Главные вкладки

    Программа дополнительного образования "Школа здоровья"
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_zozh_kruzhok_2.doc318 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Новоспасский центр детского творчества»

    Утверждаю:

    директор ЦДТ

    _____________М.Н.Зимина

    «_____»____________2012г

    Образовательная программа дополнительного образования детей

    по здоровому образу жизни

    «Школа здоровья»

    Всего часов: 144

    2 года -144часов

    Возраст детей 6-8 лет

    Программа разработана

    Авдеевой Н.В. педагогом

    дополнительного образования  первой категории,

    педагогический стаж – 16 лет

    Программа  рассмотрена и

     утверждена на  заседании

     педагогического    совета ЦДТ  

     протокол №        

    от «_____»  __________2012г

    секретарь ________/____________/

    2012 г

    Информационная карта

    1. Программа объединения  «Школа здоровья»

    2. Руководитель программы:  Авдеева Н.В., педагог дополнительного  образования 1 к.к.

    3. Организация исполнитель: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей   «Новоспасский центр детского творчества»,      МКОУ Троицко – Сунгурская средняя общеобразовательная школа Новоспасского района

    Адрес: Новоспасский район с.Троицкий Сунгур, тел. 8 (238)  31-1-01

    4. География программы: с.Троицкий Сунгур

    5. Целевая группа: дети младшего школьног возраста

    Количество детей в группах:

    1год обучения – 15 человек

    6. Цель программы: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

    7. Направленность программы:   спортивно -оздоровительное.

    8. Срок реализации программы: 2 года

    9. Тип программы: модифицированная

    10. Уровень реализации: основное общее образование

    11.Уровень освоения: углубленный, общекультурный

    12. Способ освоения содержания образования: репродуктивный, частично-поисковый и креативный.

    13. Краткое содержание программы:

        Данная программа разработана для реализации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

    Реализации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

    Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

    Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

    Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

    Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.     Программа рассчитана  на 2 года и включает в себя теоретическую и практическую работу. Практическая деятельность детей включает  элементы  исследования, экскурсии, прогулки, игры.В объединении принимаются все желающие дети из различных социальных групп.

        Программа  объединения «Школа здоровья»  рассчитана на 2 года по 72 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

    Программа кружка «Школа здоровья»

    (1 – 2 классы)

                                                                        «В здоровом теле,

                                                                                           здоровый дух!"

    Пояснительная записка

          В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

         Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья   способствует  созданию новых образовательно-оздоровительных программ по здоровьесбережению  начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.           

        Я являюсь учителем начальных классов и, принимая детей в первый класс, ставлю для себя задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

          Данная программа по здоровьесбережению учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

        Работа рассчитана на 2 года начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться. 

            Цель программы: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

            Задачи программы:

            - формирование у младшего школьника позиции признания ценности здоровья;

            - развитие  чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

            профилактика  заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;

    повышение двигательной активности младших школьников;

    формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;

    организация мониторинга здоровья и физического развития.

             Ожидаемые результаты:

    положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;

    повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

    здоровьесберегающая просвещенность учащихся;

    повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

    повышение приоритета здорового образа жизни.

    Систематически  проводится  диагностика в начале учебного года с целью определения:  

    Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

    Состояния здоровья.

                    В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью определения динамики роста и развития всех показателей.

        На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год.

             Реализация программы  ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его  поведении. Учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

            Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, проектный подход,  делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

            Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

            Программа кружка  по здоровьесбережению включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

            Занятия по здоровьесбережению спланированы с учётом конкретной образовательной ситуации в школе:

    количество часов на год – 68 часа

    количество часов в неделю – 2 часа;

    количество учащихся – 12 -15 человек.

                     

    Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений,  защита проектов, общение с природой, театрализованные представления и др.

            Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

            Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

            Примеры оздоровительных минуток:        

    потянуться 1-2 раза;

    сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;    

    изгнать плохие мысли и успокоить мозг;

    сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;

    помассировать пальцы;        

    походить по камушкам;        

    сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.

            Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой, где могут  изучаться правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, формируются  здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

            Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они  привлекаются к участию в кружковой работе.

    Требования к подготовке учащихся

            Младшие школьники должны знать / понимать:

            - о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;

            - как следует питаться, спать, закаляться;

            - почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;

            - о полезных и вредных прививках;

            - правила безопасного поведения в доме, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;

            - чего не надо бояться;

            - что добрым быть приятнее, чем  злым, завистливым и жадным;

            - как вести себя, если что-то болит;

            - как помочь родителям, больным, беспомощным;

            - чем заняться после школы;

            - что такое наше здоровье;

            - как сохранить своё здоровье;

            - вредные привычки.

                    Младшие школьники должны уметь:

            - оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных  отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых;

           - сдерживать себя в различных ситуациях;

           - прислушиваться к советам родителей;

           - принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.

            - выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья.

    Учебный план.


           

          Название темы                        

                   Количество часов

    Всего

    часов

    Теоретические

         занятия

    Практические

        занятия


     1.      


     2.

     

     3.

     


     4.

     

      5.


    6.



    7.







    1.


    2.



    3.


    4.


    5.


    6.



    7.

    1 год.

    Познай себя.


    Я и мое здоровье.


    Пути-дороги в мир здоровья.


    Игра – это здоровье.


    Я – ученик.


    Если с тобой случилась беда.


    Повторение за год.


    Резерв.


       ИТОГО:

    2 год.


    Болеть или не болеть.


    Прочь, похитители здоровья!


    Движение – жизнь.


    Опасно-безопасно.


    Наше здоровье.


    Самопознание и саморегуляция.


    Повторение за год.


    Резерв.


    ИТОГО


    10


    30


    7



    9


    3


    7



    4


    2


    72



    19


    8



    12


    15


    8


    6



    2


    2


    72


    7


    11


    4



    1


    2


    4





    1


    30



    12


    6



    3


    10


    6


    4





    1


    42


    3


    19


    3



    8


    1


    3



    4


    1


    42



    7


    2



    9


    5


    2


    2



    2


    1


     30

                 ИТОГО:

    144

                  72

              72

    Учебно – тематический план.

    1 год

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Примечания

    Всего

    Теоретических занятий

    Практических занятий

    1.

    Познай себя.

    10

    7

    3

    1.1

    Вместе с Познайкой

    1

    1

    КТД

    1.2

    Хорошо здоровым быть.

    1

    1

    Беседа

    1.3

    Как стать Гулливером

    1

    1

    Практикум

    1.4

    Путь к здоровому сердцу.

    1

    1

    Игра

    1.5

    Зоркий глаз.

    1

    1

    КТД

    1.6

    Вот так зубки.

    1

    1

    Игра

    1.7

    Ушки – слушки.

    1

    1

    беседа

    1.8

    Зачем человеку кожа

    1

    1

    КТД

    1.9

    Скелет- наша опора.

    1

    1

    Практикум

    1.10

    Обобщение.

    1

    1

    Практикум.

    2.

    Я и мое здоровье.

    30

    11

    19

    2.1

    На здоровье.

    1

    1

    Игра

    2.2

    Мойдодыр приходит в гости.

    1

    1

    КТД

    2.3

    Волшебная щеточка.

    1

    1

    Практикум

    2.4

    Чтобы зубки не грустили.

    1

    1

    КТД

    2.5-2.6

    Исследование на тему: «Вредна или полезна жвачка»

    2

    2

    Практикум

    2.7-2.8

    Гимнастика для глаз.

    2

    2

    Практикум

    2.9

    Чтобы уши слышали.

    1

    1

    беседа

    2.10

    Уход за руками и ногами.

    1

    1

    Игра

    2.11

    Гимнастика для рук и ног.

    1

    1

    Практикум

    2.122.13

    Осанка – стройная спина.

    2

    2

    Практикум

    2.14

    Тайны неизвестной планеты. (кожа)

    1

    1

    Беседа

    2.15

    Если кожа повреждена.

