Главные вкладки

    Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников
    статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование экологической культуры у младшего школьника, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного и самостоятельного в решении экологических проблем способствует деловая игра «Мои открытия» в рамках Устного журнала.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_konf-tsiya_noyabr_2017.docx32.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационная практика продуктивной организации

    самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры  у младших школьников

      Требования ФГОС НОО ставят во главу угла деятельностный характер, который создает условия для достижения главной цели образования -  развитие личности учащегося. Портрет выпускника начального обучения включает в себя практические виды деятельности, которыми он должен овладеть. На выходе результаты обучения рассматриваются как личностные, метапредметные и предметные. Универсальные учебные действия – это особая часть нового стандарта, которые носят характер «общих способов деятельности».  

    Все выше сказанное открывает новые возможности педагогам, позволяет успешно развивать и укреплять универсальные учебные действия. С одной стороны умения, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. С другой стороны, формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    Считаю, что только педагог – труженик, любящий детей и свою профессию, может получить хороший результат. Главное знать, что грамотное сопровождение личностного развития даст возможность для выявления и развития творческих и исследовательских способностей у каждого учащегося.

    Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование экологической культуры у младшего школьника, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного и самостоятельного в решении экологических проблем способствует деловая игра «Мои открытия» в рамках Устного журнала.  

    Устный журнал – это интересная, интерактивная форма взаимодействия детско-взрослого сообщества. Это такой формат общения, при котором учащиеся получают возможность творить и развиваться, проявляя свою природную любознательность и познавательную активность при этом пробуждая любознательность у окружающего социума.

    Устный журнал «Мои открытия» начиная с 2014 года развивался, претерпевал изменения, и теперь мы можем представить педагогическому сообществу модель научного открытия. 

    В деловой игре Устного журнала «Мои открытия» свою работу могут представлять как индивидуальные участники, так и группы любознаек.

    В рамках работы устного журнала ребята получают и навыки публичного выступления, ведь не менее важно уметь грамотно презентовать свои открытия. Это серьезная подготовка, предполагающая еще и сотрудничество со специалистами и значимыми взрослыми.

    Устный журнал – это открытое мероприятие для всех любознаек школьного сообщества, где каждый может попробовать свои силы.

    Содержание устного журнала не предполагает копирование этапов проекта, а лишь включает отдельные элементы проектно-исследовательской деятельности, ведь главное – это удивление и радость от совершенного открытия.

    Юные Любознайки, работая по теме основного материала, используя различные источники информации (прежде всего свои наблюдения), совершают открытия в познании окружающего мира.

    Затем юный Любознайка представляет на страничке устного журнала познавательную, интересную и необычную своего рода информацию (не часто встречающуюся, ту которую не каждый знает, ту, которая может поразить слушателей своими неожиданными фактами и научными выводами).

    Данная деловая игра обеспечивает продуктивную организацию самостоятельного добывания знаний с целью более эффективного их усвоения.

    Рассмотрим научное открытие, которое совершила Яна К., первоклассница, которая очень любит своих домашних питомцев. Тема открытия: «Когда у моей Симки бывают глаза как апельсинки»

    Мои бабуля и дедуля живут в с.Архангельское. Это недалеко от Ульяновска. Мы к ним часто приезжаем. И нас радостно встречают собака Линда, кошка Симка и ее котенок Мася.

    С Симкой и Масей мы большие друзья! Друзья мы настоящие, потому что я очень люблю играть с ними в разные игры.

    Я узнала, что кошки одни из самых игривых домашних животных, которые с удовольствием вовлекают в этот процесс своих хозяев. О душевном и физическом здоровье питомцев можно судить по их активности. Поэтому я всегда помогаю Симке и Масе тренировать свой организм.

    Самая интересная игра – это игра в «Догони бантик на веревочке». И Симка, и Мася с удовольствием принимают участие в игре, если игрушка напоминает ей добычу.

    В природе кошки – охотники! А добыча никогда специально возле носа кошки не будет кружить. Поэтому внимание моих питомцев я привлекаю легким подпрыгиванием бантика на веревочке. Затем бантик должен затаиться на некоторое время, и потом я резко привожу дразнилку в движение. Мы так весело всегда играем! И, наверное, больше всего от игры удовольствие получаю я!

    Не забываю я и покормить моих кошечек, убрать за ними, если это необходимо.

    Очень люблю наблюдать, как Симка и Мася играют друг с другом. Но все-таки по пятам они больше ходят за бабушкой, правильно, ведь она с ними всегда, а я только по выходным.

    А теперь я вам расскажу страшную историю!

    Дело было поздним вечером, делать было уже нечего. Мы с бабулей открыли дверь, и она позвала Симку и Масю. И вот в темном, темном саду сверкнули два огонька, а за ними еще два огонька. Что-то зашуршало, я спряталась за бабушку, и зажмурилась. Что-то мягкое задело мои ноги и проскользнуло внутрь. Да это же Симка и Мася!

    Вы, может быть, скажете, откуда взялись огоньки!

    Оказывается, это у кошек глаза светились. Природа создала кошку хищницей с ночным образом жизни, она же и заложила под сетчатку ее глаз вещество тапетум (слой серебристых кристалликов такого же состава, который придает блеск и рыбьей чешуе). 

    Благодаря этому ночные животные хорошо видят в сумерках.

    Светоотражательное свойство глаз кошки человек использовал в защитных элементах одежды и других предметах. Мы знаем, что поведение на дорогах должно быть безопасным. Можно обезопасить себя, если используешь светоотражающие элементы.

    А теперь скажите: в полной темноте будут глаза у кошки светиться?

    В полной темноте глаза кошки светиться не будут, так как отражать им нечего.

    Так же и светоотражательные элементы будут светиться, когда на них попадет свет: переходишь рано утром дорогу, появилась машина, попал свет от фар на светоотражательный элемент, тогда тебя водитель увидит.

    Будьте на дорогах внимательны и используйте на своей одежде светоотражательные элементы!

    Вот какие открытия я совершила, наблюдая за кошкой Симой и котенком Масей. Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

    статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

    Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

    Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

    «Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».

            Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик  земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...

    Инновационное содержание курса математики УМК "Планета знаний" как средство формирования математического мышления младших школьников

    Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня...

    Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"

    Данный проект заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не тол...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

    В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....