Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"
рабочая программа по теме

Зайцева Любовь Анатольевна

Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obrazovaniya.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение гимназия №148 имени Сервантеса

                       Калининского административного района Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                     

                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                             Директор гимназии

                                                                                                                             _________________________

                                                                                                                                                                                               «_______»_____________________2013 г.

                                                                                                                             Протокол педагогического совета

                                                                                                                             №_____от___________________

                                Образовательная программа

                              «Природа и здоровье»

                                               Возраст обучающихся: 7-10 лет

                                               Срок реализации: 3 года

                                                                                                 

                                                                                                 Модифицированная программа

                                                                                                  Автор-составитель:

                                                                                                  Зайцева Любовь Анатольевна

                                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                  высшей категории

                                                         Санкт-Петербург

                                                                  2013        

                                     1. Пояснительная записка   

 Предлагаемый курс является дополнительным звеном начального природоведческого образования. Как и на уроках природоведения, его ведущая направленность – экологическая, с элементами валеологии, связанная с задачей формирования бережного, ответственного отношения детей к природе. Большое внимание уделяется вопросам гигиены, физического развития. Так же включены темы связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью. Значительное место в курсе отведено творческой деятельности учащихся. При составлении данной программы учитывался принцип актуализации тематики занятий. Темы, которые изучают ребята, связанны с природным и историческим календарём.

Цель данного курса:

- формирование представлений о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого;

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-формирование умения постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи в отношениях;

-формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру;

-развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной  культурой, развитие творческих способностей детей;

-воспитывать умение воспринимать красоту природы, бережно относиться к природе;

-воспитывать любовь и уважение к Отечеству;

Отличительной особенностью данной образовательной программы является её широкая интегрированность. На занятиях учащиеся  используют знания и умения полученные на уроках литературы, русского языка, окружающего мира, ИЗО, технологии, физкультуры. В курсе предусмотрено много занятий связанных с практической деятельностью учащихся, направленные на закрепление знаний и умений полученных в процессе занятий. 1/3 занятий планируется проводить вне классного помещения (на пришкольном участке, в парках «Муринский» и «Сосновка», в спортивном зале, в школьном музее «Старая квартира», кабинет домоводства), что способствует расширению образовательного пространства детей. Многие темы предусматривают помощь и участие взрослых членов семей учеников. Это очень важно для формирования у детей понимания ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы соответствует возрасту учащихся начальной школы (от 7 до 10 лет). Срок реализации данной программы 3 года. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу в течении учебного года с сентября по май.

По окончанию  курса учащиеся научаться:

-приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природы;

-отличать предметы и порядки, созданные людьми, от того что создано природой;

-доказывать необходимость бережного отношения  к природе;

- перечислять особенности животных, растений;

-различать наиболее распространённые в нашей местности растения и животных;

-вести наблюдения за своим здоровьем, наблюдение в природе;

-применять основные правила  основ безопасной жизнедеятельности, гигиены, здорового образа жизни в различных ситуациях;

-создавать проектные и исследовательские работы;

-принимать посильное участие в мероприятиях по охране природы;

-сажать кустарники, цветочно-декоративные растения, огородные культуры;

Планируется выступления учащихся на научно-практической конференции «Юный исследователь», участие в конкурсах рисунков, в выставке поделок «Золотая осень», спортивных соревнованиях.

                2. Учебно-тематический план

                                     1 год обучения

№ п/п

                Название разделов и тем

      Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Что такое природа?

1

1

II

Экскурсия в природу.

1

1

III

Что такое здоровье?

1

1

IV

Природе нужна твоя помощь

1

1

V

Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.

4

2

6

VI

Леса- лёгкие планеты

1

1

2

VII

Игры на воздухе

1

1

VIII

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

1

1

IX

Режим  дня и я- друзья.

4

1

5

X

Два характера Деда Мороза

1

1

XI

Если я заболел…

1

1

XII

Кто заботится о нашем здоровье

1

2

3

XIII

Охрана природы

2

1

3

XIV

Во саду ли, в огороде…

1

2

3

XV

Обобщение и повторение

1

3

4

                                                                                     Итого

19

15

34

                

Содержание программы 1 года обучения

                                                                                                           

I. 1) Что такое природа. Живая и неживая природа.

II.1) ПР. Экскурсия в природу. Объекты живой и неживой природы.

III. 1)Что такое здоровье? Здоровый образ жизни.

IV. 1)Природе нужна твоя помощь. Уборка пришкольного участка.

V.  1)Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.

     2)Дружи с водой. Советы доктора Воды.

