Образовательная программа кружка ИЗО "Синий кот"
рабочая программа по теме

Недошивкина Ольга Юрьевна

Программа предназначена для младших школьников -  7-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_siniy_kot.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СИНИЙ КОТ»

Возраст:7-10 лет

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному».

                          В. А. Сухомлинский

    Изобразительное искусство известно человечеству на протяжении многих лет. До наших дней дошли изображения животных, людей, сделанные еще в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но изобразительное искусство всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. Как и всякая самостоятельная ветвь художественного творчества, изобразительное искусство обладает целым рядом неповторимых, оригинальных особенностей. Оно повествует о жизни, изображает людей, природу, окружающий человека предметный мир посредством зрительных образов. Эти образы создаются при помощи целой системы приемов, разработанных и усовершенствованных многими                поколениями художников.

     Сегодня  под  изобразительным искусством мы понимаем совокупность разных видов, жанров и техник, используемых художником. В данной программе большое внимание уделено таким техникам изобразительного искусства, как акварель, гравюра, гуашь, коллаж, пастель, граттаж, монотипия, батик. Каждый вид работы своеобразен и уникален, имеет ряд  отличительных особенностей.

      Очень жаль, что мы, услышав слово «изобразительное искусство», подразумеваем только работу с красками и бумагой. Сегодня на современном этапе развития общества важно отметить техники, которые когда-то остались в стороне. Это имеет огромное значение и влияние на формирование художественного восприятия, художественной потребности в общении с изобразительным искусством, художественного вкуса, способности к самостоятельному художественному творчеству.

     Если человек с детства приучен видеть красоту, если в школе его окружает подлинная радость жизни, основа которой – доброта, чуткость и отзывчивость, он способен жить по «законам красоты». Но плохо, если ребенок остается лишь потребителем эстетических ценностей, созданных другими. Поэтому очень важно, чтобы дети и сами стали творцами прекрасного – не только умели ее видеть и понимать, но и творить. Создавать красоту вокруг себя. Ведь у каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка  неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов его творческой деятельности.

Занятия изобразительным искусством обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д.

     Процесс обучения некоторым жанрам изобразительного искусства тесно связан с эстетическим воспитанием младших школьников. Все в окружающем мире  - явления, вещи, предметы, отношения – можно рассматривать с позиций эстетических. Поэтому сочетание практических занятий с познанием мира прекрасного является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для их самостоятельного творчества. Совокупность занятий данного кружка позволит подвести детей к пониманию, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь.

Цели и задачи программы

     Программа представляет собой целостную систему введения в художественную культуру.

     Цель: развитие художественно-творческих способностей  младших школьников в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем теоретического и практического знакомства  с жанрами изобразительного искусства и его техниками.

     Важнейшими задачами, которые стоят перед педагогом дополнительного образования, являются:

  • Введение ребенком во все многообразие видом художественной деятельности;
  •  Формирование личностных представлений ребенка о связи искусства с жизнью;
  • Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
  • Нравственное и художественно-эстетическое воспитание учащихся;
  • Овладение навыками использования различных художественных материалов;
  • Выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Особенности организации образовательной программы

     Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями – все это качество, которое необходимо сформировать у младших школьников.

      В основу программы положены отдельные блоки. Содержание каждого блока предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку окружающей действительности. Курс занятий программы основан на принципе индивидуального подхода к каждому ученику.

      Изучая различные жанры изобразительного искусства, учащиеся обучаются практическим умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами. Поэтому программа включает тему «материаловедение», с которой она и начинается. Первый блок знакомит учащихся с истоками изобразительного искусства. Без обучения основам цветоведения нельзя научить детей создавать прекрасное своими руками, используя тушь, перо, уголь, сангину, бумагу, ткань, пастель и другое. Поэтому этот блок проходит через весь процесс обучения.

      Программа предназначена для освоения учебного материала в течение одного года. В случае проявления интереса учащихся к обучению изобразительным искусством, программа будет расширена на второй год, но она будет иметь более высокий уровень. В зависимости от желания и способностей детей ребенок может быть зачислен в группу.

      Особенности программы в том, что она рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Освоение роли настоящего художника требует от учащихся выдумки, фантазии, творчества, а от педагога – постоянного наблюдения за деятельностью детей учитывая эти критерии группа должна состоять из 10-12 человек.