    1

    1

    Практикум

    2.16

    Питание необходимое условие для жизни человека.

    1

    1

    Беседа

    2.17

    Кто такой Барабек.

    1

    1

    КТД

    2.182.22

    Исследование: «Полезны ли любимые детьми чипсы и лимонад».

    5

    5

    Практикум

    2.23

    Сон – лучшее лекарство.

    1

    1

    Беседа

    2.242.25

    Исследование на тему: «От чего зависит хороший сон»

    2

    2

    Практикум

    2.26

    Важное дело.(дыхание)

    1

    1

    практикум

    2.27

    Дыхательная гимнастика.

    1

    1

    Практикум

    2.28

    С утра до вечера

    1

    1

    КТД

    2.29

    Вредные привычки.

    1

    1

    Беседа

    2.30

    Обобщение знаний.

    1

    1

    практикум

    3.

    Пути дороги в мир здоровья.

    7

    4

    3

    3.1

    Солнце, воздух и вода.

    1

    1

    Праздник

    3.2

    Где живут моржи.

    1

    1

    Беседа

    3.3

    Я на солнышке лежу.

    1

    1

    Экскурсия

    3.4

    В стране Ватных Одеял.

    1

    1

    КТД

    3.5

    От болезней всех полезней

    1

    1

    Игра

    3.6

    Виды закаливаний.

    1

    1

    Практикум

    3.7

    Обобщение знаний

    1

    1

    практикум

    4.

    Игра – это здоровье.

    9

    1

    8

    4.1

    Русская народная игра «Городки»

    1

    1

    Практикум

    4.2

    Русская игра «Лапта»

    1

    1

    Практикум

    4.3-4.5

    Исследовательская работа «Игры разных стран»

    3

    1

    2

    Практикум

    4.6-4.8

    Подвижные игры

    3

    3

    практикум

    4.9

    Обобщение. «Если хочешь быть здоров»

    1

    1

    праздник

    5.

    Я – ученик.

    3

    2

    1

    5.1

    Мое настроение в школе.

    1

    1

    Беседа

    5.2

    Мое настроение после школы.

    1

    1

    Беседа

    5.3

    Поведение в школе.

    1

    1

    практикум

    6.

    Если с тобой случилась беда.

    7

    4

    3

    6.1

    Как избежать отравлений.

    1

    1

    Беседа

    6.2

    Первая помощь при отравлении.

    1

    1

    Практикум

    6.3

    Опасность в нашем доме.

    1

    1

    КТД

    6.4

    Опасность на воде.

    1

    1

    Беседа

    6.5-6.6

    Безопасность при любой погоде.

    1

    1

    1

    беседа

    6.7

    Обобщение.

    1

    1

    практикум

    7.

    Повторение за год

    4

    4

    7.1

    Защита исследовательских работ.

    3

    3

    практикум

    7.2

    День здоровья.

    1

    1

    игра

    Резерв.

    2

    Итого часов:

    72

    28

    44

    2 год

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Примечания

    Всего

    Теоретических занятий

    Практических занятий

    1.

    Болеть или не болеть

    19

    12

    7

    1.1

    Причины болезни

    1

    1

    обсуждение

    1.2

    Признаки болезни.

    1

    1

    Беседа

    1.3

    Уход за больными.

    Будем делать хорошо и не будем плохо.

    1

    1

    КТД

    1.4

    Практическое занятие.

    1

    1

    Практикум

    1.5

    Как организм помогает себе сам

    1

    1

    Беседа

    1.6-1.7

    Здоровый образ жизни.

    2

    1

    1

    Беседа практикум

    1.8

    Практическое занятие

    1

    1

    Практикум

    1.9

    Кто нас лечит?

    1

    1

    Беседа

    1.10

    Экскурсия в поликлинику.

    1

    1

    Экскурсия

    1.11

    Прививки от болезней

    1

    1

    Круглый стол

    1.12

    Инфекционные болезни.