     3) Друзья Вода и Мыло. ПР. «Как правильно мыть руки».

     4) Как правильно вести себя на воде (правила безопасности на воде)

     5) Как мы дышим?

     6) ПР. Разучивание комплекса дыхательных упражнений.

VI. 1) Леса- лёгкие планеты. Охрана лесов.

       2) ПР, Правила поведения в лесу.

VII. 1) Подвижные игры на воздухе. Народные игры. Разучивание игры «Городки».

VIII. 1) Закаляйся, если хочешь быть здоров! Как закаляться. Обтирание и обливание.

IX.   1) Режим дня и я- друзья.

        2) Как сделать сон полезным?

        3) Питание- необходимое условие жизни.

        4) Как я выполняю домашнее задание.

        5) ПР, Составление индивидуального режима дня.

X.    1) Два характера Деда Мороза- добрый и злой (обморожения, переохлаждения, первая  помощь)  

XI.  1)  Если я заболел… Симтомы простудных заболеваний.

XII.  1) Кто заботиться о нашем здоровье. Знакомство со специализацией врачей.

         2)ПР, Сюжетно- ролевая игра «На приёме у врача».

         3) ПР. Сюжетно- ролевая игра «Кукла заболела».

XII.  1) Кто изучает и бережёт природу? Знакомство с профессией эколога, лесничего, зоолога и т.д.)

           2-3) Как охраняют природу? Красная книга, заповедники, заказники, национальные парки)

 XII.   1) Во саду ли, в  огороде… Весенние работы в поле, саду, огороде.

           2-3) ПР, Наблюдение за развитием растения. Проращивание лука.

XIII. 1) ПР. Что я знаю о природе и здоровье? Игра- викторина. Проверка знаний учащихся.

           2-3-4) Экскурсии в природу. Наблюдение за изменениями в природе. Подвижные игры на воздухе.

                                     2-ой год обучения

№ п/п

                Название разделов и тем

      Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Введение

1

1

2

II

Воздух

1

1

2

III

Почва

1

2

3

IV

Леса и парки

2

1

3

V

Растения

1

1

2

VI

Лекарственные растения

3

2

5

VII

Растениеводство

4

1

5

VIII

Животные

5

2

7

IX

Органы пищеварения

2

2

X

Обобщение и повторение.

1

2

3

                                                                                     Итого

21

13

34

  Содержание  программы 2-ого года обучения.

I.    1-2) Что такое природа? Что такое здоровье?

II.  1) Воздух. Охрана  воздуха. Дыхание человека. Заболевания дыхательной системы.

      2) ПР. Разучивание комплекса дыхательных упражнений.

          ПР. Изготовление модулей для дыхательной гимнастики.

III. 1) Почва. Охрана почв. Садово- огородные культуры.

       2) ПР. Салаты из овощей и фруктов.

       3) ПР. Рецепты осенних заготовок.

IV. 1) Леса. Парки. Охрана лесов. Охраняемые территории.

       2-3) Лесные дары человеку. Грибы (съедобные и несъедобные). Ягоды.

V.  1) Растения. Комнатные растения.

      2) ПР.  Уход за комнатными растениями.

VI. 13) Лекарственные растения.

       14-15) Правила сбора лекарственных растений. Лекарственные сборы. Лекарственные и витаминные чаи.

       16) ПР. Формирование лекарственных сборов. Заварка витаминных чаёв.

       17) ПР. Косметические сборы. Оформление сборника рецептов красоты «Красота и здоровье» - подарка для мам.

VII. 1) Растениеводство. Зерновые культуры. Изделия из муки.

        2) ПР. Встречаем Масленицу. Рецепты блинов, оладьев.

        3) Хлеб – всему голова. Пословицы, поговорки, стихи, рассказы о хлебе.

        4) Как хлеб на стол пришёл (технологический процесс).

        5) Охрана растений.

VIII. 1-2) Животные. Дикие и домашние.

          3) Домашние животные. Правила ухода за домашними животными.

          4)ПР,  Животные в моём доме. Создание проекта о своём питомце.

          5) Животноводство. С/х животные.

          6) ПР. Основные продукты животного происхождения.

          7) Охрана животных.  

IX.    1) Органы пищеварения.

         2)  ПР. О правильном питании. Составление меню.

X.      1-2) ПР. Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Подвижные игры на воздухе.

                                   

         

       

       

                                                  3-ий год обучения

№ п/п

                Название разделов и тем

      Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Что такое природа. Обобщение и повторение.