       Курс теоретических и практических занятий рассчитан на 72 часа (2 часа в неделю). Учащиеся разного возраста и разных лет обучения могут объединяться в общей работе над одной творческой темой сюжетной композиции.  

Методика проведения занятий

I этап (создание мотивации)

- сообщение темы;

- подготовка к восприятию нового материала;

- ознакомление с работой, которую предстоит выполнить, с ее  

  особенностями;

- подготовка материала.

II этап (практический).

III этап (контрольный).

     Показ учащихся выполненной работы. Оценка правильности и качества работы педагогом. Итоги заносятся в творческую тетрадь «Мои успехи».

   

Результаты работы

    В конце учебного года проводится выставка детских работ «Синий кот». Все детские работы, представленные на выставке, заносятся в книгу-брошюру «Фантазируем! Создаем! Творим!». Курс теоретических и практических занятий позволяет говорить о следующих знаниях и умениях младших школьников.

Учащиеся должны знать:

  • Материалы, которыми работает художник, их основное назначение;
  • Основные понятия курса изобразительного искусства (композиция, интерьер, пастель, восковая живопись, граттаж…) ;
  • Основы цветоведения;
  • Виды декоративного рисунка;
  • Способы работы различными материалами;
  • Различные техники работы художника (монотипия, батик, граттаж, гравюра)

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать в работе ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные оттенки;
  • Составлять декоративный рисунок из одинаковых элементов;
  • Работать пастелью, используя разные способы;
  • Создавать работы в технике гравюры;
  • Передавать настроение природы при помощи определенной гаммы цветов в технике монотипии;
  • Выполнять работы в технике граттажа;
  • Работать с бумагой;
  • Выполнять композиции на ткани.

Учебно-тематический план

Количество часов

Название

Теоретичес.

Практич.

Всего

I Блок «Основы  цветоведения»

1. Материаловедение

2. Цвета радуги

II Блок «Ярмарка чудес художника»

1.Орнамент-вид декоративного  

    рисунка

2. В стране сказочных обоев

3. Разговор цветных мелков

III Блок «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

1.Гравюра как вид печатной  

   графики

2. Монотипия

3. Граттаж (восковая живопись), витраж

IV Блок «Мастерская рукодельниц»

1.Бумажное искусство.

2. Батик

2

2

2

1

3

3

2

2

4

5

3

3

3

2

5

6

5

5

6

8

5

5

5

3

8

9

7

7

10

13

26

46

72

 

   Содержание и основные направления образовательной программы

I Блок: «Основы цветоведения»  

Тема 1: «Материаловедение» 

  • Вводное занятие – инструктаж по технике безопасности.
  • Знакомство с материалами, их основными свойствами и качествами.

Материалы: краски, кисточки, мелки, перо, тушь и т.д.

Дополнительные приспособления: воск, клей ПВА, ткань, резервирующий состав.

Практическая работа: выполнение эскиза, различной тематики в технике «акварель по-сырому».

Тема 2: «Цвета радуги»

  • Триада основных цветов.
  • Цветные нити жизни.
  • Роль ахроматического цвета.

Понятия: цветоведение, композиция.

Практическая работа: зарисовка цветового круга, выполнение работы гуашевыми красками по любой теме.

Материалы: кисти, бумага, гуашь.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению, произведения русских художников.

 II Блок: «Ярмарка чудес художника»

 Тема 1: «Орнамент – вид декоративного рисунка»

  • Знакомство с видом декоративного рисунка – орнамент.
  • Классификация орнамента (по типу элементов, по расположению элементов).

Практическая работа: создание композиций орнамента, используя его классификацию.

Материалы: на выбор учащихся (гуашь, акварель).

Зрительный ряд: таблицы орнамента, эскизы.

Тема 2: «В стране сказочных обоев»

  • Знакомство с оформлением интерьера, принципом выбора обоев для помещения различного назначения.

Практическая работа: разработка проекта «Сказочные обои» в технике печатной графики – эстамп.

Понятия: интерьер, освещенность.

Материалы: краски гуашевые, кисти, сухие растения, овощи и д.р.

Зрительный ряд: пособия по оформлению интерьера, эскизы обоев.

Тема 3: «Разговор цветных мелков»

  • Знакомство с изображением, используя цветные мелки  - пастель.
  • Изучение способов работы пастелью.

