ушибся или порезался».

Проведение спортивного праздника

Тренинги

Май

день Здоровья

1. «Если в ухо, глаз, нос, горло попал посторонний предмет».

2. «Укус змеи».

3. «Расти здоровым».

4. «Я выбираю движение. Воспитай себя».

Родительский лекторий «Один дома»

Беседы

                                                            3 класс «Уроки Знайки»

Месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

 ( кружковая работа)

Работа с родителями

Работа службы сопровождения

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД

Сентябрь

день Здоровья

1.« Режим дня школьника».

2. « Поведение. Я -ученик».

3. «В гостях к Мойдодыра».

4. « Друзья Вода и Мыло»..

Родительское собрание « Гигиена и режим младшего школьника»

Индивидуальные занятия.

-уроки физкультуры

-динамические паузы

- физ. минутки

- пальчиковая гимнастика

- смена видов деятельности на уроках

- питьевой режим

- проветривание

- дыхательная гимнастика

- мимическая гимнастика

- создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД

-«мозговая гимнастика»(игровой массаж)

- музыкотерапия

- гимнастика для глаз

- релаксаутогенная терапия(релаксация мышц, лица, век, глаз)

- общеразвивающие упражнения

Октябрь

Спортивные соревнования «Быстрее, выше, сильнее»

1. «Одевайся по сезону».

2. «Забота о глазах».

3. « Чтобы уши слышали».

4. « Чтобы зубки не грустили».

Круглый стол «Что может быть важнее здоровья? Охрана зрения детей. Правильная осанка».

Групповые занятия

Ноябрь

Спортивный час

1. «Как устроен человек?».

2. «Чихали мы на простуду!».

3. « Хорошо здоровы быть!».

Родительский всеобуч «Инфекционные заболевания. Грипп».

Беседы с врачом-специалистом

Декабрь

-игры на улице

-весёлые старты»Все на лыжи и санки»

1. «Лакомств 1000, а здоровье одно».

2. « Каким я был? Есть?».

3. «Каким я буду?».

4. «Вредные привычки».

Родительское собрание «Режим питания и его разнообразие».

Беседы

Январь

Малые Зимние олимпийские игры

1. «Как стать Гулливером».

2. «Витаминная семья».

3. «Если хочешь быть здоров -закаляйся».

Помощь в проведении малых олимпийских игр

Консультации

Февраль

Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества

1. «Я по улице иду».

2. «Безопасность в доме».

3. «Правила безопасности на воде».

4. «Береги себя».

Родительское собрание «Психология здоровья младшего школьника».

Консультации

Март

 Народные и подвижные игры на свежем воздухе

1. «Собака бывает кусачей».

2. «Первая помощь при несчастном случае».

3. «Что нужно знать о лекарствах».

Родительский лекторий «Секреты здоровья ребёнка».

Тренинги

Апрель

Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья»

1. «Секреты в лукошке».

2. «Маленькая ложь».

3. «Что такое характер? Непослушание».

4. «Всемирный день Здоровья».

Проведение спортивного праздника

Тренинги

Май

Спортивные соревнования «Самые ловкие и смелые

1. «Дорогое слово».

2. «Ядовитые растения».

3. «Мы едем, едем, едем…».

4. «Путешествие в королевство «Будь здоров».

Родительский турнир «Путь к здоровья, силе, бодрости

                                                               4 класс «Жить без доктора?»

Месяц

Внеурочные спортивные мероприятия

Воспитательная работа

 ( кружковая работа)

Работа с родителями

Работа службы сопровождения

Оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени и ГПД

Сентябрь

день Здоровья

1.«Личная гигиена ».

2. «Путь к доброму здоровью ».

3. «Сон-лучшее лекарство».

4. «Расти здоровым. Команда скорой помощи ».

Выявление эмоциональной атмосферы в семье. Диагностика взаимоотношений родителей и учащихся. Наказание в семье (методика «Незаконченные предложения»)

Индивидуальные занятия.

Групповые занятия

-уроки физкультуры

-динамические паузы

- физ. минутки

- пальчиковая гимнастика

- смена видов деятельности на уроках

- питьевой режим

- проветривание

- дыхательная гимнастика

- мимическая гимнастика

- создание благоприятного психологического климата на уроке и в ГПД

-«мозговая гимнастика»(игровой массаж)

- музыкотерапия

- гимнастика для глаз

- релаксаутогенная терапия(релаксация мышц, лица, век, глаз)

- общеразвивающие упражнения

Октябрь

Соревнования по мини футболу

1. «Сохрани своё здоровье сам».

2. «Зимние забавы».

3.«Закаливание солнцем».

4.«Закаливание обливанием и обтиранием ».

Родительское собрание «Ваш ребёнок взрослеет»

Беседы

Ноябрь

Час здоровья

1.«Закаливание пребыванием на свежем воздухе».

2.«Переохлаждение и его предупреждение во время самостоятельного гуляния в осенне-зимний период».

3. «Игры и упражнения на свежем воздухе».

Семейная спортивная спартакиада

Консультации

Декабрь

Весёлые старты

1. «КВН «Чтоб здоровым вечно быть, надо спорт нам полюбить!».

2. «Здоровое питание».

3. «Овощи, ягоды, фрукты -полезные продукты».

4. «Что нужно есть, чтобы быть сильнее».

Круглый стол «Вредные привычки –профилактика в раннем возрасте»

Беседы с врачами - специалистами

Январь

Час здоровья

1. «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».

2. «Кругосветное путешествие вокруг стола».

3. «Гостей приглашаем –русским чаем угощаем».

Родительское собрание по обсуждению детских проектов на тему «Закаливание и оздоровление организма»

Практикум для родителей

Февраль

Спортивно-игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества

1. «Как сохранить хорошее зрение».

2. «Органы слуха».

3. «Рабочие инструменты человека».

4. «Осторожно, грипп!».

Родительское собрание «Компьютер пришел в дом».

Беседы

Март

- Народные забавы  и подвижные игры на свежем воздухе

1. «Скелет–наша опора».

2. «Надёжная защита организма -кожа».

3. «На приём к врачу».

Анкетирование «Эмоции –положительные и отрицательные»

Тренинги

Апрель

Спортивный праздник « Папа, мама и я- спортивная семья»

1. «Здоровье -жизнь».

2. «О вреде табака, алкоголя, психоактивных веществ».

3. «Игра «Велосипедист».

4. «Конкурс на знание правил оказания первой медицинской помощи».

Проведение спортивного праздника

Тренинги

Май

День Здоровья

1. «Тёмная улица и безопасность».

2. «Универсальные Олимпийские игры».

3. «Восемь докторов».

4. «Научно –практическая конференция «Здоровье –это здорово!».

Родительское собрание «Культура ЗОЖ»

Практикум для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"

7 апреля – Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения. Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Эта дата установлена для того, ч...

Программа дополнительного образования "Школа здоровья"

Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем....

Приложение к программе факультативного курса "Школа здоровья"

Приложение к программе факультативного курса "Школа здоровья"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" (кружок)

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.Здоровье подразумевает не только отсутствие боле...

Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"

Помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью; способствовать укреплению здоровья детей; развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности, внимание, фанта...

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Школа здоровья»: «Овощи - это здоровье, сила и красота»

Внеклассное занятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности  «Школа здоровья»...