Здоровьесберегательная деятельность учителя в образовательном процессе начальной школы
статья (1 класс) по теме

Попова Клавдия Аркадьевна

В статье расматривается использование технологии раскрепощенного обучения и требования к уроку с позиции здоровьезбережения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья о здоровьесбережении57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегательная деятельность учителя в образовательном процессе начальной школы

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –

… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества».

В.А.Сухомлинский

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

 Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Проблема здоровья детей стоит особо остро, поэтому понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.

Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

В своей работе я использую технологию раскрепощенного развития детей, разработанную физиологом, доктором медицинских наук В.Ф. Базарным. 

В.Ф.Базарным и специалистами научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования была предложена программа реорганизации сложившихся учебно-воспитательных систем, включая природосообразные технологии и технические средства. Суть этих технологий видится в «строительстве учебного процесса на основе вертикали и телесно-моторной активности, и режиме дальнего зрения и расширения «зрительных горизонтов», на основе ситуационно-образного моделирования, конструктивно-трудового и художественного рукотворчества, формирования учебно-воспитательной среды на основе природосообразности, национально-культурных традиций и т.д.» Эти технологии, как считают авторы, не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.

Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного предусматривает следующее:

  1. Обучение детей в режиме смены динамических поз (работа за конторкой, ростомерная мебель с наклонной поверхностью, применение массажных ковриков).
  2. Проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебно-дидактического материала (использование подвижных «сенсорных крестов» .
  3. Методика сенсорно-координаторных тренажей «Четыре угла» - упражнения и движения в одной позе - в четырех углах яркие изображения.
  4. Методика зрительно-координационных тренажей — схемы — траектории «восьмерка».
  5. Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения применяются экологические панно — сельский пейзаж.
  6. Обязательным учебным предметом доктора В.Ф.Базарного является детское хоровое пение.

В своей педагогической деятельности я применяю эту технологию следующим образом:

1. «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».  

На основе данного совета мною разработан комплекс утренней гимнастики, которая проводится ежедневно перед первым уроком. Гимнастика до учебных занятий, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.

После 2 урока проводится  динамическая пауза, которая помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяет отдохнуть после умственного труда на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.

2.  «Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали».

Придерживаясь данного совета, учебные занятия в классе провожу в режиме смены динамических поз, для чего используется специальную мебель с наклонной поверхностью – конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы.

Ещё на уроках использую индивидуальный тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см из доски, на который прибиты пластмассовые крышки. Тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки, представительства всех внутренних органов, снимает усталость. Дети с удовольствием работают стоя, за конторкой, находясь на массажном коврике. Ходят по массажной дорожке.

3.  «Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире».

Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

В различных участках класса на стене фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими служат цветные объёмные геометрические фигуры. Располагать их нужно в 4-х углах, а также красочные сюжетные картинки. Картинки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполнять их нужно только в положении «стоя». Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). Под счет 1, 2, 3, 4; 4, 3, 2, 1; 2, 1,4, 3 и т.д. дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках.

На уроках использую держалки для показа карточек на уроках.

Не нужно забывать и о дыхании. Урок  начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю в утреннюю гимнастику, использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

4. «Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!»

Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.

5.  «Ребёнок должен постоянно творить свой мир  своими руками».

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В 1-2 классах  использую тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит:

  • стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;
  • влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;
  • улучшение циркуляции крови;
  • активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

В ходе проведения своих уроков регулярно использую  физминутки один-два раза за урок (это зависит от интенсивности движения детей на уроке в ходе выполнения заданий). Часть физминуток привожу в данной статье. Физкультурные минутки для кистей рук и развития мелкой моторики.

        Установлена оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса – от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н.Н.Куинджи). В 4 классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17 – 20 минут.

  1. «Семья»  Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

  1. Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок,                       указательный

Перец, томат, кабачок,                       средний

Тыква, капуста, картошка,                безымянный

Лук и немножко горошка,                 мизинец

Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

Ими друзей угощали.                        пальцев на обеих руках.

3. «Зоопарк» Расчертить лист бумаги в клетку 2*2см. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам, на каждый ударный слог делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

4. «Клювик»  Собрать спички и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними и т.д. (подушечками)

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

В обучении детей я следую требованиям, предъявляемым к урокам с позиции здоровьесбережения. Здоровьесберегающий урок — это такая форма организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объема учебного материала и методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняя их умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации цели обучения, развития и воспитания здоровой личности, т.е. это физиологически обоснованный современный урок.

 Обязательным элементом здоровьесберегающей организации учебного  процесса в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Причем польза от них будет максимальна, если при выполнении их соблюдается три условия.

  1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т. д.)
  2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводится на положительном эмоциональном фоне.
  3. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

                             

                Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки;

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;  

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: уроки здоровья, соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.

 Уроки здоровья помогают  воспитать потребность в здоровом образе жизни. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста. Воспитание ответственного отношения младших школьников к здоровью, на мой взгляд, будет осуществляться успешно, если оно базируется на идеях личностно ориентированного воспитания. Одна из них состоит в том, чтобы сделать ребёнка заинтересованным, активным и добровольным участником педагогического процесса, сотрудничающим с педагогами и родителями, ответственным за результаты своей деятельности. Анализ состояния педагогической практики по проблеме позволил определить, что у младших школьников недостаточно сформированы представления о здоровье как общественной ценности. У них недостаточно проявляется готовность прилагать волевые усилия, связанные с самостоятельной деятельностью по сохранению и укреплению здоровья.

Такое положение во многом обусловлено отсутствием системности и целостности в организации воспитательного процесса, недостаточной подготовленностью педагогов и родителей к воспитанию, нарушением связей между семьёй и образовательным учреждением.  Поэтому я запланировала в четвертом классе проведение урока здоровья совместно с родителями, посвященного профилактике вредных привычек. В классе была проделана следующая работа: вместе с детьми составили план подготовки к уроку здоровья. Учащиеся были разделены на три группы. Каждая группа получила задание. Первая группа подготовила комплекс упражнений для физминуток и проводила их на уроках. Вторая группа подобрала стихотворения о вредных и полезных привычках и в шуточной форме с инсценировкой представила ребятам на классном часе. Третья группа составила режим дня и меню, как правильно надо питаться. Родители параллельно с детьми готовились к совместному мероприятию. С группой детей составили презентацию. Подготовили родительское собрание и приняли участие в спортивном соревновании «Папа, мама и я - спортивная семья». Кроме уроков здоровья, я хожу совместно с родителями и детьми в походы выходного дня.

Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми я употребляю такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. Не нужно забывать  «Слово – лечит, слово и калечит».

Библиографический список

1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и  дома – 2005.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 3, 4 кл. – М., 2002.

3.Жиренко А.Л.,  Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы  - Мастерская учителя, 2007.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер 1- 4 классы, Москва * ВАКО* 2007.

5. Чернышко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных технологий в системе физического воспитания школьников. Краснодар, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»

  Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается...

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Проектная деятельность в образовательном процессе начальной школы.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированног...

Методическая разработка по организации внеклассной совместной деятельности в образовательном процессе начальной школы "Весёлые превращения"

Данное внеклассное занятие является частью коррекционно- воспитательной работы основанной на адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубок...