Программа дополнительного образования "Азбука Здоровья".
рабочая программа по теме

Лайкина Анна Николаевна
Программа «Азбука Здоровья» является модифицированной. Она составлена на основе следующих оздоровительных программ: «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), «Безопасность на дороге для всех» (компания «Рено»), «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких), «Школа докторов Природы» (Л.А.Обухова), «Полезные привычки» (Родикова И.А.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.laykina_a.n.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №8 им. Н.Н.Рукавишникова

Согласовано (одобрено)                                                                    Утверждаю

на заседании                                                                                       Директор муниципального

научно – методического совета                                                        общеобразовательного учреждения

Протокол №_________                                                                      лицея №8 им. Н.Н.Рукавишникова

«____»_________2011г.                                                                     Н.Н.Буркаева________________

                                                                                                              «____»_________2011г.  

Программа

дополнительного образования

«Азбука Здоровья»

(модифицированная программа)

                                                               Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7–11 лет

                     Срок реализации программы: 4 года 

                             Составитель программы: Лайкина А.Н.,

                                                     учитель начальных классов,

                                                I квалификационная категория.

г. Томск

2011г

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс  «Азбука Здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Программа «Азбука Здоровья» является модифицированной. Она составлена на основе следующих оздоровительных программ: «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), «Безопасность на дороге для всех» (компания «Рено»), «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких), «Школа докторов Природы» (Л.А.Обухова), «Полезные привычки» (Родикова И.А.).

Отличительной особенностью данной программы являются её основополагающие приоритеты: *Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития; *Оздоровление–не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических  возможностей детей. Так же данная программа дополнительного образования собрала в себя всё самое интересное и полезное из всех ныне существующих оздоровительных программа для детей. Курс «Азбука Здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

Программа «Азбука Здоровья» имеет ряд значений:

Воспитательное значение - воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.

Просветительное значение - расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.

Профилактическое значение - сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры.

Таким образом, программа “Азбука Здоровья” очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества.

Курс программы дополнительного образования « Азбука Здоровья» рассчитан на четыре года обучения для учащихся начальных классов.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения, 1 час в неделю.
1 год обучения- 34 часа;
2 год обучения- 35 часов;
3 год обучения- 35 часов;
4 год обучения- 35 часов;

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз  в неделю.

Наполняемость группы – 12-15 человек.

В программе «Азбука Здоровья» очень легко просматривается межпредметная связь:

1. Уроки окружающего мира (режим дня, пожарная безопасность, обращение с животными, лесная аптека)

2. Уроки физической культуры (игры на свежем воздухе, спорт и здоровье)

3. Уроки литературного чтения (чтение и обсуждение литературных текстов по теме урока)

Формы и  виды деятельности:

Занятия в классе и в природе.

Уроки – путешествия.

Уроки – КВН.

Праздники.

Игры.

Викторины.

Экскурсии.

Беседы.

Походы.

Конкурсы.

Конференции.

Формы  отчётности и проверки:

Подведением итогов реализации программы «Азбука Здоровья» может быть: *проект, который может выполняться индивидуально и группой учащихся; *отчёт о работе может быть представлен рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом; *презентация; *организация выставки; *олимпиада.

Цели и задачи.

Цель программы « Азбука Здоровья»:

1.Становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни.

2.Учиться быть здоровым  телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи программы «Азбука Здоровья»:

1.Научить сознательно относиться  к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения.    

2.Сформировать основы гигиенических навыков.

3.Через практические занятия в доступной форме познакомить с основами первой медицинской помощи.

4.Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге.

5.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

6.Формировать у младших школьников мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

7.Развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор учащихся; развивать умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развивать умения проводить самостоятельные наблюдения.

8.Воспитывать у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.

Условия реализации программы.

Эффективность занятий по программе «Азбука Здоровья» в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука Здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение детских книг по теме занятия, инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов и кинофильмов,  проведение игр, применение информационно-коммуникативных технологий, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку и др.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

Содержание программы.

