Программа дополнительного образования "Педагогиа здоровья"
рабочая программа на тему

Чернышева Мария Владимировна

Главная цель программы - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pedagogika_zdorovya_1-4_klass.doc480.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Программа внеурочной деятельности «Педагогика здоровья» составлена на основе программы «Педагогика здоровья» Касаткина В. Н. /Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка-Пресс, 2000.

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

Главная цель программы - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира- с самим собой.

Задачи программы:

  • научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
  • показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного; научить ребёнка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками; научить ребёнка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
  • познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Раздел «Самопознание через чувство и образ» специальной целью педагогической работы ставит осознание ребёнком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важным для становления его личности. Это- строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.

         Цели раздела «Школа здорового питания»:

  • сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
  • выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по пищевой и энергетической ценности;
  • научить соблюдать правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

Цель раздела «Ослепительная улыбка на всю жизнь» - обучение правильному уходу за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний, воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.

Логика построения раздела «Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами» основана на формировании у ребёнка прежде всего: 

  • навыков самосохранения (в 1 классе — нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком),
  • эмоционального неприятия наркотических форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);
  • осознания возможности очень быстрого и незаметного для  себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
  • собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки;
  • умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.

Цели раздела «Безопасность детей на дорогах»:

  • овладение детьми знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»);
  • формирование «транспортных» привычек в противовес «бытовым», возникающих в раннем возрасте;
  • обучение прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Помочь ребёнку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была и где бы она не возникла – цель раздела «Поведение в экстремальных ситуациях».

В качестве основных подходов к организации педагогической практики в реализации данной программы будут:

  • культурологический;
  • системный;
  • личностно - деятельностный;
  • компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно – ценностной стороне знаний и информации, направленной на становление личности и ее здоровья, как субъекта жизни и культуры 

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды и отдельных мероприятий в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов) образовательной системы, в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.

Личностно - деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры здоровья, здорового стиля жизни и создание условий для личностного развития ребенка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д., а в конечном итоге – модели правильного поведения).

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на личность учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной         и личной жизни во всех ее проявлениях и трудностях.

Оценку результативности освоения программы через компетентностный подход возможно провести, оценивая у учащихся создание представлений о тех или иных явлениях, связанных со здоровьем и собственным состоянием, сформированности осознанных отношений к ним, и выработку на основе этих представлений и отношений динамического стереотипа поведения, стратегии поведения или модели поведения.

В основу программы «Педагогика здоровья» положены следующие принципы:

  • Природосообразность.
  • Культуросообразность.
  • Коллективность.
  • Патриотическая направленность.
  • Проектность.
  • Поддержка самоопределения воспитанника.

Принцип природосоообразности предполагает, что оздоровительная деятельность школьников основывается на на научном понимании взаимосвязи

естественных и социальных процессов,  согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а так же формирует у него ответственность за развитие самого себя.

        Принцип культуросообразности предполагает, что оздоровительная деятельность школьников основывается на общечеловеческих ценностях физической культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных культур, специфическими  особенностями, присущими здоровьесберегающим традициям Республики Коми, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип коллективности  предполагает, что оздоровление даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни.

Принцип патриотической направленности обеспечивает субъективную значимость для детей идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой. Реализация принципа патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» детей в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел-реализация-рефлексия. В логике данного принципа в программе предусматриваются информационные, исследовательские, межпредметные проекты.        

Принцип поддержки самоопределения воспитанников - процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности

Педагогические технологии, используемые в обучении

  • Личностно-ориентированные технологии,  позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Сроки реализации программы

Базисным учебным планом предусмотрена часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В данную часть входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность  организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.) Программа кружка «Педагогика здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление.

Программа кружка «Педагогика здоровья» рассчитана на 4 года обучения: 33 час в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

Формы проведения занятий

Формы проведения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о способах и средствах самозащиты; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к другим людям.

3. Результаты первого уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятие на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Первая группа эффектов- социокультурная идентичность- осознание школьником себя в контексте  управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Вторая группа эффектов - социально-коммуникативные компетенции-предполагает высокую степень самореализации школьника в социальном взаимодействии, осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими компетенциями.

Третья группа - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации

Примерные виды и формы деятельности

Примерные результаты                          воспитания и социализации

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;
  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 класс

Раздел

Компетенции

Самопознание через чувство и образ

Должны знать части тела и их функции; названия важнейших Должны знать органов человека и их предназначение.

Должны уметь давать словесную характеристику основных эмоциональных состояний и показывать способы их выражения с помощью жестов, мимики, позы.

Иметь осознанное представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Должно быть сформировано позитивное отношение к людям со специфическими особенностями строения тела (инвалидам)

Школа здорового питания

Должны знать на какие группы и по каким признакам делятся продукты питания, о различии вкусовых предпочтений у людей.

Иметь представление об этапах процесса пищеварения и возможных «опасностях» на каждом из них; о роли основных питательных веществ для здорового развития организма.

Знать традиции русской кухни и её «этику»; о вреде переедания.

Иметь навыки соблюдения режима питания.

Знать этапы выработки, хранения и рассортировки продуктов питания.

Иметь представление о «жизненном» цикле продукта и его влиянии на качество продукта.

Знать правила хранения основных продуктов.

Уметь по простейшим рецептам приготовить пищу.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Должны знать строение полости рта, зубов и их функции; иметь представление о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами.

Освоить основные правила гигиены полости рта.

Должны получить представление о значимости питания для сохранения здоровых зубов.

Профилактика аддиктивного поведения        и случайных отравлений лекарственными препаратами

Уметь правильно обращаться с лекарствами.

Знать, что такое пассивное курение и как его избежать.

Понимать - алкоголизм и зависимость лекарственных препаратов- это трудноизлечимая болезнь.

Безопасность детей на дорогах

Должны иметь представление ос сложности движения транспорта и пешеходов.

Должны научиться не только смотреть, но и слушать улицу.

Должны понимать, что существуют специальные транспортные и бытовые привычки.

Выработать первоначальные навыки переключения с бытовых привычек на транспортные.

2 класс

Раздел

Компетенции

Самопознание через чувство и образ

Должны знать виды болезней, их причины и профилактика, значение слуха, зрения, обоняния, осязания.

Должны уметь различать свои ощущения (слуховые, зрительные, тактильные и т.д.) и их называть.

Обращать внимание на способности своих друзей, радоваться успеху других.

Соблюдать социальные нормы поведения.

Школа здорового питания

Уметь правильно пережёвывать и глотать пищу, соблюдать чистоту ротовой полости.

Знать роль ротовой полости и надгортанника в процессе пищеварения.

Знать какие продукты полезны для сердца, а какие нет.

Уметь определить качество продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях.

Знать традиции европейской кухни, современные предпочтения в еде.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Знать о наличии временных и постоянных зубов и их естественной смене.

Должны иметь представление о причинах и стадиях развития кариеса, о различных видах прикуса, о различных видах прикуса.

Профилактика аддиктивного поведения        и случайных отравлений лекарственными препаратами

Должны знать о существовании лекарств и ядовитых растений, их пользе и возможном вреде, уметь с ними обращаться.

Выработать правила поведения в ситуации, когда рядом опасный человек.

Изучить способы выхода из опасной ситуации и привлечения помощи.

Безопасность детей на дорогах

Должны знать основные дорожные «ловушки».

Уметь правильно  переходить через улицы разных типов.

Иметь представление о сложности движения на перекрёстке.

Иметь стойкие навыки переключения с бытовых привычек на транспортные.

Поведение в экстремальных ситуациях

Должны усвоить 3 модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «выходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».

Знать номера телефонов служб экстренной помощи и уметь вызвать их.

Уметь обращаться за помощью при возникновении экстремальных ситуаций.

Уметь предупреждать дальнейшее развитие опасности для здоровья событий путём выхода из сложившихся обстоятельств.

Знать о травмах, связанных с ожогами и уметь оказывать первую помощь при ожогах.

3 класс

Раздел

Компетенции

Самопознание через чувство и образ

Должны получить понятие об отрицательных и положительных эмоциях, их роли в жизни.

Регулировать свои эмоции.

Знать, что хотя вкусы у всех людей разные, это их не разъединяет.

Уметь позитивно относиться к себе.

Школа здорового питания

Знать о взаимосвязи питания и эмоционального состояния; правила домашней диеты, несоблюдение которой отрицательно сказывается на желудке.

Иметь собственную позицию в выборе питания.

Сознательно соблюдать правила разнообразного питания и личной гигиены.

Уметь составлять меню с учётом основных правил домашней диеты.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Должно сформироваться представление о строении пародонта и необходимости ухода за дёснами.

Осознать необходимость регулярного посещения стоматологии.

Профилактика аддиктивного поведения        и случайных отравлений лекарственными препаратами

Знать, чем может грозить передозировка лекарств, вредные последствия воздействия табачного дыма, алкоголя на организм человека.

Сформировать представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам – индивидуальное свойство человека и путь к зависимости может быть очень коротким.

Безопасность детей на дорогах

Должны уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Поведение в экстремальных ситуациях

Должны знать способы тушения огня, уметь выполнять последовательные действия эвакуации из помещения при возникновении пожара.

Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Знать средства спасения утопающего на воде в тёплое и зимнее время года, а также последовательность действий при спасении.

Знать причины возникновения бытовых травм, уметь их предупреждать и оказывать доврачебную помощь при порезах, синяках, занозах, носовом кровотечении.

4 класс

Раздел

Компетенции

Самопознание через чувство и образ

Должны иметь представление о внешних проявлениях внутренней культуры.

Уметь создавать свой положительный образ, соблюдать правила поведения.

Школа здорового питания

Дети должны понимать, что привычки и опыт влияют на выбор продуктов питания; сознательно относиться к незнакомым продуктам. Иметь общее представление о функциях основных органов пищеварения, о возможных опасностях (заболевания, травмы, отравления), путях их предотвращения.

Иметь навык осознанного соблюдения правил здорового питания.

Должны знать симптомы отравления, способы его предупреждения, уметь организовать помощь при пищевом отравлении.

Свободно ориентироваться в информации на упаковке продукта для безопасности его употребления.

У детей должно сформироваться умение делать покупки, исходя из необходимости разнообразного питания и финансовых возможностей.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

У детей должна выработаться потребность соблюдения правил гигиены полости рта.

Они должны понимать важность питания для сохранения здоровых зубов; осознавать необходимость регулярного посещения стоматолога.