Практическая работа: образно-выразительные возможности пастели в живописи.

Понятия: пастель, линия, штрих.

Материалы: пастель, бумага, закрепитель.

Зрительный ряд: репродукция художников М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден,  Ж. Б. Перронно.

Литературный ряд: рассказ о семи карандашах, история появления карандаша и мелка.

III Блок: «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

Тема 1: «Гравюра как вид печатной графики»

  • Изучение этапов работы в области создания линогравюры или гравюры на картоне.
  • Образно-выразительные возможности гравюры.

Практическая работа: разработка и выполнение в технике гравюрой серии открыток на тему «Мой город».

Материалы: картон, клей, бумага, кусочки кружева или гипюра, гуашь.

Зрительный ряд: гравюры В. Фаворского, Ф. Мазереля, фотоизображения архитектуры родного города.

Тема 2: «Монотипия»

  • Знакомство с техникой в области живописи – монотипия.
  • Передача настроения природы при помощи определенной гаммы цветов.

Практическая работа: выполнение работы в технике монотипия на тему: «Этот загадочный мир природы!».

Материалы: стекло, акварель, кисти.

Зрительный ряд: эскизы, рисунки для монотипии, фотографии природы.

Тема 3: «Граттаж, витраж»

  • Композиционное равновесие цветовых пятен, декоративного рисунка всей цветовой гаммы.
  • Выразительные возможности техники граттажа, витража.

Практическая работа: выполнение живописи в технике граттажа на основе разработанного эскиза.

Понятия: граттаж, восковая живопись,витраж. 

Материалы: картон, восковые свечи или парафин, гуашь или черная тушь, палочки для процарапывания. 

Зрительный ряд: образцы, схемы выполнения работы.

IV Блок: «Мастерская рукодельниц»                                

Тема 1: «Бумажное искусство» 

  •  Особенности бумажного искусства.
  • Цвет и графический ритм.
  • Иллюстрирование фантастического города.

Практическая работа: поиски эскиза рисунка на тему: «Город будущего».

Материалы: гуашь, тушь, ткань, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: рисунки Г. Гольца, Д.Б. Пиранези.

Тема 2: «Батик»

  • Возможности использования тканей для изобразительного искусства.
  • Способы перевода рисунка на ткань.

Практическая работа: выполнение композиции на ткани к  65-летней победе в Великой Отечественной войне.

Материалы: ткань, акварель или акриловые краски, кисти, резервирующий состав.

Зрительный ряд: схемы выполнения работы, образцы.

 

Библиография для учащихся

  1. Елисеев М.А. Материалы, техника живописи и графики. АСТ, 2004.
  2. Комарова Т.С. Изобразительное искусство в школе и дома. М., 2002.
  3. Крошоу Э. Как рисовать? Акварель. АСТ, 2006
  4. Пухова О.А. Маленький художник, или Рисую сам. Феникс. 2008
  5. Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. Школа юного художника. ЭКСМО, 2007

Библиография для педагогов дополнительного образования

1. Алексеева В.В.  Что такое искусство? М., 1998.

2. Вийранд Т. Молодежи об искусстве. Таллин, 1999.

3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1995.

4. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1991.

5. Гончаров А.Д. Об искусстве графики М., 1990.

6. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.,1990.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1-3. М., 1988-1993.

8. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990.

9. Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика.  

    М., 1998.

10. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М., 1998.

11. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1998.

12. Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. М., 1997.

13. Полевой В.М. Искусство как искусство (без предубеждений и поучений).  

      М., 1995.

14. Турова В.В. Что такое гравюра. М., 1996.

15. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка"Добродея"

Пояснительная записка, цель, задачи, формы и методы работы, ожидаемый результат,планирование....

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

Дополнительная образовательная программа кружка «Милосердия»

Проблема  духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике .воспитание призвано развивать,укрекплять и поддерживать в детях гуманное,...

Дополнительная образовательная программа кружка "Здравствуй, театр!"

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением сл...

Дополнительная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"

Дополнителтная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"Срок реализации 2 годаВозрастная категория обучающихся: с 8 лет...

Образовательная программа кружка «Основы православной культуры»

Образовательная   программа    кружка  «Основы православной культуры» 2 классУчебник А.В. БородинойИстория религиозной культуры. Основы православной культуры: М...

Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)

Программа кружка  «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...