1 класс.

«Я и моё здоровье»   34 часа

Тема №1 «Мир вокруг и я в нём»  11 часов

Характерной особенностью этого раздела является усвоение детьми понятий “здоровье” и “здоровый образ жизни” и применение их на практике.

Данный раздел позволяет усвоить детям ценность здоровья, способы его укрепления, знакомит с понятием “режима дня”, его особенностями, практической направленностью и реальной пользой для здоровья, помогает ребёнку составить свой режим дня и придерживаться его в дальнейшем.

Дети также знакомятся со способами активного отдыха. Важное значение имеет усвоение детьми комплексов физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме рабочего дня (гимнастика до уроков, динамические паузы, разучивание упражнений для снятия напряжения и усталости глаз, шеи, позвоночника). Происходит переосмысление значения уроков физической культуры, как одного из важнейших способов укрепления здоровья.

Главным аспектом этого раздела является формирование у детей сознательного желания быть здоровым. Необходимо, чтобы дети уяснили, что заботиться о своём здоровье, прежде всего, должен сам человек.

Тема №2 «Правила дорожного движения»  9 часов

Очень важным аспектом данного раздела является выработка у детей привычки соблюдения правил дорожного движения,  которая   убережёт  ребёнка  от  дорожно-транспортных  происшествий, представляющих реальную угрозу не только для здоровья, но и для жизни ребёнка.

         Тема №3 «Охрана жизни и здоровья человека»  14 часов

Дети знакомятся с понятиями «чрезвычайная ситуация», «лесные пожары», учатся правилам безопасного поведения на воде и в лесу. В этом разделе главное значение принадлежит правилам безопасного обращения с животными.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

- что такое уникальность человека;

- что такое здоровье;

- важность здоровья для нормального функционирования организма    человека;

- влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;

- значение режима дня, его важность и необходимость;

- правила содержания своей комнаты;

- способы самообслуживания и самоконтроля;

- правила дорожного движения;

-способы активного отдыха;

- комплексы расслабляющих упражнений;

-правила обращения с животными;

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

-беречь своё здоровье;

- вести здоровый образ жизни;

- составлять и придерживаться режима дня;

- правильно организовывать свой досуг;

- содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;

- играть в игры на свежем воздухе;

- использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника;

-соблюдать правила дорожного движения;

-соблюдать правила безопасного обращения с животными;

Учебно – тематический план.


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

Дата

Дата по факту

Тема №1 «Мир вокруг и я в нём»  11 часов

1

Что такое здоровье и от чего оно зависит?

1

беседа

2

Я - человек. Я не похож на других. Моя семья.

1

беседа

3

Я – ученик. Я пришёл из школы.

1

беседа

4

Режим дня.

1

презентация

5

Режим дня.

1

практическое занятие

6

Сон – лучшее лекарство.

1

беседа

7

Моя комната. Проветривание. Влажная уборка.

1

беседа

8

Как настроение? Чувства. Стресс.

1

беседа

9

Активный отдых. Игры на свежем воздухе.

1

занятие на свежем воздухе

10

Физкультура, спорт, здоровье.

1

занятие на свежем воздухе

11

Урок-соревнование «Огонёк Здоровья».

1

соревнование

Тема №2 «Правила дорожного движения»  9 часов

12

Как вести себя в городском транспорте.

1

беседа

13

Дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие).

1

беседа

14

Дорожные знаки (предписывающие, информационно-указательные).

1

беседа

15

Дорожные знаки (знаки сервиса).

1

беседа

16

Мы сигналам светофора подчиняемся без спора.

1

практическое занятие

17

Современный транспорт на улицах города.

1

работа в группах

18

Учимся правильно вести себя на дороге. Один на улице.

1

практическое занятие

19

Правила катания на велосипеде, на роликах.

1

беседа

20

Урок-викторина «Правила дорожные детям знать положено».