Профилактика аддиктивного поведения        и случайных отравлений лекарственными препаратами

У детей должны сформироваться практические навыки правильного общения  - умение знакомиться, слушать, убеждать, преодолевать недопонимание; умение отстаивать собственное мнение, противостоять давлению со стороны.

Дети должны знать различные способы постороннего влияния на человека. Овладеть практическим умением отказывать.

Безопасность детей на дорогах

У детей должны автоматизироваться навыки соблюдения правил обхода транспорта; перехода улиц различных типов, перекрестков, регулируемых светофором (регулировщиком) и нерегулируемых, прогнозирования развития cитуации на дороге; навыки наблюдения, «переключения на улицу», переключения на самоконтроль, навык «сопротивления» волнению или спешке.

Поведение в экстремальных ситуациях

Дети должны знать, как отключить электроприборы.

Уметь выполнять последовательные действия по самоспасению при возникновении пожара в помещении.

Знать способы тушения одежды на человеке.

Выработать линию поведения по избеганию контакта с незнакомым человеком.

Знать способы спасения утопающих в разное время года и правила безопасности на воде.

Уметь оказывать доврачебную помощь при укусах собак, насекомых, при попадании насекомого в ухо, при повреждении и инфицировании глаз, при отравлениях.


Тематический план

Раздел

Тема

Класс,

Количество часов

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Самопознание через чувство и образ

Я познаю себя

Мы все похожие и мы все разные. Я познаю других.

Человек в мире людей.

Обобщающий урок – праздник совместно с родителями.

4

1

1

4

2

2

3

2

2

1

2

2

2

Всего часов по разделу 1

6

6

7

7

Всего

26

2. В школе здорового питания

Питание и эмоциональное состояние

Пищеварение. Как это происходит.

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

Питание и индивидуальное здоровье

Производство, хранение и распространение продуктов питания

Приготовление пищи

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

Всего часов по разделу 2

        10

  8

8

9

Всего

35

3. Ослепительная улыбка на всю жизнь

Зачем человеку нужен рот и что в нём находится

Правила ухода за зубами

Как правильно чистить зубы

Здоровое питание – здоровые зубы

Как нужно беречь зубы

Здоровые зубы – здоровый организм

Строение зубов

Кариес

Прикус и его аномалии

Чистка зубов

Заболевания дёсен

Питание

Как фтор укрепляет зубы

Посещение стоматолога

Бережное отношение к зубам

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

Всего часов по разделу 3

5

5

5

1

Всего

16

4. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

Лекарственные препараты

Табак

Алкоголизм

Наркотические и токсические вещества

Уроки «навыков жизни»

1

1

1

1

-

1

1

1

1

-

1

1

1

1

-

-

-

-

-

4

Всего часов по разделу 4

4

4

4

4

Всего

16

5. Безопасность детей на дорогах

Что мешает видеть проезжую часть улицы

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица.

Опасность на «островке безопасности».

Переход улицы

Пешеходный переход

«Ловушки» на углу перекрёстка

Я - пешеход

3

2

1

2

-

-

-

-

-

-

-

-

2

1

1

1

1

-

-

1

1

-

1

1

1

1

1

1

2

-

1

1

Всего часов по разделу 5

8

5

5

8

Всего

26

6. Поведение в экстремальных ситуациях

Экстремальные ситуации. Модели поведения

Как звать на помощь в экстремальной ситуации

Как выйти из экстремальной ситуации

Поведение при пожаре

Поведение при встрече с незнакомым человеком

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде

Травмы

Оказание первой медицинской помощи

-

-

-

1

-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

1

-

-

-

-

1

1

1

2

-

-

-

-

1

1

2

1

-

Всего часов по разделу 6

          1

4

5

          6

Всего

16

Итого часов в год по годам обучения:

        33

34

34

        34


Содержание курса

Самопознание через чувство и образ (28 часов)

  • Понятие об эмоциях и чувствах.
  • Различия между эмоциями и чувствами.
  • Формы переживания чувств.
  • Эмоции и мотивы.
  • Внешнее выражение эмоций.
  • Виды эмоций.
  • Эмоции в воспитании и обучении.
  • Эмоциональная саморегуляция.

Практикумы: опросы, анкетирование, подготовка и проведение классных часов; оформление стенда «Осторожно – стресс!»; сбор и обработка информации по теме; создание презентаций; разрешение проблемных ситуаций, их обсуждение и нахождение других вариантов решений одной проблемы; игра «Я проснулся и с утра…(проигрывается ситуация «хочу» и «не хочу).

Школа здорового питания (33 часа)

  • Как происходит пищеварение.
  • Питательные вещества. Их значение для роста и развития организма.
  • Производство и хранение продуктов питания.
  • Продукты питания и здоровье.
  • Питание и индивидуальное здоровье.
  • Питание и эмоциональное состояние.
  • Эстетика питания.
  • Забавные факты из истории продуктов питания.

Практикумы: анкетирование, оформление стенда «Есть, чтобы жить», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Практическая работа «О чем расскажет упаковка»

Ослепительная улыбка на всю жизнь(16 часов)

  • Общее представление о полости.
  • Заболевания полости рта.
  • Профилактика заболеваний полости рта.

Практикумы: анкетирование, подготовка и проведение классных часов, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Ослепительная улыбка!», создание презентаций.