    1

    1

    Беседа

    1.131.14

    Исследование «Болезни в истории человечества»

    2

    2

    Практикум

    1.15

    Какие лекарства мы выбираем.

    1

    1

    Беседа

    1.16

    Домашняя аптечка.

    1

    1

    Круглый стол

    1.17

    Советы доктора Травника.

    1

    1

    КТД

    1.18

    Два доктора.

    1

    1

    КТД

    1.19

    Обобщение.

    1

    1

    практикум

    2.

    Прочь, похитители здоровья!

    8

    6

    2

    2.1

    Черная метка.

    1

    1

    Беседа

    2.2

    Ну, Волк, погоди!

    1

    1

    КТД

    2.3

    Серьезный разговор

    1

    1

    Беседа

    2.4

    Неприятная история

    1

    1

    Беседа

    2.5

    Здоровье в твоих руках.

    1

    1

    Занятие

    2.6

    Это важно знать каждому.

    1

    1

    Занятие

    2.7

    Как избавиться от вредных пивычек?

    1

    1

    Беседа

    2.8

    Обобщение.

    1

    1

    практикум

    3.

    Движение - жизнь

    12

    3

    9

    3.1

    Час зарядки – жизни год.

    1

    1

    Практикум

    3.2

    Упражнения для всей семьи.

    1

    1

    Практикум

    3.3

    Веселые старты с мячом.

    1

    1

    Игра

    3.4

    Заниматься нам гимнастикой не лень

    1

    1

    КТД

    3.5

    Все движенья хороши

    1

    1

    Практикум

    3.6-3.7

    Веселая перемена

    2

    1

    1

    Теория практикум

    3.8

    Сегодня и каждый день.

    1

    1

    Беседа

    3.9

    День защитников Отечества.

    1

    1

    Праздник

    3.10

    Моя мама самая спортивная.

    1

    1

    праздник

    3.11

    Психотехнические игры и упражнения

    1

    1

    Занятие

    3.12

    Обобщение.

    1

    1

    Практикум

    4.

    Опасно-безопасно.

    15

    10

    5

    4.1

    Дорожная ситуация.

    1

    1

    Занятие

    4.2

    Экзамен на зрелость

    1

    1

    Игра

    4.3

    Будь самостоятельным, осторожным и внимательнывм

    1

    1

    Занятие

    4.4

    Три пятерки по светофору

    1

    1

    Разговор

    4.5

    Легко ли пешеходом быть

    1

    1

    Беседа

    4.6

    Моя безопасность

    1

    1

    Викторина

    4.7

    Не боюсь грозы

    1

    1

    Беседа

    4.8

    Ток электрический

    1

    1

    Беседа

    4.9

    Безопасность в доме.

    1

    1

    Игра

    4.10

    Чтоб огонь не причинил вреда

    1

    1

    Беседа

    4.11

    Экскурсия в пожарную часть

    1

    1

    Экскурсия

    4.12

    Укусы насекомых.

    1

    1

    Беседа

    4.13

    Предосторожности при общении с животными.

    1

    1

    Беседа

    4.14

    Проект «Правила общения с животными»

    1

    1

    Практикум

    4.15

    Обобщение.

    1

    1

    практикум

    5.

    Наше здоровье

    8

    6

    2

    5.1

    Что такое здоровье?

    1

    1

    Беседа

    5.2

    Что такое эмоции?

    1

    1

    КТД

    5.3

    Чувства и поступки.

    1

    1

    Беседа

    5.4

    Стресс.

    1

    1

    Занятие

    5.5

    Релаксация

    1

    1

    Практикум

    5.6

    Компьютер и здоровье.

    1

    1

    Беседа

    5.7

    Теледруг и теленедруг

    1

    1

    Беседа

    5.8

    Обобщение.

    1

    1

    Практикум

    6.

    Самопознание и саморегуляция

    6

    4

    2

    6.1

    Я - неповторимый человек

    1

    1

    Практикум

    6.2

    Каким я был? Есть? Буду?

