Креативность в наше время
материал (4 класс) по теме
Наше время является временем перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли; оригинальность; любознательность; точность и смелость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
potenitsal_2.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Креативность в наше время
Наше время является временем перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли; оригинальность; любознательность; точность и смелость.
Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся по преимуществу должна быть творческой, самостоятельной или продуктивной. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях.
Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необыкновенному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности отличаются стремлением к школьным успехам, которые выражаются в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, вместо надежды на успех у них скорее преобладает страх перед неудачей. Эти дети не любят риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они не любят быть представлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.
Дети с низким уровнем интеллекта и креативности, как правило, внешне хорошо адаптируются, держаться в "середняках " и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.
Таким образом, при работе с детьми важно развивать не только интеллект, но и творческие способности, и, наоборот, при развитии творческих способностей не следует забывать об интеллекте. Ведь когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т. п.
Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.
Ещё одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер её мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.
Наиболее эффективным методом развития мотивации является игра развивающая.
Продуктивному мышлению способствует овладение специальными приёмами. К таким приёмам относятся такие, как:
выделение противоположных свойств;
поиск аналогий;
ассоциирование понятий;
постановка вопросов;
переформулирование … .
В игре “Противоположности” как раз и задаются противоположные свойства или признаки, а ребенок должен догадаться, какие предметы или явления могут этими свойствами обладать. Например:
Острый - тупой (нож)
Горячий - холодный (утюг, холодильник)
Добрая - злая (собака)
Весёлый грустный (человек)
Глубокое - мелкое (море, озеро).
Необходимо добиваться, чтобы ребенок называл как можно больше таких вариантов. В развивающей игре "И хорошо, и плохо" предлагается оценивать, пользуясь этой категорией, следующие явления природы, действия и предметы:
Зима, лето, осень, весна;
Дождь, снег, солнце, ветер, огонь;
Кушать, спать, гулять в лесу, лазать по горам.
Ребенок должен найти хорошие, плохие стороны явлений.
Немаловажный прием – это постановка вопросов. Способность человека к постановке новых вопросов и проблем является одним из показателей развития творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов (что? как? почему?), необходимо создание ситуаций общения с ребенком на равных, а также важно показать ребенку образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно обучить его выбирать направленность вопросов. Более важным являются вопросы, относящиеся к ключевым моментам проблемной ситуации, к причине явлений, к существенным признакам и функциям предметов.
Обучиться этому можно только в процессе обучения с взрослым в ходе совместной деятельности. Главное, чтобы вопросы побуждали ребенка к интеллектуальной активности, чтобы в них были элементы неизвестности и противоречия, чтобы они были направлены более на развитие логических умений и навыков.
Прием переформулирование – это умение выделять в предмете нехарактерные для него (несущественные с точки зрения назначения) свойства. Для овладения данным приемом ребенок должен предварительно научиться выделять различные свойства и признаки предметов и явлений, а также различать, какие из них существенные. Например, установить аналогии.
Генерирование идей – это один из наиболее важных приемов, обеспечивающих творческий подход к решению самых разных проблем. Суть его предельно проста - генерировать как можно больше идей. И чем больше идей, тем больше вероятности, что среди них будит хорошие, а может, даже гениальные. Тренировка умения генерировать идеи тесно связана с развитием творческого воображения.
В связи с этим важным также является обучение ребенка еще двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образцов:
Умению "включать" воображаемый объект в новые связи и отношения;
Умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный.
Таким образом, для развития творческих способностей учащиеся имеют значение не просто готовые обобщенные знания, а высокая умственная активность учеников в процессе приобретения и оперирования знаниями и навыками. Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие творческого мышления.
Кондаурова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№16 с УИОП»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)
Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы» Предлагаемый учебный материал может быть ис...
Ломоносов В.М.-наше время.
На данной работе ученица собрала работы Ломоносова, который внес большой вклад в области биологии....
Ломоносов В.М.-наше время.
На данной работе ученица собрала работы Ломоносова, который внес большой вклад в области биологии....
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия" "Да, были люди в наше время"
В презентации представлена краткая биография М.И. Кутузова....
Учитель в наше время
Учительство - это творчество и искусство, актерство. Не случайно М.Звонарев пишет: "В хорошем учителе мы ценим качество дрессировщика, клоуна, цирковной лошади, которую год за годом гоняют по одному к...
"Первые рыцари. Есть ли рыцари в наше время?"
Первое участие ученика 3 класса Ермина Александра в научно-практической конференции "Первые шаги в науку" с работой "Первые рыцари.Есть ли рыцари в наше время?", занявшего 2 место среди 1-4 классов....
Классный час на тему: «Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»
Этот материал можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий в 4 классе. Он помогоает глубже раскрыть содержание понятия "милосердие"....