Профилактика аддиктивного поведения

и случайных отравлений лекарственными препаратами (16 часов)

  • Лекарства и лекарственные растения.
  • Табакизм.
  • Алкоголизм.
  • Внешние признаки человека в состоянии опьянения.
  • Токсикомании.
  • Наркомании.

Практикумы: анкетирование, исследования, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок; оформление стенда «Я выбираю здоровье!»; создание презентаций; проведение акции «Листовка в подъезд».

Безопасность детей на дорогах(26 часов)

  • Правила дорожного движения.
  • Ситуации – «ловушки».
  • Модели безопасного поведения.
  • Ситуации самостоятельного движения ребёнка по улице.

Практикумы: анкетирование, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Безопасная дорога», создание презентаций, проведение акции «Обращение к водителям».

Приглашение для бесед работников ГБДД.

Поведение в экстремальных ситуациях (10 часов)

  • Экстремальные ситуации.
  • Модели поведения в экстремальных ситуациях.
  • Возникновение пожара.
  • Экстремальная ситуация на воде.
  • Экстремальная ситуация, связанная со встречей с незнакомым опасным человеком.
  • Травмы. Оказание доврачебной помощи при травмах.

Практикумы: анкетирование, подготовка и проведение конкурса рисунков, плакатов, листовок, оформление стенда «Я выбираю жизнь».

Экскурсии в пожарную часть, в МЧС.

Проектная деятельность

Программа предусматривает организацию работы с обучающимися над проектами. Это позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

  • интеграцию учебного содержания;
  • развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
  • формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
  • формирование у обучающихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Тема проекта

Вид

Сроки реализации проекта

Результат

1 класс

«Правила поведения за столом» (коллективный)

Информационный

Ноябрь-декабрь

Ролевая игра

«Безопасная дорога» (коллективный)

Информационный

Январь-февраль

Выставка рисунков, кроссвордов, ребусов по ПДД.

2 класс

«Как нужно беречь зубы» (индивидуальный)

Информационный

Ноябрь-декабрь

Выставка рисунков, проведение классного часа

3 класс

«…И глаза «скажут спасибо» (коллективный)

Информационный

Сентябрь-октябрь

Компьютерная презентация, буклет с упражнениями и играми для коррекции зрения

«За безопасность движения» (индивидуальный)

Информационный

Январь-февраль

Акция «Письмо водителю»

4 класс

«Физкультура на каждом уроке» (коллективный)

Информационный

Сентябрь-октябрь

Компьютерная презентация, сборник физминуток для каждой параллели начальной школы

«Антиреклама табака и алкоголя» (совместно с родителями)

Информационный

Март-май

Участие в акции «Нет вредным привычкам!»

Мониторинг образовательных результатов

Критерии оценки

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля

1 год обучения

Тема

Форма контроля

Самопознание через чувство и образ

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам. Оформление стенда «Умей управлять своим настроением»

В школе здорового питания

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление стенда «Есть – чтобы жить».

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление стенда «Здоровые зубы», конкурс фотографий «Ослепительная улыбка».

Безопасность детей на дорогах

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление стенда «Знай и соблюдай ПДД», конкурс фотографий «Я и дорога».

2 год обучения

Самопознание через чувство и образ

Беседа. Тестирование. Презентация работ творческих групп, оформление стенда «Эмоции-строители». Проведение фотоконкурса «Улыбнись миру!».

В школе здорового питания

Беседа, оформление стенда «Здоровое питание».

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Беседа, подготовка и проведение игры «Всё для здоровья зубов».

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

Беседа, проведение конкурса рисунков, листовок, плакатов по теме «Я выбираю здоровье!», создание листовки «Брось курить!» Проведение акции «Листовка в подъезд».

Безопасность детей на дорогах

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление стенда «Безопасная дорога», конкурс рисунков, игра «Юный пешеход»

Поведение в экстремальных ситуациях

Беседа, оформление стенда «Уголок безопасности». Подготовка и проведение игры «До приезда скорой помощи».

3 год обучения

Самопознание через чувство и образ

Беседа. Тестирование. оформление стенда «Город, в котором мы живем». Проведение фотоконкурса «Боль природы».

В школе здорового питания

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление стенда.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Беседа, Оформление стенда «Улыбнись!».

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

Беседа, оформление стендов «Осторожно – стресс!», «Если тебе тяжело», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Безопасность детей на дорогах

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты оформление стенда «Дорога таит опасность».

Поведение в экстремальных ситуациях

Беседа, оформление стенда «Поведение в экстремальной ситуации». Подготовка и проведение игры «Соблюдай правила безопасного поведения».

4 год обучения

Самопознание через чувство и образ

Беседа. Тестирование. 0формление стенда «Сохрани душевное здоровье». Проведение фотоконкурса «Добрые эмоции и чувства».

В школе здорового питания

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление стенда «Любимые рецепты нашей семьи».

Ослепительная улыбка на всю жизнь

Беседа, оформление стенда «Здоровье зубов без стоматолога».

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

Беседа, оформление стендов «Остановись, подумай, выбери!», «Ради жизни», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.

Безопасность детей на дорогах

Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, оформление стенда «Знаем и соблюдаем ПДД», сценарии классных часов, конкурс «Знатоки ПДД».