1

викторина

Тема №3 «Охрана жизни и здоровья человека»  14 часов

21

Чрезвычайные ситуации в природе и в быту.

1

беседа

22

Запрещающие знаки безопасности.

1

беседа

23

Предупреждающие знаки безопасности.

1

беседа

24

Ребятам о пожарной безопасности. Пожар в квартире.

1

беседа

25

Огонь – друг, огонь – враг.

1

беседа

26

Лесные пожары.

1

беседа

27

Что мы знаем о кошках и собаках?

1

презентация

28

Укусы насекомых.

1

беседа

29

Присасывание клещей.

1

беседа

30

Осторожно, клещи!

1

презентация

31

Укусы змеи.

1

беседа

32

Если ты заблудился в лесу.

1

презентация

33

Безопасность на воде.

1

беседа

34

Урок-КВН «Путешествие в страну Здоровья».

1

КВН

Содержание программы.

2 класс.

«Личная гигиена и правильное питание»   35 часов

         Тема №1 «Навыки личной гигиены»  8 часов

Дети знакомятся с важностью и обоснованностью выполнения правил личной гигиены. Особенное внимание уделяется гигиене полости рта.

        Тема №2 «Разговор о правильном питании»   27 часов

Дети знакомятся с важностью и обоснованностью соблюдения режима и культуры питания. В этом разделе уделяется внимание таким вопросам, как хранение продуктов питания в домашних условиях, что такое жажда, что такое витамины. Ученики познакомятся с российскими кулинарными традициями. Большое внимание в данном разделе уделено заболеваниям, вызванным неправильным питанием.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

- правила личной гигиены;

- правила питания;

- значение витаминов для организма;

- какие заболевания вызываются неправильным питанием;

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать режим питания;

- правильно принимать пищу;

Учебно – тематический план.


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

Дата

Дата по факту

Тема №1 «Навыки личной гигиены»  8 часов

1

Познакомьтесь с Гигиеей. Гигиена.

1

презентация

2

Правила и навыки личной гигиены. Уход за телом.

1

беседа

3

Правила и навыки личной гигиены. Как мы умываемся.

1

беседа

4

Правила и навыки личной гигиены. Волосок к волоску.

1

беседа

5

Строение зуба. Гигиена полости рта.

1

беседа

6

Как правильно чистить зубы.

1

Практическое занятие

7

Как сохранить зубы здоровыми, а улыбку – красивой.

1

беседа

8

Олимпиада «Уроки Мойдодыра»

1

олимпиада

Тема №2 «Разговор о правильном питании»  27 часов

9

Питание.

1

презентация

10

Из чего состоит наша пища.

1

лекция

11

Самые полезные продукты.

1

презентация

12

Хранение продуктов питания в домашних условиях. Свежие и несвежие продукты.

1

беседа

13

Что нужно есть в разное время года.

1

лекция

14

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

беседа

15

Где и как готовят пищу.

1

экскурсия

16

Как правильно накрыть стол.

1

практическое занятие

17

Молоко и молочные продукты.

1

беседа

18

Блюда из зерна.

1

беседа

19

Какую пищу можно найти в лесу.

1

экскурсия

20

Что и как можно приготовить из рыбы.

1

беседа

21

Дары моря.

1

презентация

22

«Кулинарное путешествие» по России.

1

работа в группах

23

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

1

беседа

24

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

1

беседа

25

Плох обед, если хлеба нет.

1

беседа

26

Хлеб да каша - пища наша.

1

беседа

27

На вкус и цвет товарища нет (о приправах).

1

презентация

28

Если хочется пить (что такое жажда).

1

беседа

29

Как правильно вести себя за столом.

1

практическое занятие

30

Витамины и здоровье.

1

презентация

31

Овощи и фрукты – самые витаминные продукты.

1

беседа

32

Заболевания, вызванные неправильным питанием.

1

лекция

33

Пищевое отравление.

1

беседа

34

Правила питания для школьников.

1

работа в группах

35

Творческая игра «Законы здорового питания»

1

игра

Содержание программы.

