Теоретико-методологические и практические основы формирования экологической культуры у младших школьников
материал на тему

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ТРУДОВИК

ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Выступление на педагогическом совете

«Теоретико-методологические и практические основы формирования экологической культуры у младших школьников»

Подготовила учитель начальных классов Адылева О.Т.

Экологический кризис ставит перед обществом принципиально новые задачи, связанные с осмыслением проблем охраны окружающей природной среды, с развитием у людей новых ценностных отношений к жизни, к окружающей среде, к роли человека в природе. Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды. Важная роль в этом плане принадлежит принятию экологически грамотных решений в области природопользования на основе создания единой непрерывной системы экологического образования и воспитания. В настоящее время экологическое образование - это не только часть образования, а новый смысл и цель совершенного образовательного процесса, результатом которого выступает экологическая культура с ее ценностным отношением к миру живой природы и ко всей окружающей среде.

Однако, большая часть исследований в области экологического воспитания ориентирована, в основном, на старший и средний школьный возраст. Между тем, вопрос экологического образования и воспитания младших школьников остается все еще мало разработанным. Между тем, практика работы учителей школы показывает, что эти формы учебно-воспитательного процесса весьма эффективны в деле формирования экологической культуры.

Объект исследования: экологическое образование и воспитание младших школьников в учебной деятельности.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры младших школьников

 Цель данной работы – рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников в ходе формирования у них экологической культуры.

При написании данной работы мы определили следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и взаимосвязь понятий экологическая культура и экологическая деятельность;
  2. Исследовать особенности формирования основ экологической культуры в младшем школьном возрасте;
  3. Выявить теоретические особенности педагогического процесса, обеспечивающего эффективность формирования экологической культуры младших школьников в обучении природоведению (естествознанию).
  4. Выявить практические  особенности педагогического процесса, обеспечивающего эффективность формирования экологической культуры младших школьников в обучении природоведению (естествознанию).

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей и многим другим следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена "экологическая культура и её воспитание у современных школьников".

Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа". Не это ли имел в виду Н. Рерих, говоря о том, что "жизнь может быть преображена утверждающим понятием "культура"?

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысло-жизненные ценности или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход к экологической проблематике представляется вполне корректным и оправданным.[1]

Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.[2]

С понятием экологическая культура тесно связано понятие экологическая деятельность. Так как это понятие - экологическая деятельность, характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды. Рассмотрим этот аспект более подробно.

Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление активности общества в отношениях с природой. Специфика любого отношения обусловлена обеими его сторонами. В данном случае специфика отношений определяется и обществом и природой.

Таким образом, экологическая деятельность занимается изучением того, что имея знания но экологии так совершать действия в природе, чтобы получить результат, который представляет собой формирование личности с экологическим сознанием, то есть экологическая деятельность является проявлением экологической культуры.

 Теоретико-методологические основы формирования экологической культуры у младших школьников

Исследование педагогической феноменологии экологической культуры детей школьного возраста потребовало определиться в ключевых понятиях. Так, исходным пониманием в педагогических исследованиях экологии служит представление о ней не столько как об области биологического и природоохранного знания, сколько как о синтезе знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия человека с окружающей его средой - природной и социальной. Экологическая культура оперирует качественно новыми понятиями "ценности - отношение - поведение", тогда как экологическое образование определяется такими понятиями, как "сознание-мышление - знание - деятельность".

Так, Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.

Экологическая культура - новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на уровне качественных изменений в структуре личности и на уровне её проявлений во взаимодействии с окружающим миром. Для характеристики качественных изменений личности используем такие категории, как "потребности", "мотивы", "привычки", "способности" и др. На уровне взаимодействия личности учащегося с окружающей его средой задействованы такие понятия, как "отношение", "поведение", "деятельность" и др.

Как показывают исследования, основную причину затруднений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического воспитания.

Говоря о технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии.[3]

Реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий удаётся лишь при соблюдении следующих принципов: 1) соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики); 2) строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; 3) обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту; 4) социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики); 5) субъектность (ребёнок является активным участником экологической деятельности); 6) учёт региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 7) повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей.

Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установили, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.[4]

Так, выявлено, что в воспитании экологической культуры младшего школьника акцент делается на формирование отношения к самому себе и ближайшему окружению - сверстникам, учителям, родителям. Это связано со спецификой мироощущения учащихся начальной школы - социальный аспект отношений более значим, чем отношение к природе, которую они воспринимают как жизненный фон. Поэтому развитие экологической культуры у младших школьников связано с динамикой в системе отношений от персонифицированного отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности - к Себе (1 класс) - к Другому (2 класс) - к Природе (3 класс).