Поведение в экстремальных ситуациях

Беседа, оформление стенда «Уголок безопасности». Подготовка и проведение игры «Юные спасатели».

Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговые выставки творческих работ.
  • Участие в школьных и районных конкурсах исследовательских работ.
  • Организация и участие в общешкольных мероприятиях.
  • Папка подборок сценариев классных часов по темам курса.
  • Презентация итогов работы над проектами.

Методическое обеспечение программы

Для обучающихся

  • Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: Учебное пособие для  учащихся 1-4 классов школы по курсу «Основы безопасности  жизнедеятельности». М.: АСТ, 1997.

Для учителя

  • Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина.  Школа докторов  природы или 135 уроков здоровья. М. « ВАКО»,2004. http://ssve.ru.kniga-diva.ru/downloads/307546
  • Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Еременко  Н. И. Профилактика вредных привычек. – М.: Панорама, 2007. http://www.char.ru/books/1119545_Profilaktika_vrednyh_privychek
  • Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 1999. Т. 6, №1. Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». - Учитель, сайт: http://www.forumuch.flybb.ru/
  • Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. — СПб.: Балтрус, 1995.
  • Зайцев Г.К. Уроки Айболита  СПб.: Акцидент, 1995.
  • Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра  СПб.: Акцидент, 1994.
  • Зайцев Г.К. Уроки Айболита. О мальчиках и девочках. — СПб.: Комплект, 1997
  • Мариненко Н.В. Уроки безопасности. М.: Профиздат 1991.

Приложение                                                                                                           к    рабочей     программе                                                                                                                  «Педагогика здоровья»

Календарно – тематическое планирование.

1 класс.

№ п/п

Тема урока

Запланировано

Проведено

Кол-во

часов

Дата

Кол-во

часов

Дата

Самопознание через чувство и образ (6 часов)

1

Я познаю себя.

1

2

Я познаю себя.

1

3

Я познаю себя.

1

4

Я познаю себя.

1

5

Мы все похожие и разные. Я познаю других. Все люди разные и это замечательно.

1

6

Человек в мире людей.

1

Школа здорового питания (9 часов)

7

Питание и эмоциональное состояние.

1

8

Пищеварение: как это происходит.

1

9

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

10

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

11

Питание и индивидуальное здоровье.

1

12

Питание и индивидуальное здоровье.

1

13

Производство, хранение и распространение продуктов питания.

1

14

Производство, хранение и распространение продуктов питания.

1

15

Приготовление пищи. Обобщение по разделу «Школа здорового питания».

1

Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 часов)

16

Зачем человеку нужен рот и что в нём находится.

1

17

Правила ухода за зубами.

1

18

Как правильно чистить зубы.

1

19

Здоровое питание - здоровые зубы.

1

20

Как нужно беречь зубы. Обобщение по разделу «Ослепительная улыбка на всю жизнь».

1

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами  (4 часа)

21

Лекарственные препараты.

1

22

Табак. Пассивное курение.

1

23

Алкоголизм. Как ты относишься к человеку, который постоянно употребляет алкоголь?

1

24

Наркотические и токсические вещества. Как ты относишься к человеку, который постоянно употребляет наркотики? Обобщение по разделу 

1

Безопасность детей на дорогах (9 часов)

25

Что мешает видеть проезжую часть улицы? Экскурсия по улицам города (учимся слушать и наблюдать)

1

26

Неподвижные транспортные и нетранспортные средства.

1

27

Временно остановившиеся подвижные транспортные средства.

1

28

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы?

1

29

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы?

1

30

Загадки «пустынной улицы». Двор -тоже улица.

1

31

Опасность на «островке безопасности».

1

32-33

Обобщение по разделу «Безопасность детей на дорогах».

2

Приложение                                                                                                           к    рабочей     программе                                                                                                                  «Педагогика здоровья»

Календарно – тематическое планирование.

2 класс.

№ п/п

Тема урока

Запланировано

Проведено

Кол-во

часов

Дата

Кол-во

часов

Дата

Самопознание через чувство и образ (8 часов)

1

Я познаю себя.

1

02.09

2

Я познаю себя.

1

09.09

3

Я познаю себя.

1

16.09

4

Я познаю себя.

1

23.09

5

Мы все похожие и разные. Я познаю других.

1

30.09

6

Мы все похожие и разные. Я познаю других.

1

07.10

7

Человек в мире людей.

1

14.10

8

Человек в мире людей. Обобщение по разделу «Самопознание через чувство и образ».

1

21.10

Школа здорового питания (8 часов)

9

Питание и эмоциональное состояние.

1

28.10

10

Пищеварение: как это происходит.

1

11.11

11

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

18.11

12

Питание и индивидуальное здоровье.

1

25.11

13

Производство, хранение и распространение продуктов питания.

1

02.12

14

Производство, хранение и распространение продуктов питания.

1

09.12

15

Приготовление пищи.

1

16.12

16

Приготовление пищи. Обобщение по разделу «Школа здорового питания».

1

23.12

Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 часов)

17

Здоровые зубы – здоровый организм.

1

13.01

18

Строение зубов.

1

20.01

19

Кариес

1

27.01

20

Прикус и его аномалии.

1

03.02

21

Чистка зубов. Обобщение по разделу «Ослепительная улыбка на всю жизнь».

1

10.02

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами  (4 часа)

22

Лекарственные препараты. Лекарственные препараты. Мир растений. Польза растений и таящиеся опасности.

