Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
материал
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologopedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»
Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую
развитию человека.
К.Роджерс
В настоящее время все более приоритетной становится работы с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Ребенок с признаками одаренности - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший, качественный скачек в развитии их способностей.
Вопрос о лучших условиях обучения каждого одаренного ребенка должен рассматриваться отдельно. Программы для работы с такими детьми обязаны иметь отличие от стандартных учебных программ. Обучение должно следовать их способностям. Одарённые дети имеют и общие особенности, их тоже нужно брать во внимание в учебных программах. Самое важное, это умение замечать, анализировать и представлять свои объяснения.
Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению определенных задач.
Для этой категории детей наиболее подходят такие методы работы как:
Исследовательский - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска;
Проблемный - это метод, в ходе которого учитель даёт новый материал, создавая на уроке проблемную ситуацию, являющейся для ребенка интеллектуальным затруднением;
Частично - поисковый - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания;
Проективный - метод оценки, в котором испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов.
Также существуют различные формы для работы с одаренными детьми:
- групповые занятия с сильными учащимися параллельных классов (составление карточек - заданий по изученному материалу, текстов, таблиц для работы на уроке, сочинений лингвистических сказок, работа «учителем», то есть проведение какого - либо фрагмента урока);
- разного рода факультативы (дополнительные занятие по разным направлениям);
- кружки по интересам (создание кружков в разных сферах деятельности);
- занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
- различные конкурсы (спортивные соревнования, разные фестивали, интеллектуальные игры);
- интеллектуальный марафон (проведение конкурсов на развитие памяти);
- научно-практические конференции (это есть вовлечение особых детей в науку);
- участие в олимпиадах;
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
• диагностического
• консультационного
• развивающего
• коррекционного.
Отдельно выделяют также такое важное направление деятельности как педагогическое просвещение и образование, направленное на формирование педагогической культуры, развитие компетентности учащихся, педагогов, родителей. Рассмотрим каждое из направлений более подробно.
Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.
Одним из способов формирования мотивации достижения является работа ребенка с портфолио. Введение портфолио повысило образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио дает возможность детям учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой и т.д.) и является важнейшим элементом в практике личностно-ориентированного подхода к образованию.
Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного ребенка в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей очень сложный и трудоемкий процесс. Педагогу необходимо много времени посвятить самоподготовке и самообразованию с целью правильно, интересно и качественно подать материал, провести развивающее занятие. И самое главное не отставать от своих воспитанников.
Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший педагог, может осуществлять обучение одаренных детей. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности, а значит у педагогов и родителей есть хороший шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.
Список литературы
1. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001. – 131 с.
2. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010. – С. 38-42.
3. https://infourok.ru/metody_i_formy_soprovozhdeniya_odarennyh_detey-451450.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...
Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Цикл занятий «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках реализации ФГОС» . «Маленький гений»
Создать условия для выявления поддержки и интеллектуального развития одаренных детей...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
Одарённые дети - это те, которые демонстрируют высокий уровень в одной или нескольких областях. Одной из ярких проявлений одарённости - это ранняя речь и большой словарный запас. Многие исследователи ...
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...