    1

    1

    КТД

    6.3

    Учусь принимать решения в опасных ситуациях

    1

    1

    Беседа

    6.4

    Учусь настаивать на своем

    1

    1

    тренинг

    6.5

    Моё настроение

    1

    1

    Занятие

    6.6

    Обобщение.

    1

    1

    практикум

    7.

    Повторение за год.

    2

    2

    7.1

    Защита исследовательских работ

    1

    1

    практикум

    7.2

    День здоровья.

    1

    1

    игра

    Резерв

    2

    1

    1

    Итого

    72

     42

    30

    Краткое содержание учебного плана.

    1 год

    1.Познай себя.

          Познакомить детей с основными органами, системами организма (сердечно-         сосудистая, пищеварительная,  дыхательная), строением скелета, факторами

     роста организма. Дать представление о здоровом и больном организме.

    2. Я и мое здоровье.

           Углублять знания детей о значении  и роли органов, о необходимости ухода за внешними органами, гигиенические правила. Практические занятия по уходу за своим организмом. Исследования о пользе и вреде любимых прдуктов.

    3. Пути дороги в мир здоровья.

              Познакомить детей с основными правилами закаливания, дать представление о пользе закаливания. Познакомить с простейшими видами закаливания организма.

    4. Игра – это здоровье.

            Разучить русские народные игры. Выяснить в какие игры играют в других странах и народах.

    5. Я – ученик.

             Выяснить у детей с каким настроением они ходят и приходят из школы. Попытаться выяснить и исключить негативные факторы. Приобщить к соблюдению режима дня и соблюдению правил поведения в школе.

    6. Если с тобой случилась беда.

              Познакомить с опасностями, которые подстерегают нас дома. Научить как вести себя в трудной ситуации. Разыгрывание таких ситуаций. Практические занятия по оказанию первой помощи в трудной ситуации.

    7. Повторение за год.

             Защита исследовательских проектов. День здоровья: отдых на свежем воздухе с проведением подвижных игр.

    2 год.

    1. Причины болезни.

            Познакомить детей с возможными причинами возникновения заболеваний. На практических занятиях отработать навык ухода за больными людьми. Провести экскурсию в поликлинику.

    2. Прочь, похитители здоровья!

             Углубить знания о вреде вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

    3. Движение – жизнь.

           Практические занятия помогающие развить у детей желание заниматься физкультурой. Разучить с детьми ряд упражнений  способствующих сохранению здоровья.

    4. Опасно-безопасно.

            Ряд занятий по отработке правил дорожного движения. Экскурсии.

    Объяснить необходимость осторожного общения с животными.

    5. Наше здоровье.

             Занятия направленные на умение регулировать своими импульсами. Ознакомить с влиянием стрессов на здоровье и их последствия. Практические занятия по релаксации (что это такое и для чего необходимо). Последствия длительного «общения» с телевизором и компьютером.

    6. Самопознание и саморегуляция.

              Дать представление о человеке, как о личности. Учить унию сдерживать свои эмоции, правильно себя вести в различных ситуациях.

    7. Повторение за год.

              Защита исследовательских проектов. День здоровья: отдых на свежем воздухе с проведением подвижных игр.

             

    Список  литературы для педагога.

    1. ГостюшинА.В. Основы безопасности жизнедеятельности класс. - М., 1997.        

    2.  Зайцев Г. К. Школьная  валеология: научное обоснование и 1 программное обеспечение. - СПб., 1997.

    3.  Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма - СПб., 1998.

    4. Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья: Учебное пособие по валеологии для начальной школы. - Спб., 1998.

    5. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. - СПб., 1997.

    6. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркомании среди младших школьников. - СПб. 1999.

    7. Ослепительная улыбка на всю жизнь. Методическое пособие гигиене полости рта для начальной школы.  /Под ред. Г. М. Королева. - М.; 1996.

    8. Воспитание. Пособие для педагогов/М.П.Осипова, С.И. Козлович. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 431с.