1

17.02

23

Табак. Как ты относишься к курящему человеку.

1

24.02

24

Алкоголизм. Рядом – опасный человек.

1

03.03

25

Наркотические и токсические вещества. Рядом – опасный человек. Обобщение по разделу.

1

10.03

Безопасность детей на дорогах (5 часов)

26

Переход улицы. Правила перехода узких улиц.

1

17.03

27

Правила перехода широких улиц.

1

31.03

28

Пешеходный переход. Мой друг светофор.

1

07.04

29

«Ловушки» на углу перекрёстка.

1

14.04

30

Я – пешеход. Обобщение по разделу «Безопасность детей на дорогах».

1

21.04

Поведение в экстремальных ситуациях (4 часа)

31

Экстремальные ситуации. Модели поведения.

28.04

32

Как звать на помощь в экстремальной ситуации?

05.05

33

Как выйти из экстремальной ситуации?

12.05

34

Травмы – ожоги, ошпаривания, ожоги ротовой полости и горла, электроожоги. Обобщение по разделу.

19.05

Приложение                                                                                                           к    рабочей     программе                                                                                                                  «Педагогика здоровья»

Календарно – тематическое планирование.

3 класс.

№ п/п

Тема урока

Запланировано

Проведено

Кол-во

часов

Дата

Кол-во

часов

Дата

Самопознание через чувство и образ (8 часов)

1

Я познаю себя.

1

04.09

2

Я познаю себя.

1

11.09

3

Я познаю себя.

1

18.09

4

Мы все похожие и разные. Я познаю других. «Семейный альбом».

1

25.09

5

«Семейный альбом».

1

02.10

6

Человек в мире людей.

1

09.10

7

Человек в мире людей.

1

16.10

8

Обобщение по разделу «Самопознание через чувство и образ».

1

23.10

Школа здорового питания (9 часов)

9

Питание и эмоциональное состояние.

1

30.10

10

Пищеварение: как это происходит?

1

13.11

11

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

20.11

12

Питание и индивидуальное здоровье.

1

27.11

13

Питание и индивидуальное здоровье.

1

04.12

14

Производство, хранение и распространение продуктов питания.

1

11.12

15

Приготовление пищи.

1

18.12

16

Приготовление пищи.

1

25.12

17

Обобщение по разделу «Школа здорового питания».

1

15.01

Ослепительная улыбка на всю жизнь (6 часов)

18

Заболевания дёсен.

1

22.01

19

Питание.

1

29.01

20

Как фтор укрепляет зубы?

1

05.02

21

Посещение стоматолога.

1

12.02

22

Основные правила гигиены.

1

19.02

23

Обобщение по разделу «Ослепительная улыбка на всю жизнь».

1

26.02

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами  (5 часов)

24

Лекарственные препараты. Воздействие различных доз лекарственных препаратов на организм человека.

1

05.03

25

Табак. Воздействие табака на организм человека.

1

12.03

26

Алкоголизм. Воздействие алкоголя на организм человека (на примере водки).

1

19.03

27

Наркотические и токсические вещества, Долог ли путь к зависимости? Успеет ли человек оглянуться?

1

02.04

28

Обобщение по разделу «Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами».

1

09.04

Поведение в экстремальных ситуациях (6 часов)

29

Поведение при пожаре.

1

16.04

30

Поведение при встрече с незнакомым человеком.

1

23.04

31

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде.

1

30.04

32

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде.

1

07.05

33

Травмы.

1

14.05

34

Обобщение по разделу «Поведение в экстремальных ситуациях».

24.05

Приложение                                                                                                           к    рабочей     программе                                                                                                                  «Педагогика здоровья»

для 4 класса

Нагорная Л.А.

Календарно – тематическое планирование.

4 класс.

№ п/п

Тема урока

Запланировано

Проведено

Кол-во

часов

Дата

Кол-во

часов

Дата

Самопознание через чувство и образ (7 часов)

1

Я познаю себя.

1

01.09

2

Мы все похожие и разные. Я познаю других.

1

08.09

3

Мы все похожие и разные. Я познаю других.

1

15.09

4

Человек в мире людей.

1

22.09

5

Человек в мире людей.

1

29.09

6

Обобщение по разделу «Самопознание через чувство и образ».

1

06.10

7

Открытый урок-праздник.

1

13.10

Школа здорового питания (11 часов)

8

Питание и эмоциональное состояние

1

20.10

9

Пищеварение: как это происходит?

1

27.10

10

Пищеварение: как это происходит?

1

10.11

11

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

17.11

12

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

24.11

13

Питание и индивидуальное здоровье.

1

01.12

14

Питание и индивидуальное здоровье.

1

08.12

15

Производство, хранение и распространение продуктов.

1

15.12

16

Производство, хранение и распространение продуктов.

1

22.12

17

Приготовление пищи.

1

12.01

18

Обобщение по разделу «Школа здорового питания».

1

19.01

Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами  (8 часов)

19

Первое знакомство и завязывание дружеских отношений.

1

26.01

20

Первое знакомство и завязывание дружеских отношений.

1

02.02

21

Формирование навыков правильного общения.

1

09.02

22

Формирование навыков правильного общения.

1

16.02

23

Формирование навыков личного мнения и умения отказывать.

1

01.03

24

Формирование практического умения отказывать.