3 класс.

«Основы медицинских знаний»   35 часов

Тема №1 «Уроки доктора Айболита»  22 часа

Дети знакомятся с понятиями «болезнь, эпидемия, иммунитет». Также узнают, как противостоять простудным заболеваниям. Рассматривают механизмы возникновения различных болезней и способы их предупреждения. Учащиеся учатся формировать домашнюю аптечку и ухаживать за больным членом семьи.

Тема №2 «Природа – наша помощница»  3 часа

В этом разделе состоится знакомство с лекарственными растениями, актуализируются и расширяются знаний учащихся о ядовитых ягодах и грибах.

         Тема №3 «Травмы. Оказание первой медицинской помощи»  10 часов

В данном разделе дети переходят к овладению навыками оказания первой медицинской помощи себе и окружающим при травмах (ранениях, ожогах, обморожениях, ушибах, электротравмах). Дети усваивают механизм оказания первой медицинской помощи, а главное, причины возникновения травм и способы избегания таковых.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

- причины травм;

- способы оказания медицинской помощи при травмах;

- названия различных болезней;

- причины возникновения болезней;

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

- защитить себя от простудных заболеваний, травм;

- оказать элементарную помощь при травмах;

- заботиться о больном члене семьи;

- различать лекарственные растения;

- узнавать ядовитые ягоды и грибы;

- обращаться с лекарственными препаратами;

- правильно вести себя во время болезни;

Учебно – тематический план.


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

Дата

Дата по факту

Тема №1 «Уроки доктора Айболита»  22 часа

1

Болезнь. Причины и признаки болезни.

1

лекция

2

Инфекция. Эпидемия.

1

беседа

3

Прививка. Иммунитет.

1

беседа

4

Какие врачи нас лечат.

1

экскурсия

5

Какие лекарства мы выбираем.

1

практическое занятие

6

Лекарственные препараты и обращение с ними.

1

практическое занятие

7

Нужные и ненужные тебе лекарства. Отравление лекарствами.

1

беседа

8

Домашняя аптечка.

1

работа в группах

9

Как вести себя во время болезни.

1

лекция

10

Уход за больным ребёнком в семье.

1

практическое занятие

11

Заболевания: ангина, простуда, ларингит, грипп.

1

презентация

12

Грипп: как себя защитить.

1

беседа

13

Заболевания: гепатит, дизентерия.

1

лекция

14

Что мы должны знать о туберкулёзе.

1

лекция

15

Заболевания: бронхит, пневмония.

1

лекция

16

Заболевания: лишай, столбняк, бешенство.

1

презентация

17

Заболевания: чесотка, педикулёз.

1

беседа

18

Заболевания: краснуха, скарлатина, коклюш.

1

лекция

19

Заболевания: корь, полиомиелит, ветряная оспа.

1

лекция

20

Боли в животе, аппендицит.

1

беседа

21

Закаливание и профилактика заболеваний.

1

презентация

22

Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике доктора Пилюлькина».

1

игра

Тема №2 «Природа – наша помощница»  3 часа

23

Лекарственные растения.

1

презентация

24

Лесная аптека.

1

экскурсия

25

Ядовитые ягоды и грибы.

1

беседа

Тема №3 «Травмы. Оказание первой медицинской помощи»  10 часов

26

Детский травматизм. Виды травматизма.

1

презентация

27

Травма. Виды травм.

1

лекция

28

Первая медицинская помощь при травмах глаз и ушей.

1

беседа

29

Первая медицинская помощь при ранах, ушибах.

1

практическое занятие

30

Первая медицинская помощь при обморожениях, ожогах.

1

лекция

31

Первая медицинская помощь при солнечном и тепловом ударах, электротравме.

1

лекция

32

Первая медицинская помощь при переломах, растяжениях, вывихах.

1

практическое занятие

33

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

1

практическое занятие

34

Первая медицинская помощь при отравлениях парами, жидкостями, газом.

1

лекция

35

Урок – путешествие «По тропинкам Здоровья».