Отсюда выбор технологических средств осуществляется с таким расчётом, чтобы они в первую очередь способствовали пониманию ребёнком собственного "Я", стимулировали у него желание заниматься физической культурой, культурой поведения и навыками диалогового общения, поощряя любые контакты с природой, развивали любознательность, ощущение красоты окружающего мира, умение наблюдать.

Формирование экологической культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов обуславливает потребность в экологическом воспитании и образовании.

В программе по экологии для начальной школы сформулированы следующие направления; разработка методического обеспечения экологического образования с учётом вариативных моделей; обобщение опыта экологического воспитания и образования школьников. В современной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачёв, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.) Основой методов и форм воспитания экологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания.[5]

3. Практические основы формирования экологической культуры у младших школьников

К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.

Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитании экологической культуры. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры, ролевые экологические игры (данная классификация представлена С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным).

Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

  • формирование системы знаний о природе;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
  • формирование коммуникативных умений и навыков.

Технология проведения экологической игры состоит в следующем:

  1. Учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
  2. Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
  3. Составляет структуру и ход экологической игры.
  4. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
  5. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и отношений, проводит диагностику.
  6. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании экологической культуры младшего школьника.[6]

Для определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно воспользоваться следующей схемой:

Рисунок 1. Структура экологической игры

При разработке экологической игры учителю необходимо обратить внимание на возможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологической культуры.

Технологии воспитания экологической культуры выполняют функцию двойного назначения - они позволяют сократить разрыв между базовым и дополнительным образованием и перейти к педагогике развития, расширяя общий кругозор и эмоциональный мир младшего школьника.

Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой. По мнению педагогов, наиболее неразработанной в воспитании экологической культуры школьников является их методическая подготовка в области современных образовательных технологий: диалоговых, игровых, тренинговых.

Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности учителя, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости.

В первую очередь экологически грамотным должен быть учитель, он должен быть носителем высокой экологической культуры, или "экологически компетентным". В психологической концепции М.Кяэрста компетентность рассматривается как конкретное измерение выражения личности. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя следующих сторон: педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность. Педагогическая деятельность - это "технология" труда учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.[7]

Разработка структуры экологической компетентности педагога имеет научно-теоретическое и практическое значение. Данная проблема лежит на стыке структурирования личностной культуры, педагогической культуры и культуры взаимоотношения с природой.

Эффект воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом "вынужден", то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом "хочу" или "не могу иначе", то и результативность воспитания экологической культуры возрастает.

Заключение

Готовность осуществлять экологическое образование и воспитание школьников - сложное системное образование, которое можно представить как психологическое условие успеха поэтапного формирования качеств личности и определяется сформированной активной гражданской позицией учителя. То есть, выпускники с любой профессиональной специализацией должны осознавать необходимость приобретения экологических знаний, умений и навыков для решения современных экологических проблем.

Повышение уровня экологической воспитанности невозможно с помощью только экологической информированности. Экологизация сознания требует восприятия мира природы как личностно-значимого, отсюда возникает необходимость нравственно-эстетической, патриотиоведческой, духовной окраски экологического знания. Именно на этой почве возможно формирование ценностных ориентаций и, как результат, экологического сознания развивающейся личности. Успешное протекание этого процесса наряду с повышением уровня образованностиможет быть гарантировано при экологизации школьных программ. Работа со школьниками непосредственно в стенах школы, в тесной связи с внеучебной созидательно-добротворческой деятельностью позволит им применить полученные знания и приобрести профессиональные навыки осуществления экологической деятельности.

Практика чаще показывает экокультурную несостоятельность учителя, что является серьёзным препятствием в формировании у младших школьников понимания экологии как нового видения мира, места и роли в нём человека.

Таким образом, наш анализ, с одной стороны, подтверждает значение современных образовательных технологий в области воспитания экологической культуры, а с другой, - вероятно, свидетельствует о низком качестве их применения. Данная проблема является сложной и ждёт дальнейшего своего разрешения.

Список литературы

  1. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 480 с.
  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Ч.1./ Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина, Ч. 2./ И.А. Петрова, Е.О. Яременко – М.: Просвещение, 2002. – 230с.

Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. – М.: Издательский центр «Академия»,2000


[1]Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –С.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников".

Лекция: "Формирование экологической культуры у младших школьников"....

Формирование экологической культуры у младших школьников.

Воспитание экологической культуры реализуется через систему знаний, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися. С целью формирования у младших школьников ...

Формирование экологической культуры у младших школьников

Сейчас как никогда остро стоит вопрос об экологической грамотности школьников Очень важно уделять внимание данной проблеме с начальной школы....

Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование эк...

Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»

Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»...