1

15.03

25

Формирование практического умения отказывать.

1

29.03

26

Обобщение по разделу «Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами».

1

05.04

Поведение в экстремальных ситуациях (8 часов)

27

Поведение при пожаре.

1

12.04

28

Поведение при пожаре.

1

19.04

29

Поведение при встрече с незнакомым человеком.

1

26.04

30

Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде.

1

03.05

31

Травмы.

1

10.05

32

Травмы.

1

17.05

33

Оказание доврачебной помощи.

1

24.05

34

Обобщение по разделу «Поведение в экстремальных ситуациях».

1

27.05

Приложение

 к программе

«Педагогика здоровья»

Итоговый тест

1 класс

1. В чём проявляется любовь к близкому другу (подруге)?

А) забота,

Б) словесные уверения в любви,

В) подсказка на уроке.

2. К средствам личной гигиены относятся:

А) украшения,

Б) домашние тапочки,

В) расчёска.

3. Для чего человек питается?
А) для получения воды и витаминов,
Б) для получения питательных веществ,
В) для получения кислорода. 

4. Что происходит с пищей в желудке?
А) пережевывание пищи,
Б) переваривание,
В) перемешивание с желудочным соком.

5. Укажи продукты растительного происхождения.

А) мясо,

Б) картофель,

В) молоко.

6.Что нужно сделать в первую очередь перед употреблением в пищу овощей и фруктов?

А) сварить,

Б) очистить,

В) вымыть.

7. Что надо сделать, если перед тобой продукт, на упаковке которого нельзя прочесть название?

А) купить,

Б) спросить совета у взрослого,

В) не надо покупать этот продукт.

8. Для чего нужны зубы?

А) для определения вкуса еды,

Б) для пережёвывания пищи,

В) для красоты.

9. Когда нужно использовать зубную пасту?

А) только после еды,

Б) утром и вечером при чистке зубов,

В) когда хочется.

10. В каком месте следует хранить лекарства?

А) на тумбочке у постели,

Б) в буфете,

В) в аптечке.

11. Какой орган подвергается наибольшему воздействию табака?

А) желудок,

Б) сердце,

В) легкие.

12. Что может помешать, когда необходимо осмотреться, при переходе улицы по пешеходному переходу?

А) светофор,

Б) плохая погода (туман),

В) движущийся транспорт.

13. При переходе улицы обязательно сначала надо посмотреть:

А) налево,

Б) направо,

В) назад.

14. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

А) с 10 лет,

Б) с 14 лет,

В) с 18 лет.

2 класс

1. Что можно узнать о человеке по внешнему виду до знакомства с ним, наблюдая за ним со стороны?

А) добрый или злой,

Б) глупый или умный,

В) опрятный или неряшливый.

2. Каким поступком можно огорчить?

А) помог бабушке,

Б) обидел друга,

В) купил новую игрушку.

3. Что происходит с пищей в желудке?

А) пережёвывание пищи,

Б) переваривание,

В) перемешивание с желудочным соком.

4. Укажи продукты животного происхождения.

А) гречка,

Б) картофель,

В) молоко.

5. В каком месте следует хранить молочные продукты?

А) в холодильнике,

Б) в буфете,

В) на подоконнике.

6. Где чаще всего накапливаются остатки пищи?

А) на губах,

Б) на языке,

В) между зубами.

7. К средствам гигиены полости рта относятся:

А) мыло,

Б) зубная паста,

В) расчёска.

8. Как нужно принимать лекарства?

А) по рекомендации врача,

Б) по совету знакомых,

В) по собственному желанию.

9. Как должен вести себя пешеход, находящийся на середине улицы при появлении автомобиля?

А) бежать вперёд,

Б) бежать назад,

В) стоять на середине.

10. Как выглядят предупреждающие знаки?

А) круглой формы голубого цвета,

Б) треугольной формы белого цвета с красной каймой,

В) круглой формы белого или голубого цвета с красной каймой.

11. Что нужно сделать в первую очередь, если, подойдя к лифту, вы встретились с незнакомым человеком?

А) вызвать милицию,

Б) позвать на помощь,

В) в лифт не заходить и выйти из подъезда.

12. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

А) убежать,

Б) закричать,

В) вызвать пожарных.

13. Как надо вести себя, отказывая в настойчивой просьбе незнакомцу?

А) агрессивно,

Б) доброжелательно,

В) уверенно.

14. Что нужно сделать в первую очередь при встрече с незнакомым человеком на улице, если он предлагает совместную прогулку?

А) вызвать милицию,

Б) постараться убежать от незнакомца,

В) позвать на помощь.

3 класс

1. Что можно узнать о человеке по его высказываниям до знакомства с ним, наблюдая за ним со стороны?

А) добрый или злой,

Б) глупый или умный,

В) опрятный или неряшливый.

2. Какие вещества необходимы человеку для правильного развития организма?

А) овощи и фрукты,

Б) мясные и рыбные продукты,

В) белки, жиры, углеводы и витамины.

3. Что происходит с пищей в кишечнике?

А) пережёвывание пищи,

Б) переваривание,

В) перемешивание с желудочным соком.

4. Где надо хранить продукт питания, если на упаковке указана температура хранения?

А) в том месте, где температура не превышает указанную на упаковке,

Б) в холодильнике,

В) в кухонном шкафу.

5. Зачем нужна слюна?