1

путешествие

Содержание программы.

4 класс.

«Привычки: полезные и вредные»   35 часов

Тема №1 «Полезные привычки»  12 часов

В этом разделе детям даётся понятие “полезная привычка”, как способ сохранения и укрепления здоровья. Дети должны усвоить, что существуют не только вредные привычки, но и полезные. Дети учатся взаимопониманию, уважению, умению дружить. Они знакомятся с понятием “хобби”, как увлечением, полезным занятием на досуге, направленным на развитие познавательного интереса ребёнка, формирование умения общаться.

Тема №2 «Вредные привычки»  23 часа

 В данном разделе дети под руководством учителя выявляют вредные привычки, разрушающие здоровье людей (курение, алкоголизм, наркомания, воровство, бродяжничество и т. д.) Важность этого раздела заключается в том, что дети узнают, в чём состоит реальный вред определённой вредной привычки для здоровья, а главное, как противостоять ей. Ребёнок учится осознанно делать выбор в условиях, когда окружающие подталкивают его к приобретению той или иной вредной привычки. Формируются приоритеты в выборе окружения и образа жизни.

       

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- о полезных привычках;

- влияние полезных привычек на здоровье;

- принципы общения, дружбы;

- что такое хобби;

- негативное значение табака на организм;

- кто такие “пассивные курильщики”;

-о вреде вредных привычек для здоровья;

-о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье;

-о влиянии вредных привычек на личность;

-способы противостояния вредным привычкам и отрицательному влиянию окружающих;

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

- общаться со сверстниками;

- помогать друг другу;

- уважительно относиться к людям;

- ценить и сохранять дружбу;

- интересно проводить досуг по средствам игр и хобби;

- отличать вредные привычки от других привычек;

- противостоять отрицательному влиянию окружающих;

- принимать правильное решение в сложных ситуациях;

- бороться с вредными привычками;

- разъяснять близким, знакомым отрицательное влияние вредных привычек на здоровье;

Учебно – тематический план.


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Форма проведения

Дата

Дата по факту

Тема №1 «Полезные привычки»  12 часов

1

Что такое привычка? Влияние привычек на здоровье человека.

1

беседа

2

Полезные привычки: общительность, щедрость, пунктуальность, справедливость, гуманность.

1

работа в группах

3

Дружба. Что такое дружба?

1

беседа

4

Кто может считаться настоящим другом? О дружбе мальчиков и девочек.

1

презентация

5

Как правильно дарить и принимать подарки.

1

практическое занятие

6

Вежливее слова. Как правильно разговаривать.

1

практическое занятие

7

Спешите делать добро.

1

практическое занятие

8

Хобби. Коллекционирование.

1

беседа

9

Увлечение. Развитие познавательных интересов.

1

пресс-конференция

10

Когда на меня оказывают давление.

1

лекция

11

Учимся думать и действовать.

1

беседа

12

Праздник «Почему полезным привычкам мы скажем «да».

1

праздник

Тема №2 «Вредные привычки»  23 часа

13

Что такое вредная привычка? Бродяжничество, попрошайничество.

1

лекция

14

Неуважение. Клички и прозвища.

1

беседа

15

Непослушание.

1

беседа

16

Обман в природе и среди людей.

1

лекция

17

Правда и ложь. Обман.

1

презентация

18

«Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.

1

работа в группах

19

Драться или не драться? Давайте разберёмся вместе.

1

практическое занятие

20

Воровство. Уголовная ответственность.

1

лекция

21

Воровство. Ограбление. Кража.

1

презентация

22

Воровство. Клептомания.

1

беседа

23

Табакокурение. Вещество – никотин.

1

презентация

24

Пассивное курение.

1

беседа

25

Заболевания курильщиков.

1

пресс-конференция

26

Профилактика и борьба с курением.

1

выпуск стенгазеты

27

Правда об алкоголе.

1

лекция

28

Алкоголизм. Стадии алкоголизма.

