ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
статья (3 класс) по теме

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика, исходя из его потенциальных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

О.В.Шалыгина, Е.И.Яскевич

КОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова»

В каждом человеке солнце, только дайте ему светить

Сократ

Работая в школе, замечаешь, что некоторые дети выделяются нестандартностью мышления, устойчивостью интересов. Важно вовремя заметить одарённого ребёнка, создать условия для проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей. От своевременного выявления способностей школьника может зависеть успешность его обучения, наличие познавательных интересов, будущее профессиональное самоопределение.

Основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика, исходя из его потенциальных возможностей.

Определение творческого и интеллектуального потенциала ученика включает в себя педагогическую и психологическую диагностику. При выявлении способностей школьников учитываем следующие принципы:

- комплексный характер исследования, включающий в себя наблюдение, анализ деятельности, анкетирование, тестирование, творческие пробы, экспертные оценки родителей, учителей, педагогов;

- создание условий для проявления каждого ребёнка в разных видах деятельности: конкурсах, предметных олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности и т.д.

Психологическая диагностика включает в себя комплекс методик, позволяющих определить уровень развития творческих способностей, а также наличие у ребенка нестандартного мышления:

- тест «Дорисовывание» (составлен на основе теста творческого мышления П.Торренса) предполагает дополнение незаконченных фигур;

- тест «Необычное использование» (Аверина И.С., Щебланова Е.И.) заключается в придумывании необычных способов применения предмета;

- анкета  способностей А. де Кафа -Г. Хаана (для родителей), в которой перечислены восемь областей проявления ребёнком способностей: техника, музыка, исследовательская деятельность, артистическая деятельность, интеллектуальная деятельность, спорт, литература, искусство;

- анкета «Определение познавательной потребности» (Юркевич В.С.);

- творческие пробы: «Кляксы», «Составление инструкций», «Продолжение рассказа», «Что было бы, если…», «Коллективный рисунок», «Изобретатель». В процессе игры способности ребёнка оцениваются по следующим показателям: оригинальность, глубина и эмоциональность образов, богатство фантазии.

- тест Э.Ф.Замбицявичене на определение уровня развития мыслительных способностей.

По результатам диагностики всех детей можно условно разделить на три группы. И психолого-педагогическое сопровождение осуществляем дифференцированно.

В первую группу входят школьники с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей. Таким ученикам рекомендуем участие в олимпиадах, эрудит-конкурсах, научно-практических конференциях. Через эти виды деятельности дети могут реализовать свои способности, применить их на практике. Школьники работают над исследованиями по темам «Снег полезный или вредный?», «Изготовление цветной бумаги в домашних условиях», «Выращивание кристаллов соли». Данные исследования были успешно проведены и защищены на муниципальной и региональной научно-практической конференции учащихся.

В нашей гимназии ежегодно проводится среди учеников конкурс на вручение премии А.М.Луппова. Эта премия вручается лучшим учащимся гимназии, которые имеют достижения на уровне школы, района, области, России. Такой конкурс является мощным стимулом для школьников и мотивирует их на упорство в деятельности.

Во второй группе школьники, имеющие средний уровень интеллектуальных способностей, но с высоким творческим потенциалом. Эти ученики проявляют себя в творческих конкурсах, на уроках и во внеурочной деятельности выполняют задания, требующие оригинальности мышления, воображения. В гимназии каждый год проводится районный конкурс «Восходящая звезда», где гимназисты имеют возможность участвовать в литературном и художественном конкурсах.

Третья группа состоит из школьников со средним и низким уровнем творческих и интеллектуальных способностей. И главная задача для этих детей – развитие мышления (умений сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное), памяти, воображения, стимулирование познавательной активности. Для таких школьников психологом гимназии проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия, тренинги. Дети в начальной школе учатся по программе «Школа 2100», которая предполагает развитие интеллекта. Кроме того ученики готовят презентации к уроку окружающего мира, создают рисунки, сочиняют стихи, рассказы, сказки, загадки и ребусы к уроку русского языка и чтения, задачи к уроку математики. Ежедневно в содержание уроков включаются творческие задания и упражнения.

Школьники сами оформляют классный уголок, готовятся к тематическим вечерам и праздникам в классе. За два года обучения в классе прошли тематические вечера «Мама – первое слово», «Вся семья вместе и душа на месте»,

Традицией в нашем классе стал выпуск газеты «Класс!», в которой дети пробуют себя в роли корреспондентов, освещают интересные события из школьной жизни, подводят итоги учебной и внеклассной деятельности.

Каждый ребёнок обязательно посещает кружки и студии по интересам, где также развиваются способностей детей. В гимназии действуют кружки «Земля – наш дом» (экологическое направление), «Истоки» (духовно-нравственное направление), «Я – исследователь» (технология проектной и исследовательской деятельности), «Занимательная грамматика» (интеллектуальное направление), клуб «Поиск» (военно-патриотическая деятельность, краеведение). Также дети занимаются в школе искусств (художественно-эстетическое направление), на станции юных техников (техническое направление), станции юных натуралистов.

В Тарской гимназии №1 им. А.М.Луппова каждый ребёнок имеет возможность проявить свои способности по различным направлениям. Предлагается большое разнообразие дистанционных предметных и творческих турниров: «Пони», «Эму», «Кенгуру», «Британский бульдог» и т.д. Ежегодно в гимназии проводятся предметные олимпиады. Популярными в нашем образовательном учреждении стали телекоммуникационные проекты, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала личности школьников. Ещё одна форма стимулирования интереса школьника – предметная неделя. Предметные недели включают в себя творческие познавательные задания, подготовку сообщений, выпуск листовок, оформление выставок.

Все дети активно участвуют в проектной деятельности, большую помощь в этом им оказывают родители. Начиная с первого класса, в ходе выполнения детьми мини-проектов учителем и психологом ведётся наблюдение за каждым ребёнком, выявляются их склонности, интересы и способности. В процессе работы созданы проекты «Чудеса детского творчества», буклеты «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Моё родословное древо», экологические памятки «Ёлочка», «Каким предками гордится мой род», «Мои увлечения»,

Родители являются активными и заинтересованными помощниками и участвуют  в построении индивидуального образовательного маршрута своего ребёнка. Родители создают  благоприятствующую  интеллектуальному творчеству обстановку дома, помогают в подборе необходимой литературы, в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, обсуждают проблему, эмоционально поддерживают). Исходя из результатов диагностики, родители получают рекомендации по развитию потенциала ребёнка, на родительском собрании и индивидуальных консультациях знакомятся с приёмами развития творческих и интеллектуальных способностей, учитель информирует о предстоящих мероприятиях, предлагает каждому ребёнку принять участие в той или иной деятельности.

В конце каждой четверти проводится мониторинг достижений учащихся по схеме, данные заносятся в Карту достижений, корректируется и строится дальнейший образовательный маршрут ученика.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. –с. 151
  2. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс]. / Режим доступа: - http://74322s003.edusite.ru/DswMedia/razvitieissledovatel-sk..
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. – М.: «Академия», 2000.
  4. Лосева А.А. Психологическая диагностика одарённости. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004.
  5. Сергиенко Н.А. Выявление одарённых детей в начальной школе / http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...

Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»

Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...

Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

Одарённые дети - это те, которые демонстрируют высокий уровень в одной или нескольких областях. Одной из ярких проявлений одарённости - это ранняя речь и большой словарный запас. Многие исследователи ...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....