А) смачивает пищу во рту,

Б) помогает пережёвывать пищу,

В) для приятного ощущения.

6. Что надо сделать, если перед тобой продукт, на упаковке которого нельзя прочесть дату его изготовления?

А) купить,

Б) спросить совета у взрослого,

В) не надо покупать этот продукт.

7. Когда нужно применять жевательную резинку?

А) только после еды,

Б) всегда,

В) когда хочется.

8. Как выглядят запрещающие знаки?

А) круглой формы голубого цвета,

Б) треугольной формы белого цвета с красной каймой,

В) круглой формы белого цвета с красной каймой.

9. С какой стороны надо выходить из легкового автомобиля?

А) справа, ближе к тротуару,

Б) слева, на проезжую часть,

В) с любой стороны.

10. Какие грибы нужно собирать в лесу?

А) любые,

Б) только съедобные и хорошо известные,

В) красивые.

11. Почему дым при пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?

А) застилает глаза,

Б) затрудняет дыхание,

В) содержит ядовитые вещества- продукты горения.

12. Что нужно сделать в первую очередь при возгорании электроприбора?

А) вызвать  пожарных,

Б) отключить электроэнергию,

В) Позвать на помощь.

13. Какие действия необходимо предпринять с случае ожога кожи?

А) заклеить ожог пластырем,

Б) наложить сухую повязку,

В) смазать йодом.

14. Можно ли пользоваться надувным матрасом на воде, если не умеешь плавать?

А) можно,

Б) нельзя,

В) спросить у взрослых.

4 класс

1. Зачем нужно знать свой организм?
А) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье,
Б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться,
В) чтобы умело использовать свои возможности,

2. Какая деятельность сохраняет здоровыми мозг и нервы?

А) ссоры с окружающими людьми,

Б) выполнение режима дня,

В) просмотр телепередач по ночам.

3. Укажи органы осязания

А) кожа,

Б) глаза,

В) нос.

4. Что можно узнать о человеке по его поступкам по отношению к другим людям и животным до знакомства с ним, наблюдая за ним со стороны?

А) добрый или злой,

Б) глупый или умный,

В) опрятный или неряшливый.

5. Зачем нужен желудочный сок?

А) смачивает пищу во рту,

Б) помогает переваривать пищу,

В) для утоления жажды.

6. В каком месте следует хранить крупы?

А) в холодильнике,

Б) в буфете,

В) на подоконнике.

7. Как выглядят предписывающие знаки?

А) круглой формы голубого цвета,

Б) треугольной формы белого цвета с красной каймой,

В) круглой формы белого цвета с красной каймой.

8. Как выглядят информационные знаки?

А) круглой формы белого цвета с красной каймой,

Б) круглой формы голубого цвета,

В) прямоугольной формы голубого цвета.

9. Что нужно сделать в первую очередь при возгорании на тебе одежды во время пожара?

А) вызвать  пожарных,

Б) кататься по полу или земле, сбивая пламя,

В) облить себя водой.

10. Как вести себя в случае, если при переходе реки по льду, ты почувствовал, что лёд начинает проламываться под тобой?

А) бежать вперёд, надеясь успеть перебежать реку,

Б) бежать назад,

В) осторожно начать отступление в ту сторону, откуда пришёл.

11. Как вести себя в случае, если во время плавания в воде у тебя свело ногу?

А) пытаться плыть дальше,

Б) попробовать вернуться назад,

В) сделать специальное упражнение: потянуть большой палец стопы на себя.

12. Какую помощь при ожоге нужно оказать человеку в первую очередь?

А) вызвать «скорую помощь»,

Б) обеспечить приток свежего воздуха,

В) поместить место ожога под холодную воду.

13. Какую помощь при обмороке нужно оказать человеку в первую очередь?

А) вызвать «скорую помощь»,

Б) обеспечить приток свежего воздуха,

В) дать понюхать нашатырный спирт.

14. Какую помощь при попадании в глаз соринки нужно оказать человеку в первую очередь?

А) вызвать «скорую помощь»,

Б) обеспечить приток свежего воздуха,

В) промыть глаз чистой водой.

Критерии выполнения тестовых заданий во 1-4 классах

Высокий уровень - выполнено 90%-100% заданий

Средний уровень - выполнено 77%-89% заданий

Достаточный уровень - выполнено 60%-76% заданий

Низкий уровень - выполнено менее 60% заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школа докторов Здоровья"

Программа составленав соответствии с ФГОС. Составлена программа гтворческой группой: Ракитянская Е.Б., Пантелеева Т.И., Беркутова Г.И. , Однокозова Н.А....

Программа дополнительного образования "Уроки здоровья"

Программа рассчитана на учащихся начальных классов ( с планом реализации на 4 года). Основные направления - здоровьесбережение, гигиена, правильное питание, психическое здоровье....

Программа дополнительного образования "Здоровье"

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Программа дополнительног образования "Здоровье" расчитана на учеников 1- 2 класса п...

Программа дополнительного образования "Школа здоровья"

Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем....

Программа дополнительного образования по физической культуре. Группа здоровья "Витаминка"

Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, -  воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10 % детей поступают в школу абсолю...

Программа дополнительного образования "Азбука Здоровья".

Программа «Азбука Здоровья» является модифицированной. Она составлена на основе следующих оздоровительных программ: «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), ...

Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"

Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"...