1

лекция

29

Алкоголизм. Похмельный синдром.

1

лекция

30

Заболевания, вызванные злоупотреблением алкоголем.

1

презентация

31

Наркотики. Наркотическая зависимость.

1

лекция

32

Наркомания. Признаки наркотического опьянения.

1

лекция

33

Заболевания наркоманов. Наркологический диспансер.

1

экскурсия

34

Токсикомания. Галлюцинации.

1

лекция

35

Театрализованная игра «Суд над вредными привычками».

1

игра

Учебно – методическая литература.

1. Безруких М.М. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, Олма-Пресс, 2004г.

2. Безруких М.М. Две недели в лагере здоровья. Рабочая тетрадь для школьников. – Москва, Олма-Пресс, 2005г.

3. Безруких М.М. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя. – Москва, Олма-Пресс, 2005г.

4. Гречаная Т.Б. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 1 класса. – Москва, Полимед, 2000г.

5. Гречаная Т.Б. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Москва, Полимед, 2000г.

6. Гречаная Т.Б. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Москва, Полимед, 2000г.

7. Гречаная Т.Б. Полезные привычки. Рабочая тетрадь для 4 класса. – Москва, Полимед, 2000г.

8. Гречаная Т.Б. Полезные привычки. Пособие для учителя. – Москва, Полимед, 2000г.

9. Гречаная Т.Б. Полезные расчеты, или как оценить эффективность превентивного обучения. - Москва, Полимед, 2000г.

10. Гречаная Т.Б. Уроки для родителей, или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь. – Москва, Полимед, 2000г.

11. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. Пособие для детей. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2006г.

12. Мельничук В.М. Дневничок-Здоровячок. Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы. 1 класс. – Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003г.

13. Мельничук В.М. Дневничок-Здоровячок. Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы. 2 класс. – Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003г.

14. Мельничук В.М. Дневничок-Здоровячок. Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы. 3 класс. – Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003г.

15. Обухова Л.А. 135 уроков здоровья. Пособие для учителя. – Москва, Вако, 2004г.

16. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. – Москва, Ключ-С, 1997г.

Список рекомендуемой литературы по программе.

1. Алфёрова В.П. Как вырастить здорового ребёнка. -  Москва, Просвещение, 1991г.

2. Зайцев Г. К. Твое здоровье: укрепление организма.- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 1998г.

3. Исаева С.С. Физкультурные минутки в начальной школе. -  Москва, Айрис -дидактика, 2003 г.

4. Ковалько В.А. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. -  Москва, Вако, 2004 г.

5. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя. – Москва,  Просвещение, 1986г.

6. Латохина Л. И. Творим здоровье для души и тела. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 1997г.

7. Михайлова 3. К. Игровые и занимательные задачи для школьников. - Москва, Просвещение, 1990г.

8. Соловьев А.Л. Навыки жизни.-  Москва, Просвещение, 2000г.

9. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. -  Москва, Просвещение, 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школа докторов Здоровья"

Программа составленав соответствии с ФГОС. Составлена программа гтворческой группой: Ракитянская Е.Б., Пантелеева Т.И., Беркутова Г.И. , Однокозова Н.А....

Программа дополнительного образования "Уроки здоровья"

Программа рассчитана на учащихся начальных классов ( с планом реализации на 4 года). Основные направления - здоровьесбережение, гигиена, правильное питание, психическое здоровье....

Программа дополнительного образования "Здоровье"

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Программа дополнительног образования "Здоровье" расчитана на учеников 1- 2 класса п...

Программа дополнительного образования "Школа здоровья"

Прграмма дополнительного образования. Пояснительная записка: цель, задачи, актуальность, учебный план, учебно - тематический план, краткое содержание тем....

Программа дополнительного образования по физической культуре. Группа здоровья "Витаминка"

Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, -  воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10 % детей поступают в школу абсолю...

Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"

Программа дополнительного образования "Природа и здоровье"...

Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух»

Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» разработана нами для секции  "детский фитнес ". Данная программа согласованна с районным ме...