    Список литературы для учащихся

    1.  Зайцев Г. К. Уроки Айболита. - СПб., 1997.

    2.  Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. - СПб., 1996.

    3.   Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья. – СПб., 1995.

    4. Физкультура для всей семьи. /Сост. Т. В.. Козлова, Т. А. Рябухина. -М.,1989.

    Конспект занятия

    «Если хочешь быть здоров»

            Задачи:

    научить детей правилам закаливания;

    обобщить знания о микробах;

    расширять кругозор;

    прививать здоровые привычки.

    Ход занятия

            I. Беседа по теме.

            - Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?         (Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле.)

            - Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что «малый», «биос» - «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно готовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы  попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возможны разные болезни.

            - Как попадают микробы в организм?

             (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет и фрукты; не закаляется и т.д.)

            - Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

            - Почему одни все время жалуются то на головную боль, на усталость, а другим - все нипочем? (Они закаляются.)

           - Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода)

           II. Если хочешь быть здоров - закаляйся!

           1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши тёплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

           2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

           3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

          Ш. Оздоровительная минутка.

          - Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете?    

          (Ответы детей.)

         - Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите примеры закаленных людей.

           - Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой? Вспомним  волшебные слова:

    Я здоровье сберегу,        
    Сам себе я помогу!

          IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с физкультурой и спортом».

          V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.

          1. Очень редко болеет.

          2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

          3. Имеет хороший сон.

          4. Живет не менее 80 лет.

          5. Может без одышки пробежать пять километров.

          6. Если заболел, то быстро поправляется.

          - Какие признаки выбираются главными, и почему?

          - Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

          VI. Это интересно!

           - Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель? В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет - закаленное тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет — правильное питание и режим дня. Четвертый секрет — ежедневный физический труд.

           - Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

           Задание.

           Выберите слова для характеристики здорового человека:
         
    красивый      ловкий               статный           крепкий
          сутулый       бледный         стройный         неуклюжий
          сильный       румяный         толстый           подтянутый

            Итог занятия. Какие выводы можно сделать о своём здоровье?    

             (Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.)

    Конспект занятия

    «Здоровый образ жизни»

    Задачи:

    учить  правилам здорового образа жизни;

    развивать правильное поведение детей по отношению к вредным привычкам;

    воспитывать потребность к правильному образу жизни.

                                         Ход занятия

    I. Беседа по теме.

    - Задумывались вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите? Много ли двигаетесь?

     - Все это составляющие здорового образа жизни.

     - Как вы думаете, что входит в здоровый образ жизни?

    -  В понятие здорового образа жизни входят:

    отказ от вредных привычек (курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах и т.д.);

    двигательный режим (подвижные игры на воздухе во время перемен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки на уроках и т.д.);

    правильное питание;

    закаливание;

    выполнение правил личной гигиены;

    хорошее настроение.

            - Это те доктора, о которых мы говорили в первом классе: доктор Здоровая Пища, доктор Вода и Мыло, доктор Свежий воздух, доктор Красивая осанка, доктор Упражнение, доктор Отдых, доктор Любовь.

            - Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит
    их».        

            П. Работа со стихотворением.

    Разве что-то есть на свете,
    Что надолго можно скрыть?
    Пятиклассник Рыбкин Петя
    Потихоньку стал курить.
    У парнишки к сигаретам
    Так и тянется рука.
    Отстает по всем предметам,
    Не узнать ученика!        
    Начал кашлять дурачок,
    Вот что значит - табачок!
    (С.Михалков)

            - Каковы последствия курения?        .

            III. Вставив пропущенное слово: (на доске)

             Курение - это ___________привычка (вредная).

            IV. Оздоровительная минутка.

            V. Продолжение беседы.

            - Что происходит, если кто-то курит, а  вы находитесь рядом?         (Вдыхаем часть дыма.)

            - Что можно сделать в таком случае?

             (Отойти в другое место, вспомнить мудрые слова, которые учили в первом классе:

    Дым вокруг от  сигарет

      Мне в том доме места нет.)

