Психолого-педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
статья по теме

Баранова Елена Ивановна

Выступление на заседании психолого-педагогической службы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детей в асоциальных семьях.

Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами: гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи, с четкими «образами» отношений и поведения, теплые эмоциональные отношения между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти» и традиций. Друзья семьи, родителей и детей свободно входят во внутреннее пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности детей.

Нужно помнить, что в здоровых семьях тоже бывают конфликты, но они не являются причиной личностных расстройств детей и подростков, не вызывают у них «цепной реакции» патологических разрешений, как в неблагополучных, асоциальных.

Асоциальные семьи  – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. Это семьи,  где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.  Для неблагополучных или асоциальных семей характерно:

«запутанность» отношений между членами семьи;

низкий уровень общения, отсутствие радости от общения, заботы;

в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины друг на друга;

семья избегает поддержки со стороны школы, совместной работы по воспитанию детей;

сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений;

нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями села;

поведение родителей, связанное с пренебрежением к детям при выполнении ими родительских обязанностей;

уход родителей в алкоголизацию, наркоманию, токсикоманию, иногда с привлечением к ним как своих, так и других детей и подростков;

аномально – личностные расстройства, а также психические нарушения у одного из членов семьи, сопровождающиеся длительными, конфликтными отношениями;

криминологическая отягощенность семьи с последующей судимостью и т.д.

Неблагополучные и асоциальные семьи ввергают своих детей в двойные страдания, потому что дети, проживающие в таких семьях, испытывают различные формы давления: разъединенность или эмоциональное отвержение одного или обоих родителей, заброшенность или насилие, чувство вины или стыда за поведение родителей или других членов семьи, за несостоявшийся родительский дом. Они вынуждены соизмерять своё поведение и свои отношения с двойным стандартом правил:

- аморальным, как нормой поведения внутри своей семьи и моральными, определенными правилами поведения вне семьи: в школе, в общении с другими.

Но чаще всего, как показывает практика, дети идеализируют своих «непутевых» родителей, они в мечтах (особенно дети младшего школьного возраста) создают уютный родительский дом с любящими, заботливыми родителями, защищают и оправдывают их поступки тягостью человеческой жизни.

Старшие же дети, устав от образа жизни родителей в неблагополучной и асоциальной семье, оценку дают более реальную, критичную, зачастую начинают заниматься сами воспитанием родителей, просят советов у старших и помощи, и нужно оказать её своевременно.

Сильные страдания испытывает ребенок с низким материальным положением, где родители постоянно не работают, нанимаются на работу временно, проживают свои «временные» деньги, попрошайничают, воруют, пьют, живут в антисанитарных условиях. Дети вырастают в страхе перед жизнью, не верят, что могут что-то сделать для её улучшения, у них заниженная самооценка.

Дети из неблагополучных и асоциальных семей не всегда могут выполнить  свою социальную роль в будущем, им нужна своевременная социально-педагогическая поддержка со стороны воспитателей, классных руководителей. Но и она может не дать положительного результата без социально-педагогической поддержки родителей, т.к., если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить её, изменить её жизнь, пробудить у родителей веру в свои силы, то семья приобретает почти нулевой воспитательный потенциал.

Основная цель социально-педагогической поддержки – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, к выполнению своей социальной роли в обществе, будущей семье, помочь реализовать его творческий потенциал; помочь ребёнку вернуть настоящих родителей через систематическую индивидуальную работу с семьей.

Проблема, о которой мы сейчас говорим, очень актуальна для меня как классного руководителя. Социальный паспорт моего класса таков:

Асоциальных семей - 7, опекаемых детей -2.  Три семьи состоят на учёте в ОДН за систематическое употребление матерями спиртных напитков.  Семьи многодетные, в них по трое детей младшего школьного и дошкольного возраста, а одна  мама уже лишена родительских прав на старшую дочь. Родители в этих семьях нигде не работают, ведут разгульный образ жизни, не чувствуют никакой ответственности за воспитание детей. Семьи малообеспеченные, дети в них многого лишены – тепла, родительской любви, чувства защищённости, счастливого детства. Двое детей ,– опекаемые, их мама лишена родительских прав за злоупотребление алкоголем. Опекун – родная бабушка детей,  со своими обязанностями не справилась, т.к. тоже имеет проблемы с алкоголем и в настоящее время решается вопрос о дальнейшей судьбе детей.

Пьянство родителей – один из самых мощных неблагоприятных факторов , разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка . Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.     Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психо-физического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

     Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей.

     Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у  детей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети.  Все дети, о которых я говорила выше, имеют те или иные отклонения и в физическом и в психическом развитии. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.

Практика показывает, что результат работы с неблагополучной семьёй зависит  от начала работы с ней. Для посещения семьи, прихода в её дом учитель, классный руководитель, социальный педагог и другие лица должны иметь разрешение родителей. Просьба о разрешении посетить семью с правильно формулируемой целью посещения, иногда далекой от истинной, нравится родителям и может способствовать хорошему контакту с ними изначально. До первого посещения необходимо «проиграть» для себя возможные варианты беседы с родителями, членами семьи. Тщательно продумать вопросы, которые не вызывали бы агрессию. Предварительно до посещения семьи необходимо ознакомиться с материалами из банка данных на семью (если таковые имеются). При хорошей, тактичной, располагающей на доверие беседе родители сами могут называть и личные проблемы, и проблемы взаимоотношений в семье и с детьми. Обычно в таких семьях не принято «выносить сор из избы», поэтому родитель может раскрыться не сразу. Учителю, классному руководителю нужно проявить терпение и выдержку, прежде чем он получит правильный полный анализ жизненно-бытовых условий семьи:

состав семьи;

кому отведена главная роль в семье;

утрачена ли индивидуальность каждого члена семьи;

микроклимат семейных отношений;

традиции семьи;

выяснение общих проблем семьи и её особенностей;

наблюдение ответных реакций при беседе (молчат, рассказывают, ссорятся, не доверяют, ведут себя агрессивно);

обследование квартиры, где живет семья, условий её проживания;

материальный доход семьи;

стиль воспитания детей.

Любое посещение семьи должно анализироваться, необходимо делать выводы и давать рекомендации в дальнейшей работе с ней.

Установление доверия в работе с неблагополучной семьей, авторитет в ней учителя, классного руководителя, , психолога – путь её в мир благополучия.

Цель работы с неблагополучной семьёй: систематическая воспитательная работа с родителями по убеждению их в смене образа жизни, стиля воспитания детей, развитие в них ответственности за обучение и воспитание детей, возвращение детям настоящих, любящих их родителей.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной  национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов  должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Психолого-педагогическая помощь одарённым детям

Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье

1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье.     2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического ...