Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Домничева Елена Анатольевна

Тема урока  «Взаимосвязь культуры и религии»

 

Цель урока: знакомство с понятиями «культура» и «религия», «православие»;

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление и  установить взаимосвязь понятиями «культура» и «религия», разнообразие культурных традиций своей страны

Развивающие:  формирование умения вести диалог,  расширение кругозора;

Воспитательные: формирование толерантного отношения к различиям культур как к норме человеческой жизни; воспитание бережного отношения к духовным и материальным ценностям;

Формы и виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации ( терминологическими и иллюстративными), «мозговой штурм» - для актуализации знаний

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

ТСО: проектор, компьютер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема конспекта урока

по теме: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Домничева Елена Анатольевна

ГБОУ СОШ №297

СВОУО г. Москвы

Москва 2012

Тема урока  «Взаимосвязь культуры и религии»

Цель урока: знакомство с понятиями «культура» и «религия», «православие»;

Задачи урока: 

Обучающие: формировать представление и  установить взаимосвязь понятиями «культура» и «религия», разнообразие культурных традиций своей страны

Развивающие:  формирование умения вести диалог,  расширение кругозора;

Воспитательные: формирование толерантного отношения к различиям культур как к норме человеческой жизни; воспитание бережного отношения к духовным и материальным ценностям;

Формы и виды деятельности: самостоятельная работа с источниками информации ( терминологическими и иллюстративными), «мозговой штурм» - для актуализации знаний

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

ТСО: проектор, компьютер

Ход урока:

1.Организационный момент( подготовка рабочего места учащегося к уроку)

2.Проверка  домашнего задания.

- Какое имя носит наша замечательная страна?

- Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

- О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

- Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

  3.Актуализация  знаний.

А) Знакомство с темой урока.

- Тема урока зашифрована. Ключ- ваши знания из  разных наук, которые вы изучаете

1 буква – «рычащий звук»,

 2 буква – буква между «д» и «ё»,

 3 буква – название предмета, на котором изучаем произведения писателей и поэтов,

4 буква – любимое занятие детей в саду

5 буква – «что осталось на трубе, когда там были а и б….»

6 буква – начало слова- названия домашней водоплавающей птицы

7буква – такая же как и 5

8 буква – «последняя» в алфавите

2 слово – общее название предметов искусства, живописи, архитектуры

 

- С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

- религия

- культура( выносится на доску)

- Для чего необходимо это знать? Связаны ли культура и религия между собой?

-Определим цель занятия?( формулировка на доске)

Б) Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей ( в парах).

культура

религия

         - Заполните сообща, пожалуйста,таблицу. С какими словами ассоциируются понятия «культура» и «религия»?

 Варианты ответов вывешиваются на доску и сравниваются.

Возможные варианты ответов:

культура

религия

картины

 книги

 кино

 вежливость

аккуратность

храм

церковь

святой

крест

пасха

рождество.

- Этого достаточно, чтобы представление об этих понятиях стало полным? Где сможем найти информацию, находясь в классе?

В) Работа по учебнику.

Учетная статья  стр.6 1 абзац.

- Что такое культура?

- Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

- Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

- Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

- Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

- Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

- Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.

Г) Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

- Как вы поняли, что такое религия?

-  Сегодня  религия это явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…  

 – участие людей в религиозных действиях – ритуалах

          – поведение людей в повседневной жизни;

Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы,  боялись грозы, молнии, урагана и считали, что всё это «работа» богов и духов.

- Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

- Прочитайте внимательно слово «православие». Назовите корни слова (прав и слав)

- Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

 Можем  теперь ответить на вопрос:  Что такое религия?

Запись в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир

Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

- Прочитайте внимательно задание.

- Кто справился с заданием на 100 %?

- Что вы отнесли к понятию культура?

- А к религии?

- У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

4) Взаимосвязь культуры и религии.

А) Работа с текстом.

-Найдите ответ на вопрос: как связаны между собой религия и культура?

Помощник - учебник

- Чтение ответов, используя статью учебника.

 - Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

-  Я предлагаю вам прослушать небольшой рассказ об этом слове ( аудиозапись – в презентации).

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1.  Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что оно отвечает?
  2.  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
  3. Что доказывает, что женщина  действительно верила в Бога? Подтведите цитатами из текста или сформулируйте сами

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

- Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается?

 Храм создал человек, а значит это …. (культура)

- В настоящее время эти замечательные сооружения – храмы – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И в нашей Московской области много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.

( слайд-шоу)

- Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

- Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

- А у нас в городе есть храм? Где он находится? Как называется?( ходили туда в празднование святых Кирилла и Мефодия)

          

( территория усадьбы Свиблово)

- А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

- Давайте посмотрим на некоторые из них.

- Только в храме находятся иконы?

- Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

-Как связаны ли культура и религия между собой?

5.Закрепление материала.

Истоки русской культуры находим в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, растет и развивается в ней. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён Что его так поразило?

- Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

- Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

  1. Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

- Кто справился со всеми заданиями?

- Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

7.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это…

Религия - …

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...