            - Какие еще вредные привычки вы знаете?

            VI. Итог занятия.

            - Как вы понимаете выражение — здоровый образ жизни?

    Конспект занятия

    «Как отучить себя от вредных привычек»

           Задачи:

    уточнить понимание детьми  вредных привычек;

    развивать внимание к самому себе и окружающим;

    воспитывать внимание к своему здоровью.

    Ход занятия

            I. Повторение.

            - Какие привычки мы называем  вредными?

            - Почему возникают вредные привычки?  Г. Остер считает, что:

    Нет приятнее занятия,

    Чем в носу поковырять.

    Всем ужасно интересно,

    Что там спрятано внутри.

    А кому смотреть противно,

    Тот пускай и не глядит.

    Мы же в нос к нему не лезем,

    Пусть и он не пристает.

           - Приятно ли наблюдать за соседом по классу,  ковыряющимся в носу. Замечали ли вы за собой такую привычку?

            Заучивание слов:

    Пальцем ковырять в носу –

    Это очень дурно.

    Можно выпачкать костюм,

    Да и некультурно.

            II. Оздоровительная минутка.

            Игра «Давай поговорим».

            III. Закрепление материала.

            Стихи читают дети.

            1. Гигиену очень строго

            Надо соблюдать всегда.

             Под ногтями грязи много,

            Хоть она и не видна

                            2. Грязь микробами пугает

                             Ох, коварные они!

                            Ведь от них заболевают

                            Люди в считанные дни.

            3.   Если руки моешь с мылом,

            То микробы поскорей

            Прячут под ногтями силу,

            И глядят из - под ногтей.

                            4.   И бывают же на свете,

                            Словно выросли в лесу,

                            Непонятливые дети:

                            Ногти грязные грызут.

            5.Не грызите ногти, дети,

            Не тяните пальцы в рот.

            Это правило, поверьте,

            Лишь на пользу вам пойдет.

            VI. Итог урока. Какой вывод можно сделать?

            Если вы будете внимательны к себе и к своему здоровью, то очень быстро избавитесь от вредных привычек.

    Конспект занятия

    «Будем делать хорошо и не будем плохо»

            Задачи:

    воспитывать потребность делать людям добро;

    расширять кругозор;

    развивать речь.

                                                Ход занятия

            I. Беседа по теме.

            - Послушайте слова Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо — хорошеть самому».

            - Как вы понимаете, слова «хорошеть самому»

            - Значит ли это, чтобы быть хорошим человеком, надо делать то, что нравится людям?

            - А эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Чепурова. Читают дети.

    Давайте поклоняться доброте!
    Давайте с думой жить о доброте -
    Вся в голубой и звездной красоте
    Земля добра. Она одарит нас хлебом,
    Живой водой и деревом в цвету.
    Под  этим вечно неспокойным небом,
    Давайте воевать за доброту!

            - Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость, надо так жить каждому из нас.

            II. Работа с пословицами.

            Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

    Доброе слово лечит, злое калечит.

    Злой не верит, что есть добрый.

    Добрая слава лежит, а худая бежит.

    Доброго чтут, а злого жалуют.

    Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

            В чем смысл этих пословиц?

            III. Работа с высказываниями о доброте (Детям раздаются высказывания о доброте, и предлагается объяснить их смысл.)

            - Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

            Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

            Эту мысль продолжил в I веке до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

            Вспомним слова Л.Н. Толстого «В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других».

            «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». (Мигель Сервантес)

            «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Жан Жак Руссо)

            «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». (Вильям Шекспир)

            «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях». ( Паскаль)

            «Доброта — вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Лев Толстой)

            «Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)

            «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям». (Михаил  Пришвин)

            Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец — несчастлив.

            «Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, как одинокое дерево». (И.С. Тургенев)

            - Перечень высказываний о доброте можно продолжить. Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?

            - Что происходит с человеком, который любит только себя, когда приходят тяжелые жизненные испытания?

            - Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах).