1

1

II

Экология

2

2

4

III

Валеология

3

3

IV

Как мы воспринимаем окружающий мир

5

4

9

V

Опора человека.

1

2

3

VI

Как следует питаться

4

2

6

VII

Эмоциональное здоровье

2

2

VIII

Что вредит моему организму.

2

2

IX

Природа наш дом.

1

1

X

Что мы узнали? Чему научились?

3

3

                                                                                     Итого

20

14

34

Содержание программы 3 года обучения.

I.     1) Что такое природа? Обобщение и повторение.

II.    1) Наука экология.

        2) Экологическая катастрофа. Что это?

        3) Природе нужна твоя помощь. ПР. Уборка школьной территории.

        4) ПР. Экскурсия  в природу. Сбор природного материала.

III.  1) Что такое здоровье?

        2) Валеология – что это?

        3) Человек – часть природы.

IV.  1) Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств.

        2) Глаза – главные помощники человека. ПР. Разучивание комплекса упражнений для глаз.

        3) Я учусь видеть прекрасные краски природы. ПР. Рисование осеннего пейзажа.

        4) Чтобы уши слышали. Уход за ушами.

        5) Я учусь слышать прекрасные звуки природы. ПР. Слушание звуков природы: шум моря, шелест листвы, пение птиц и т. д. Приёмы релаксации.

        6) «Рабочие инструменты» человека.

        7)  ПР. Уход за руками и ногтями.

        8)  Наши руки – не для скуки. ПР. Изготовление поделок из природного материала.

        9) Зачем человеку кожа. Забота о коже. Первая помощь при повреждениях кожи: раны, порезы, ожоги, обморожения.

V.    1)  Скелет – опора человека.

        2) Осанка – стройная спина. ПР. Разучивание комплекса упражнений для красивой осанки.

        3) Движение – жизнь. ПР. Соревнования, эстафеты, подвижные игры.

VI.   1) Как следует питаться. Жиры, белки, углеводы, витамины. Продукты, их содержащие.

              2) ПР. Составление меню.

              3) Зубы. Уход за зубами.

              4) ПР. Как правильно чистить зубы.

V.     1) Лекарственные растения.

         2) Ядовитые растения.

VI.    1) Эмоциональное здоровье. Эмоции, эмоциональность, эмпатия.

          2) Моё настроение. Хорошее настроение – это тоже показатель здорового человека.

VII.   1-2) Что вредит моему организму. Заболевания. Вредные привычки.

IX.     1) Природа – наш дом, соблюдай в нём чистоту. ПР. Уборка пришкольного участка.

X.       1) Проверка знаний учащихся. Игра – викторина.

           2-3) ПР. Экскурсия в природу. Наблюдения за сезонными изменениями. Подвижные игры на свежем воздухе.

          ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ  И  УЧАЩИХСЯ

1) Былеева Л.В., Яковлев В.Г. «Подвижные игры», М. «Физкультура и спорт», 1959

2) Дорохов А., «Про себя самого», М., «Детская литература»,1989

3) Джейн Уокер «Цветы», М., «Фламинго» 1996

4) Мартынов С.М. «Здоровье ребёнка в ваших руках», М., « Просвещение» 1991

5) Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников», М., «Сфера», 2001

6) Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины», М., 1991

7) Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья., М., «Физкультура и спорт» 1991

8) Сысоев Н.Д. «Встречи с природой», М., «Лесная промышленность», 1982

         

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Уроки здоровья"

Программа рассчитана на учащихся начальных классов ( с планом реализации на 4 года). Основные направления - здоровьесбережение, гигиена, правильное питание, психическое здоровье....

Программа дополнительного образования "Школа здоровья"

Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем....

Программа дополнительного образования "Азбука Здоровья".

Программа «Азбука Здоровья» является модифицированной. Она составлена на основе следующих оздоровительных программ: «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух»

Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» разработана нами для секции  "детский фитнес ". Данная программа согласованна с районным ме...

Программа дополнительного образования "Педагогиа здоровья"

Главная цель программы - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой....

Программа дополнительного образования "Школа здорового питания"

В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей, осознавая важность вопроса о правильном и здоровом питании, учи...

Рабочая программа дополнительного образования "Азбук здоровья" начальная школа

Данная программа предназначена на  формирование у детей установки на жизнь как высшую ценность, обучение бережному отношению к себе и своему здоровью, стремлению творить свое здоровье, применяя з...