            - Какой человек может быть добрым? (Добрым может выть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)

            - Легко или трудно быть добрым? Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей, не завидовать, не «вредничатъ, не грубить и т.д.)

            III. Оздоровительная минутка.

            IV. Игра «Кто больше».

            Народная мудрость о доброте:

    Доброта без разума пуста.
    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Делай другим добро - будешь и сам без беды.
    Доброе дело питает  и душу, и тело.
    Добрый человек в добре живет век.
    Худо тому, кто добра не творит никому.
    Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
    За доброго человека сто рук.
    Доброта нигде не теряет своего достоинства.
    Добрые умирают, да дела их живут.

            - О чем говорит первая пословица?

            - Расскажите,  какие добрые дела, сделанные другими, вы запомнили?

            - Какие добрые дела сделали вы?

            - Чем вы помогли людям?

            - Добры ли вы к окружающим вас растениям, животным, птицам?

            V. Это интересно.

            «Спешите делать добро» - эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П.Гаазу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве в переулке Мечникова.

            VI. Учащиеся читают стихотворения и отрывки из стихотворений о доброте.

            Когда по склонам вечной суеты

            Бежать от неудач устанешь люто,

            Направь шаги тропою Доброты,

            И радость помоги найти кому-то.

                                             И. Романов

                            Как бы жизнь не летела

                            Дней своих не жалей,

                            Делай доброе дело

                            Ради счастья людей.

                            Чтобы сердце горело,

                            А не тлело во мгле

                             Делай доброе дело

                             -Тем живем на земле.

                                                    Л. Лесных

            Ах, как нам добрые слова нужны!

            Не раз мы в этом убедились сам и.

            А может не слова — дела важны?

            Дела - делами, а слова - словами.

            Они живут у каждого из нас.

            На дне души до времени хранимы,

            Чтоб их произнести в тот самый час,

            Когда они другим необходимы.

                                                    М. Лисянский
                            Стираются липа и даты,
                            Но все ж до последнего дня
                            Мне помнить о тех, кто когда-то
                            Хоть чем-то согрели меня.
                            Согрели своей плащ-палаткой
                            Иль тихим шутливым словцом,
                            Иль чаем за столиком шатким,
                            Иль попросту добрым лицом.
                            Как праздник, как счастье, как чудо

                            (Все вместе): Идет доброта по земле,
                            И я про небо не забуду,
                            Как я забываю о зле.

                                                            
    Ю.Друнина

            VII. Итог урока. Нарисуйте доброту и зло.

    Содержание

    Программа кружка «Школа здоровья» (1 – 2 классы)………………………………………………………………….3

    Конспект занятия «Если хочешь быть здоров» ………………..15

    Конспект занятия «Здоровый образ жизни» …………………...17

    Конспект занятия «Как отучить себя от вредных привычек»

            ……………………………………………………………………...19

    Конспект занятия «Будем делать хорошо и не будем плохо»

    ………………………………………………………………………   21


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования "Школа докторов Здоровья"

    Программа составленав соответствии с ФГОС. Составлена программа гтворческой группой: Ракитянская Е.Б., Пантелеева Т.И., Беркутова Г.И. , Однокозова Н.А....

    Программа дополнительного образования "Уроки здоровья"

    Программа рассчитана на учащихся начальных классов ( с планом реализации на 4 года). Основные направления - здоровьесбережение, гигиена, правильное питание, психическое здоровье....

    Программа дополнительного образования "Здоровье"

    На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Программа дополнительног образования "Здоровье" расчитана на учеников 1- 2 класса п...

    Программа дополнительного образования по физической культуре. Группа здоровья "Витаминка"

    Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, -  воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10 % детей поступают в школу абсолю...

    Программа дополнительного образования "Азбука Здоровья".

    Программа «Азбука Здоровья» является модифицированной. Она составлена на основе следующих оздоровительных программ: «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), ...

    Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"

    Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух»

    Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» разработана нами для секции  "детский фитнес ". Данная программа согласованна с районным ме...